История одной фотографии
Павлов Владимир Всеволодович, актер Театра им. М.Ермоловой
-Когда и где вы родились?
-Родился 22 марта 1940 года в Москве
-Кто ваши родители?
-Отец – Всеволод Владимирович (1898-1972гг.). Крупный египтолог, много лет заведовал отделом Древнего Востока государственного музея изобразительных искусств им. А.Пушкина, преподавал в МГУ на историческом факультете. У него много трудов по истории древнего Востока, современному искусству.
Моя мать, Некрасова Екатерина Алексеевна, родилась в 1905 и умерла в 1989 году.
До 16 лет она жила с бабушкой и дедушкой – Екатериной Алексеевной и Иваном Яковлевичем Яковлевыми в Симбирске.
Воспоминания о детстве у нее были самые светлые. Бабушку она звала «мамой», а детство ее прошло среди чувашских детей. После достижения 16 лет она приехала в Москву. В Москву из Симбирска переехали также Иван Яковлевич, освобожденный от школьных обязанностей, и его жена.
Жили все вместе в районе Тимирязевской академии, в местечке, которое называлось «Соломенная сторожка». Это была то ли улица, то ли район...Там были деревянные строения, которые снесены.
То, каким был этот дом, можно узнать из сохранившейся редкой семейной фотографии.
На ней - деревянное и довольно простое бревенчатое строение с крыльцом.
Просветитель чувашского народа жил в этом доме с 1922 или 1923 года. В 1930 году он умер, а его жена умерла в 1936 году.
О Иване Яковлеве стали открыто писать в печати сравнительно недавно. При советской власти многие хранили молчание: причина – в религиозности Ивана Яковлевича, ведь он переводил на чувашский Библию, перевод которой не закончил, но завещал потомкам завершить труд.
Фотография сделана уже после ухода просветителя из жизни.
-Расскажите о людях, запечатленных на фотографии.
-На ней – его вдова Екатерина Алексеевна, а также их дочь Лидия Ивановна, она на снимке - слева.
Лидия Ивановна – старшая из четырех детей Ивана Яковлевича - была замужем за профессором биологии Некрасовым Алексеем Дмитриевичем.
Лидия Ивановна работала искусствоведом и переводчицей, знала английский, французский, немецкий язык, этнографию.
В 1937 году ее арестовали и сослали по 53-й статье УК – подозрение в шпионаже. В 1943 году она умерла в Ухте, о чем семья узнала позже.
У нее было четверо детей: Екатерина, Алексей, Дмитрий и Анна.
На этой фотографии, вторая справа, запечатлена моя тогда еще молодая мама, Екатерина Алексеевна Некрасова, вместе со своей дочерью, моей сестрой Екатериной Всеволодовной Павловой, которая родилась в 1934 году и сейчас живет с дочкой и тремя внучками в Москве, в районе метро «Красные Ворота».
-А вы сами знаете, где стоял этот дом?
-Нет, я не знаю. Думаю, никто уже не знает, кроме Екатерины Всеволодовны: она – музейный работник, трудилась в музее А.Пушкина, имела дело с архивами и, не исключено, может рассказать о том, где же находился дом и что сейчас расположено на его месте.
Мои родители переехали где–то в 1938 или в 1939 году в комнату коммунальной квартиры по улице Карла Маркса, которая до этого называлась «Старой Басманной». Так, кстати, называется и сейчас: ей вернули прежнее название.
В той комнате я и родился, а моя семья жила до 1954 года.
В комнате было восемь квадратных метров. А всего в общей коммунальной квартире жило шесть семей, и сейчас довольно сложно себе представить, какие это были условия.
В 1954 году папе дали квартиру. Она тоже была поделена для двух семей: в другой части проживала женщина с дочкой.
Спустя несколько лет папа купил кооперативную квартиру, и соседка с дочерью в нее переехали; где–то с 1959, а, может, 1962 года, точно не помню, вся квартира в доме № 14 по проспекту М.Ломоносова принадлежит нашей семье.
На фото моей сестре около года – двух. Фотография, вероятно, сделана в 1934 или 1935 году.
-Что в вашей семье рассказывали об Иване Яковлевиче?
-Иван Яковлевич, воспитываясь в Кошках, Симбирске, бывая с народом, схватывал все, он был человек универсальный.
С теплотой и умилением вспоминаю, что мама рассказывала – не знаю, быль это или семейная легенда – историю, которая в ее памяти сохранилась как маленькое чудо.
Во время строительства школы с лесов на ногу рабочему упало бревно. Хлынула кровь, которая почему–то не останавливалась. Стало ясно: рабочий умрет от потери крови и ничего сделать нельзя.
Тогда Иван Яковлевич бросился к нему и стал шептать ему на ухо какие-то слова.
Произошло маленькое чудо – кровь перестала вытекать из раны!
Ногу перевязали, строитель остался жив. Сам же Иван Яковлевич тогда людей, наблюдавших за событием, просил не рассказывать об этом, чтобы его не сочли язычником, знатоком заговоров, «шаманом».
Его обожали дети, крестьяне.
-Где учились вы, Владимир Всеволодович?
-Я после средней школы закончил исторический факультет МГУ им. М.Ломоносова, отделение истории и теории искусства. Учился в МГУ в 1958 – 1962 годах.
В 1963 году поступил в Ермоловскую студию ГИТИС’а. Это было прекрасное актерское образование: в студии преподавали мастера Ермоловского театра, готовя кадры для своей сцены. Готовили себе смену. Кстати, никогда больше такая студия при ГИТИСе не создавалась. Курс состоял из 14 человек, 7 из них остались в театре. Сейчас из них работают трое.
-Почему вы решили сменить профессию?
-Сцена увлекла меня, когда я учился в МГУ.
В Студенческий театр МГУ пришел молодой Роллан Быков и создал спектакль «Такая любовь» по пьесе чешского драматурга Павла Когоута.
Спектакль быстро стал знаменит, хотя в нем играла совершенно непрофессиональная труппа. Я тоже в ней участвовал – в массовке.
Параллельно в ДК МГУ, в здании на улице А.Герцена, играл еще и эстрадный театр, который создавали Илья Рутберг, Игорь Аксельрод, Марк Розовский, которые затем работали с такими начинающими тогда артистами, как Геннадий Хазанов, Владимир Точилин, а сам Точилин – с неизвестным еще Ефимом Шифриным.
В здании, где прежде была церковь Святой Татианы, работали фортепианный и другие кружки.
После 1991 года в здании восстановили церковь, а все студенческие коллективы переехали на Ленинские горы, во Дворец культуры МГУ.
Студенческий театр в годы моей учебы был очень популярен. Из него вышли многие замечательные актёры: Ия Саввина, Алла Демидова, Елена Козелькова и многие другие. Там же начинал свой путь прекрасный драматург и сценарист Георгий Полонский, известный Вам, вероятно, по фильму «Доживём до понедельника».
-Расскажите о ваших детях.
-В 1975 году у меня родился сын Алексей. Сейчас он работает генеральным директором фирмы.
У него есть жена и дочь, они живут в своей квартире.
В 1983 году у меня родился сын Всеволод, он закончил социологический факультет МГУ и тоже работает в частной фирме.
В 1985 году родилась дочь Екатерина, она закончила филфак МГУ, романо-германское отделение; сейчас – аспирант филфака, преподает английский язык.
Самая младшая дочь, Ольга, родилась в 1989 году, сейчас она - второкурсница географического факультета МГУ. Все трое живут в этой квартире.
Я - Заслуженный артист Российской Федерации, продолжаю службу в театре имени М.Ермоловой, много занят в репертуаре.
-Кто лучший знаток истории вашего знаменитого прадеда?
-В Чебоксарах ею профессионально занимается прекрасный человек, крупный яковлевед Николай Герасимович Краснов.
Под его редакций вышло несколько томов Ивана Яковлева.
-Расскажите о других ветвях семьи Ивана Яковлевича.
-У Лидии Ивановны, его дочери, кроме моей мамы были еще дети: Дмитрий Алексеевич и Анна Алексеевна.
У Дмитрия Алексеевича есть дочь Лидия, которая живет в районе метро «Спортивная». У Лидии Дмитриевны три дочери и несколько внуков.
Анна Алексеевна Некрасова – режиссер Центрального детского театра была замужем за Борисом Александровичем Покровским, который многие годы работал главным режиссером Большого театра, руководит Камерным театром. Сейчас ему – за 90 лет.
У них родилось двое детей.
Алла Борисовна – народная артистка России, актриса театра «Современник» и ведущий педагог школы МХАТа.
Ее брат, Александр Борисович Покровский - пианист.
От брака Аллы Борисовны, с известным актером и главным режиссером «Современника», а затем МХАТа Олегом Николаевичем Ефремовым, родился сын – Михаил Олегович Ефремов, очень известный современный актер – тоже прямой потомок Ивана Яковлевича Яковлева, личность которого у всех в нашей семье вызывает огромное уважение.
Мы все гордимся, что у нас такой предок.
-Каковы принципы вашей семьи?
-В знаменитом завещании Ивана Яковлева чувашскому народу названы простые истины: важны крепкая семья, труд, который в радость, и вера.
Еще он завещал чувашам всегда быть вместе с великим русским народом, который никогда не обижал их и не обидит. И все получится.
В нашей семье эти простые истины никому не вбиваются в голову насильно, а передаются личным примером; учат, как жить.
По его заветам живем мы, и будут, надеюсь, жить наши дети и внуки.
Он не открывал Америк, но если жить по его золотым канонам, то ничего не страшно.