-Кто ваша жена?
-Она по профессии – педагог, преподает русский язык и литературу; мы с нею поженились в Оренбургской области.
В военных городках для нее часто не было возможности преподавать школьный предмет. Она вела курсы макраме для жен офицеров, работала телефонисткой, трудилась в делопроизводстве.
-Как складывалась ваша карьера?
-Сначала я служил врачом в гарнизоне города Тоцкого, на полигоне которого в 1954 году испытывали атомную бомбу.
Город с екатерининских времен был российским форпостом на Урале. Сейчас это - Оренбургская область.
Затем я служил в Забайкалье - начмедом укрепрайона в городе Борзе.
Потом почти пять лет служил в Монголии, пустыне Гоби - начальником инфекционного отделения гарнизона, вернулся в Тоцкое начальником поликлинического отделения.
Затем был назначен начальником 109-й поликлиники Министерства обороны, в этой должности служил в течение пяти лет.
Три с половиной года служил начальником санатория в Гудаутском районе, в зоне грузино-абхазского конфликта; трудился начмедом воздушно-десантной бригады, курировал всю медицину в гарнизоне Гудаута.
Потом переехал в Москву: пять лет служил начмедом военного университета, два года - начальником лечебного отдела медуправления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Ныне тружусь в Росздравнадзоре - Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
-Как, на ваш взгляд, в связи с событиями в Косово, создавшими прецедент одностороннего признания независимости региона, будут развиваться события в Абхазии?
-Внутриполитическая обстановка там - очень сложная. Много непонятного, скажем так, для обывателей. Но нужно там пожить, чтобы понять менталитет и что там реально творится.
-Почему два близких народа начали конфликтовать?
-Грузия и Абхазия – разные народы. При Сталине Берия искусственно заселял в Абхазию грузин. Они ассимилировались, но после столкновения 1992 года большинство из них уехали.
-В Финляндии вы выступили вместе с хором «Атал». Любите петь?
-Вообще–то я в Финляндию поехал как сопровождающий своей дочери, Екатерины, которая выступает с сольным репертуаром, но я охотно принял приглашение петь в хоре.
-Знаете чувашские песни?
-Да, пою немножко, могу поддержать.
-В Москве, где сейчас трудитесь, вы общаетесь с чувашами вне хора?
-Да, естественно. В Москве очень много чувашей.
Надо чаще встречаться и помогать друг другу не за столом и не на словах, а делом.
В застолье мы все - дружные, хорошие, а надо помогать людям реально.
Отношу это требование, прежде всего, к себе: я по мере сил и возможностей, будучи начальником медицинской службы, стараюсь помогать людям. Кто-то нуждается в госпитализации, кто-то - в консультации в хорошей клинике, кому-то требуется достать квоты через Минздрав...
По просьбе товарищей, друзей, а порой – совсем малознакомых людей, я активно включаюсь в процесс поддержки и помогаю обратившимся ко мне землякам, определяю их в лечебные заведения где имеются классные высококвалифицированные специалисты, когда людям разных возрастов - детям, ветеранам - требуется помощь.
Я узнаю, что в военный университет поступают ребята из Чувашии, и также включаюсь в их историю: знакомлюсь с каждым, помогаю, стараюсь вести дело до успешного результата – поступления в вуз.
Если парень - не дурак, достоин к поступлению, то я добиваюсь, чтобы парень учился в нашем военном университете, самом крупном вузе Вооруженных Сил России. Ведь Военный университет - это бывшая Военно-политическая академия плюс Институт иностранных языков. Там готовят юристов, прокуроров, переводчиков, журналистов, психологов, социологов..; плюс в вузе еще есть факультеты переподготовки высшего командного состава, где люди получают второе высшее образование.
Всех земляков, желающих обучаться в военном университете, стараюсь знать наперечет, поддерживать их всячески, помогать поступать.
Находящимся на разных высоких должностях землякам хочу сказать: если у вас есть возможность, нужно реально помогать соотечественникам, не ограничиваясь говорением красивых слов за столом.
Чуваши - единственная в Москве земляческая организация, имеющая в своей структуре офицерское объединение - «Сыны Отечества».
Мы этим гордимся.
Действия землячества должны сопровождаться реальными движениями со стороны людей, имеющих возможности и средства.
В Москве среди чувашей есть богатые люди, успешные бизнесмены.
Сейчас наметилась позитивная тенденция: от разовых вложений денег на сабантуи, акатуи, когда спонсоры, внося сумму, считают, что они «выполнили свой долг перед землячеством, перед чувашами, живущими в Москве», происходит постепенный переход к финансированию продуманной системы всесторонних конкретных действий по поддержке соотечественников.
Понемногу, благодаря организационно-финансовой поддержке бизнес-структур, развивается информационное обеспечение: готовятся и выходят книги, обновляются сайты для членов землячества.
Есть хорошие примеры, которые демонстрируют заместитель председателя «Сынов Отечества» полковник Иван Николаевич Николаев, руководитель общества ветеранов Афганистана Анатолий Иванович Волков, бизнесмены Алексей Николаевич Александров, Анатолий Иванович Иванов, Владимир Иванович Юркин, Сергей Григорьевич Корнилаев, руководитель Исполкома Федерального национально-культурного объединения чувашей Владимир Вячеславовович Селивестров, многие другие люди, вносящие конкретный вклад во все общие дела земляков.
-А для чего надо помогать землякам?
-Для того, чтобы они были сплоченнее.
Чтобы была эффективная ощутимая помощь нуждающимся в ней людям.
Нужна помощь – окажи ее! Не так, что купил ящик водки на сабантуй, и тем поддержка закончилась, а так, чтобы результат был.
-Есть разные варианты земляческой поддержки: итальянцы, афроамериканцы, китайцы…- все народы демонстрируют свои в чем–то особенные методы работы.
Чей метод, на ваш взгляд, приемлем для чувашей?
-Мне думается, чувашам надо брать пример у татар и евреев.
Может, у этих народов и нет крупной организации, но когда дело когда касается конкретной поддержки, они показывают великолепную взаимовыручку, слаженность и взаимопомощь.
Совсем не то, что "песни попели, пивка попили, разбежались, забыли".
Это - мое видение. Допускаю, что, может, я не прав, недопонимаю или не вижу чего-то.
Но каждый член земляческого сообщества, оказавшись в трудной ситуации, должен быть уверен: ему помогут.
Такая уверенность укрепляет все сообщество.
Татарско-еврейская модель - очень эффективная, действенная.
Хотя в силу некоторых характерологических особенностей нашего народа применить ее будет довольно сложно, это опять же мое мнение.
Чувашам надо менять менталитет. Перешагивать через распри.
-Нелегко менять привычки…
-Нужны адресные конкретные шаги по поддержке каждого конкретного человека.
Если есть общая проблема, ее надо выносить на обсуждение, чтобы люди искали и пытались найти пути помощи любому нуждающемуся в ней человеку.
-Как вы оцениваете поездку чувашских фольклорных коллективов в Финляндию и Швецию?
-Несмотря на трудности погоды, поездка получилась удивительно плодотворной, занимательной, познавательной.
Большинство участников фольклорных коллективов впервые побывали в Хельсинки и Стокгольме. Они открыли для себя другую цивилизацию, посмотрели на мир другими глазами. Увидели Хельсинки, узнали, как живут «проклятые империалисты». Выяснилось: дикий запад живет вполне достойно. Многое на нем делается конкретно и адресно для каждого человека, вопросы социальной помощи очень хорошо отработаны.
Мне понравилось, как в Финляндии решаются вопросы с пенсионерами, престарелыми, как обеспечиваются их социальные гарантии. Каждый ветеран хорошо обеспечен и может смело жить себе в удовольствие и даже, если здоровье позволяет, путешествовать по всему миру.
Как-то я был в Берлине, на конференции по возмещению лекарственных средств, убедился: немцы в Германии тоже живут достойно.
Финляндия, мне кажется, в этом отношении тоже не отстает. Народ - самодостаточный, самобытный, интересный и вполне уверенный в себе.
Главный результат поездки в страны Скандинавии - успешная презентация чувашского, российского фольклора.
Знающие люди сказали: "Это - подлинное народное искусство".
Оно им интересно. Они хотят продолжения общения.