Любимов Анатолий Сергеевич, музыкант, преподаватель Гнесинской академии
-Где и когда вы родились?
-Родился 22 марта 1941 года в селе Новые Айбеси Алатырского района Чувашской Республики.
По национальности - чуваш. Правда, по-чувашски говорить уже забываю, а по-русски - еще не научился.
…Отец и мать работали в колхозе, потом в - совхозе.
-А в чем между ними была разница?
-В колхозе за работу не платили, а в совхозе - платили. Хотя и не очень много.
-Муку, зерно в колхозе разве не давали за трудодни?
-Ничего, к сожалению, не платили. А за трудодни была маленькая оплата в случае, если перевыполнен план по урожаю.
Вот тогда имело место «справедливое распределение».
-Чем кормились?
-Кормились за счет своего подсобного хозяйства. В нем имелась одна корова, до шести овец, одна свинья.
Отец очень любил пчел и занимался пчеловодством.
-Сколько было детей в семье ваших родителей?
-Нас, детей, родилось четверо, и между нами - ровно по пять лет.
Я - третий по возрасту.
…К сожалению, старшая сестра уже ушла из жизни. Одна сестра живет в Чебоксарах, уже на пенсии. Она трудилась на чулочной фабрике.
Младший мой брат, Герман, в юности окончил Гнесинское училище в Москве и на этом свое музыкальное образование завершил. Работал в сценическом оркестре Большого театра СССР, играл на валторне. Затем он в основном трудился строителем, так сложилась жизнь. Сейчас проживает около Нижнего Новгорода в деревне, занимается сельским хозяйством, пенсионер.
Я закончил Чебоксарское музыкальное училище, поступил в Гнесинский институт, тогда он так назывался. Окончил его.
Еще студентом пятого курса я участвовал во всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде, получил звание лауреата и вторую премию.
Одновременно с учебой подрабатывал в оркестре оперной студии при Московской государственной консерватории.
Потом меня пригласил Кирилл Петрович Кондрашин, дирижировавший симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.
В 1967 году я участвовал в международном конкурсе в Мюнхене, завоевал третью премию и звание лауреата.
Поработал вторым солистом Государственного академического симфонического оркестра всесоюзного радио и телевидения, коротко он назывался БСО – Большой симфонический оркестр. Главным режиссером там был Геннадий Николаевич Рождественский.
Оттуда я поступил в Государственный оркестр СССР на первый гобой и проработал там 28 лет под руководством дирижера Евгения Федоровича Светланова.
-Приходилось гастролировать по разным странам?
-Гастролировал очень много. Не буду перечислять страны, их - около пятидесяти.
В некоторых я побывал много раз.
-Какая страна нравится больше?
-Россия. А в России – Чувашия.
-Хороший ответ. А кроме них?
-Мне нравятся все страны, безусловно, но мечта моя была - до выхода на пенсию побывать в Китае, Израиле и Южной Африке, Кейптауне.
Не удалось там побывать.
-А почему хотелось?
-В Японии я был семь раз, в Австралии и Южной Америке я побывал несколько раз, а в этих странах - ни разу.
Вероятно, просто мальчишеский интерес. Вот там я был, а там - не был. Хочется посмотреть.
-«Хорошая страна» - что это такое, каковы критерии?
-«Хорошая», прежде всего, та страна, где правители думают обо всех слоях населения, заботятся не только о тех, кто делает большие деньги.
К сожалению, беднота всюду очень мало поддерживается. Это не только у нас, в России.
Такое происходит во всех странах мира.
"Цивилизованными" можно назвать те страны в Европе, где люди, отдав свои силы в молодости и зрелые годы на благо общества, получают достойную пенсию.
Некоторые страны отличаются тем, что старшее поколение у них забыто.
Вот, например, слышится: «Наша страна - страна молодых».
Простите, но ведь старшее поколение так много сделало для этих молодых!
-Пенсии в России для сельчан ввели где-то в 1961 году.
-Да, это так. Но я говорю о сегодняшнем дне.
Мне не стыдно за свою прошлую прожитую жизнь: я от чистого сердца занимался музыкой, своей специальности отдавал все свои силы.
Имею звание народного артиста России, лауреата Государственной премии, народного артиста Чувашии. Мне посвящено около двадцати произведений, одно из которых получило Государственную премию СССР, одно - Ленинскую премию.
А я получаю мизерную пенсию, даже стыдно ее называть.
-Все-таки сколько?
-Мне начислили, если вы настаиваете, на наши теперешние деньги тысячу семьсот семьдесят рублей.
-Как решаете финансовые вопросы?
-Работаю на кафедре духовых инструментов в Академии музыки имени Гнесиных.
Естественно, приходится подрабатывать.
То, что мы получаем там, даже вместе с пенсией не хватает на элементарные прожиточные потребности.
-У вас есть дети?
-Две дочери. Они уже выросли, самостоятельны, у них - свои семьи.
У меня - один внук, ему пять лет.
Сейчас мы живем только вместе с женой. Она - музыкант, замечательный пианист, мы работаем в одном классе, Ирина Блюмина. Она – еврейка.
С нею мы познакомились в институте, когда она пришла на работу концертмейстером в мой класс гобоя. Поженились пятнадцать лет назад.
Детей у нас с нею нет. Две дочери – это от первой жены, скрипачки. Обе мои дочери - скрипачки, как и она. Старшая дочь работала вместе со мной в Государственном академическом симфоническом оркестре СССР под управлением Евгения Светланова. А младшая продолжает трудиться в Симфоническом оркестре под управлением Павла Когана.
-Что вы знаете о своей фамилии?
-Есть старая семейная история, насколько она достоверна – трудно сказать.
История такая. В Симбирской губернии в царские времена проводилось мероприятие, которое сейчас называется «конкурсом красоты». Но тогда выбирались не только самые красивые женщины, как делается сейчас, а и лучшие мужчины. Лучшие мужчина и женщина затем составляли пару.
При одном конкурсе присутствовал царь, мнение которого при определении победительниц и победителей было, вероятно, решающим. И мой прапрадед попал в число царских любимцев.
Когда чувашам начали давать фамилии, это обстоятельство вспомнилось, так появилась фамилия «Любимов».
-Почему музыка, а не изобразительное искусство, не литература, считается самым влиятельным и лучшим из искусств?
-Очень интересный вопрос.
Наверное, не зря же говорят: «Душа поет».
Отсюда и идет…
Музыку могут понимать меньше людей, чем изобразительное искусство или литературу. Даже с первого взгляда любой видящий человек может сразу дать оценку картине, близкую к оценке специалиста. А музыку – я имею в виду классическую музыку – могут по достоинству оценить редкие люди, имеющие высшее музыкальное образование. Это гораздо труднее.
Воспринимать ушами - труднее, чем глазами.
-У вас есть любимые композиторы, исполнители? Или в доме рыбака рыбу не любят?
-В творчестве многих композиторов профессионал всегда найдет произведения, которые ему близки по духу.
Назвать одну конкретную фамилию я не могу. Фортепьянная музыка – Лист, Шопен, Чайковский, много других. Симфоническая музыка – вообще море для меня, потому что я играл, в основном, ее. В ней мне, конечно, нравятся старые композиторы: Гайдн, Моцарт, более поздние - Брамс, Римский Корсаков…
Мне приходилось играть с выдающимися виолончелистами, такими как Ростропович, Наташа Гутман. С великим скрипачом - Давидом Федоровичем Ойстрахом. С целой плеядой молодых для меня людей. Среди них - Юра Башмет, естественно: обожаю слушать концерты оркестра, которым он прекрасно дирижирует.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ