Фомиряков-Кенин Георгий Геннадьевич, художник-этнофутурист
-Что означает термин «художник – этнофутурист»?
-Наверное, строго говоря, применение термина по отношению ко мне не совсем верно: футуристами называли авангардистов, формалистов, ломавших традиции.
Я же хочу пронести в будущее сокровище культуры, накопленной и сохраненной народом Чувашии, перенести его на почву искусства. Такой деятельностью я и пытаюсь заниматься.
Сделал в мае прошлого года выставку в гуманитарном институте, в Чебоксарах, она была посвящена руническим письменам. Камерная, небольшая, картин сорок примерно. Рунические письмена, рунические знаки – основа общения древних чуваш. Руны основательно забылись, но сохранились. Они схожи с руническими письменами других народов, расшифрованы академиком Алексеем Трофимовым, читаются.
Тему выбросили из культурного потока, и это была первая художественная попытка вернуть тему в оборот. Если посмотреть в глубь веков, можно многое почерпнуть.
-Где вы сейчас работаете?
-Живу в деревне. У меня мастерская в пригороде, в селе Чиганары Чебоксарского района. Сделал небольшую галерею, доделываю ее.
Там я родился, там живут мои родители, вся родня. У меня дом в этой же деревне.
-Как складывается личная жизнь?
-Нормально все. Дети - уже большие, учатся: будущие дизайнеры, художники. Собираются утверждать свою фамилию в искусстве.
Сыновья моего дяди, мастера международного класса, утверждают фамилию Фомиряковых в спорте. Дима Фомиряков недавно стал чемпионом Европы в карате. В феврале ему вручили «Золотой пояс» как лучшему бойцу России 2007 года. На одном из его боев в качестве зрителя присутствовал Владимир Путин.
Новое поколение Фомиряковых развивается по трем линиям: бизнес, спорт, искусство. Демонстрирует хороший пример слияния трех начал.
-Без бизнеса - сложно.
-Не так просто быть пассионарием в этом мире, приходится учитывать экономику, социальные отношения.
Писатель Роберт Оуэн сказал: художнику надо обладать десятью талантами, чтобы пробить свой главный, художественный, талант.
Обладая сверхспособностями, можно потерять их в себе.
-За год какие работы вами были сделаны?
-Я работал над триптихом о человеке, его внутренней интеллектуальной жизни. Работа еще продолжается.
Одна часть называется «Одиночество». Вторая, центральная – «Борьба». Третья – «Прорастание».
Показаны этапы человеческого существования.
В «Одиночестве» - юноша, сидящий на корточках и обхвативший колени. Вокруг – горизонт, пустота, белое солнце.
В «Борьбе» - сто пятьдесят персонажей, сцепившихся в схватке. Неизвестно, кто за кого, просто идет борьба.
«Прорастание» - человек сливается с землей, рука прорастает листьями, они превращаются в ствол нового дерева.
В триптихе - три солнца.
Белое солнце – одиночество. Черное – борьба. Красное – новая энергия.
-Как в чувашском этнофутуризме расшифровываются цвета?
-Синий цвет – холод; в чувашской философии он означает нижний мир, мир ушедших, мир воспоминаний, прошлого, грез.
Красный – активность, борьба, земля. В чувашской мифологии красно- коричневое означает мир, поверхность земли. По Библии, человек был создан из глины.
Желтый – божественный цвет: солнце, сияние, огонь небесный; золото.
-Какой проблемой сейчас вы заняты?
-В Москве я сейчас по поводу проведения праздника "Акатуй-2008".
Буду, как и в прошлом году, монтировать на площади ВВЦ «этнофутуристическую деревню». С новыми небольшими дополнениями.
Я, как художник, отвечаю за установку, размещение объектов «деревни» и оформление сцены на подиуме дворца Дружбы народов.
Мероприятий, как я понял, на этом Акатуе ожидается значительно больше, чем в прошлом году: параллельно будут проводиться акции, посвященные Дню защиты детей и 160-летию со дня рождения просветителя И.Я.Яковлева.
Будут специальные подиумы, сцены.
Моя задача – сделать декорации.
-Работаете один?
-Нет, мне помогают, потому что работы много. Надо реставрировать какие – то вещи, обновить их, покрасить, привести в порядок, что-то заменить. В одиночку сложно справиться.
-Какие объекты входят в вашу «этнофутуристическую деревню»?
-Прежде всего, ворота: без ворот деревни не бывает.
Карта "древа Чувашии".
Родник. Шалаш. Мельница – символ того, что народ крутится, делает свое дело.
Центральная сцена будет оформлена баннером «Люди Чувашии».
-Кто на нем изображен?
-На баннере размещены портреты исторических деятелей республики, личностей, внесших большой вклад в ее развитие.
Просветитель Иван Яковлев, поэт Константин Иванов, архитектор Павел Егоров.
Присутствует группа людей, имевших большое влияние на формирование новой Чувашии: просветитель Илья Ульянов, ученые Николай Ильминский, Никита Бичурин, Магницкий, автор семнадцатитомного чувашского словаря Ашмарин. Они изучали древность, многое сделали для культурной эволюции народа.
Я посчитал необходимым, чтобы на баннере присутствовали Василий Чапаев и ряд современных деятелей: академик Волков, депутат Аксаков…
Есть портреты людей, которые подписывали первые декреты республики: Петров, Юман.
Изображен Отец Варнава - духовный руководитель Чувашии.
В центре баннера - Президент Николай Федоров, он изображен рядом со знаменем, символом Чувашии.
На баннере также изображены наши знаменитые спортсмены, чемпионы и призеры Олимпийских игр: Ардальон Игнатьев, Валериан Соколов, Валентина Егорова, космонавты Андриян Николаев, Николай Бударин, Муса Манаров; знаменитые художники, писатели.
Так как Акатуй проводится на территории Москвы, то, естественно, представлены военные из товарищества «Сыны Отечества», земляки, руководители землячества.
Баннер уже сделан и отпечатан. Содержательно он пока не будет меняться: тот же, что и в прошлом году.
-Какова основная идея вашего баннера?.
-Смысловая идея баннера – единение.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ