-Что такое для вас чувашская музыка?
-Чувашская музыка - она совершенно удивительна.
В России много небольших национальностей, говорящих на своем языке. Но, в отличие от мелосов всех других народов, чувашская музыка отличается сложным метроритмом и неквадратностью.
-Переведите…
-Квадрат - это вы знаете: раз-и, два-и. Или: раз-и, два-и, три-и. Или: раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
А в чувашской музыке может быть: раз-два, раз-два-три, раз-два, раз-два-три-четыре…И так далее.
Но, тем не менее, в чувашской музыке - очень строго выдержанная метроритмическая схема. Она очень сложна.
Есть аналог в мировой музыкальной литературе. Ее можно сравнить, мне кажется, с венгерской музыкой, с произведениями Белы Бартока. Он очень сильно опирался на национальную венгерскую мелодику и метроритмические дела.
-Можете назвать имена, которые вам интересны в чувашской композиции?
-О!!...Мне, действительно, повезло: на моем веку пришлось соприкасаться с творчеством совершенно выдающихся композиторов. Не застал, к сожалению, Федора Павлова, но у него - множество учеников. Миша Алексеев, замечательный профессионал, его музыка играется в Москве, многих городах. Анисим Асламас – талантище, про которого легенды ходят среди музыкантов.
Современную чувашскую музыку я связываю с именем Саши Васильева–Алмуша. Хотя не знаю, честно говоря, что обозначает его псевдоним.
-Это имя одного из чувашских царей.
-А-а-а, тогда это очень достойный псевдоним, годится. Саша – очень талантливый. Он учился в Институте имени Гнесиных, у Пейко Николая Ивановича и Литинского…Они - замечательные педагоги-композиторы.
-Современная музыка - она как-то развивается или уходит в формалистские изыски, типа пуантилизма?
-Мне очень трудно сейчас быть судьей в этом вопросе.
На мой взгляд, все наше искусство, в котором Россия занимала ведущее место в мире, потихоньку девальвируется, к сожалению.
-Но ведь и в других странах не появляется новых Моцартов.
-Хочется верить, что музыкальное искусство начнет двигаться вперед, будет развиваться.
-Композиторы судятся, оспаривают авторство на мелодию, музыкальную фразу. Очень просто стало, работая в музыкальной композиции, попасть в непростую ситуацию.
Может, это отпугивает талантливых людей?
-Честно говоря, мне кажется, талантливый человек никогда не будет спорить. Тем более - в суде.
-Вы работали с великими профессионалами. Что они собой представляют, как личности?
-Удивительно вот что: всех их объединяет одно большое чувство – доброта. Они - все добрые. Я думаю, вряд ли человек озлобленный может заниматься таким искусством, как классическая музыка. Наверное, в ней все идет от доброты, так мне кажется.
Работая в Московской филармонии, летом мы ездили на рижское взморье в Дзинтари, там открытая эстрада на море. Репетиции - шесть дней в неделю, иногда - две в день, при необходимости, если программа - не очень известная.
Профессионалы вели себя по- разному. А вот Ойстрах с удовольствием играл …в шахматы.
В разговоре, репликах всегда можно было понять: это - очень добрый и бескорыстный человек.
-Благодаря чему вам довелось оказаться рядом с такими людьми?
-Думаю, благодаря трудолюбию. И тому, что рядом оказались профессионалы, которые могли вовремя мне подсказать, если я делал попытки уйти с моей дороги.
У меня еще в Чебоксарах был прекрасный педагог, Виктор Петрович Тарасов. Он - из Камышина, учился в Саратове, воевал, на фронте потерял ногу, ходил с протезом.
При этом - совершенно необыкновенной доброты человек.
Моим родителям не платили денег, и я, естественно, жил только на стипендию.
Со мной, наверное, в начале было тяжело. Я не знал даже названий нот. Для меня они были как совершенно белый лист. А среди поступивших были ребятки, окончившие музыкальные школы. Когда мы писали музыкальный диктант, я не мог ничего написать: просто не понимал, что мне надо делать. И по детски лукавил: списывал, сдавал, получал какие-то оценки.
Но я оказался пытливым, занимался усердно и в конце первого года уже они списывали у меня.
Линия, нить доброты связывает самых выдающихся и все небольшое общество людей, занимающихся музыкой.
-Что вам интересно сейчас?
-В своей области мне интересно все. Особенно интересны молодые ребятишки, которые приходят и ничего еще не понимают. Слушают и пытаются повторить то, что услышали от старшего товарища.
Правда, я в самом начале им говорю: «Ребятки, вы будете самыми хорошими в своем деле. Если вам еще и повезет в жизни, вы добьетесь самых выдающихся успехов, будете самыми первыми. Но вы будете бед-ны-ми!
-Это так важно?
-Я так и говорю.
-А что они отвечают?
-Отвечают: «А мы все равно будем первыми!»
-Есть земляки в вашей сфере деятельности?
-Их очень много! На каждом шагу!
В оркестре московской филармонии, где я работал, солистом-кларнетистом трудился Анатолий Александрович Александров, чуваш из Аликовского района. На всех гастролях мы с ним соседствовали в одной гостиничной комнате.
Когда я работал в Большом симфоническом оркестре, там на бас-кларнете играл Александр Иванович Степанов. Отец которого, хорошо знавший языки и преподававший французский, немецкий, английский, был переводчиком у Ивана Яковлевича Яковлева.
В Госоркестре на контрабасе играл Степан Иванович Ефремов, тоже чуваш. Мы с ним разговаривали на родном языке.
Его брат тоже играл на контрабасе и работал концертмейстером в Кировском театре, в Питере.
У Мравинского на втором кларнете сидел замечательный кларнетист Михаил Михайлович Измайлов. Он родился в Татарстане, но - из чувашской семьи. Я с ним неоднократно говорил на чувашском языке.
В оркестре Большого театра на виолончели играл Шапошников, он – русский, но из Чебоксар.
Очень долгое время солистом Большого симфонического оркестра радио и телевидения работал наш земляк, чуваш Виктор Галкин, сын композитора Апполона Галкина, песни которого до сих пор звучат по чувашскому радио.
Сейчас несколько чувашей успешно трудятся в московских коллективах: Сакмаров Володя - играет на тубе; его брат Сакмаров Слава - замечательный валторнист. Ваня Яковлев – тромбонист. Многие, многие другие…
Овладение музыкальными инструментами требует физических усилий, а наши земляки не боятся тяжелого труда.
Иногда спрашиваю себя: можно ли составить оркестр виртуозов из чувашских музыкантов?
Ответ: да! И этот оркестр звучал бы на весь мир!
-Как провели утро сегодняшнего дня?
-Сейчас я - прямо с поезда: приехал из Екатеринбурга. Там в Консерватории имени Мусоргского я в качестве председателя жюри принимал государственные экзамены.
Часто приходится быть председателем жюри и принимать экзамены во многих городах России.
Четырежды побывал членом жюри международных конкурсов: в Германии, Англии, Южной Корее.
В Чебоксары меня тоже приглашают. В конце апреля там проводился конкурс музыкантов, в нем участвовали молодые таланты. Мне очень интересно послушать их игру.