-Хорошо. В каком направлении должно развиваться искусство в Чувашии?
-Оно должно развиваться в тех направлениях, в которых сами художники живут.
Вот литераторов кинули: перестали платить им деньги, как было раньше, выпускать их книги за счет госбюджета…
-Но это же честный подход!
-Это очень даже честный подход…Писатели и поэты стали плакаться: «Нас не поддерживают». Но не все! Есть писатели, которые несмотря ни на что работают, публикуют свои книги, их покупают, читают. Вот Денис Гордеев, скажем, или Валерий Тургай. Можно ругать Тургая – но он всегда пишет то, что думает в данный момент. Это - честная литература, когда поэт пишет то, что он думает, а не то, что его заставляют думать.
Или: появились попытки эротической литературы. Они по–разному оцениваются. Лично я не думаю, что попытки эротической литературы – «литературщина». Если писатель работает и хорошо делает свою работу, то это честный труд, удовлетворяющий чьи-то потребности.
Но все-таки литератор будет абсолютно честен только тогда, когда пишет то, что думает, что ему важно в данный момент.
-Сменим тему.
Чувашия проскочила мимо основного искусства двадцатого века – кино. Сейчас, в начале двадцать первого века, она тоже не очень активно себя проявляет в этом жанре.
Вы имели дело с кинопроизводством, скажите: как-то можно скорректировать ситуацию?
-Я не занимался этой проблемой. Мне кажется, что деньги нужны. Будут деньги, будет и кино.
-Утром деньги – вечером стулья?..
Когда говорят о деньгах, это понятно. Но деньги не объясняют всего. Кто даст деньги, если еще не известно, а появятся ли стулья?
Сначала надо продемонстрировать умение.
-В принципе, чувашское кино уже есть. На видео фильмы снимаются, показываются, есть любопытные вещи. Я видел по ТВ фильмы Корсакова, Трифонова, Иовлева, очень даже интересные работы.
Но беда нашего искусства – узость. Тематическая и жанровая.
-На чем эта узость основывается?
-На чем она может основываться? На зашоренности. На той же самой агрессии, которая основывается, в свою очередь, на бедности и нищете.
Я думаю, что там, где социальная защищенность выше, там меньше агрессии.
В автобусе едешь – и невольно соприкасаешься с агрессивными людьми, у которых все поблекло…Дотронься до них – сразу вспыхнут, готовы дать тебе в морду.
-Вы снимались в кино, у вас есть опыт, неужели, не хочется снять фильм самому?
-Да, у меня есть опыт, но он – актерский, а не режиссерский. В 1971 году киностудия имени Довженко выпустила фильм «Сеспель», в котором я сыграл главную роль.
-Опыт никак не развивался, не продолжался?
-Нет. Во-первых, я не вставал ни на какие картотеки, не посылал никуда сведений о себе. Выпущенный в 1971 году фильм, в котором сыграл, видимо, оказался не мирового масштаба, а просто приуроченным к юбилею.
-Первая неудача определила нежелание иметь дело с кинопроизводством?
-Я не думаю, что это была неудача. Я смотрел фильм через семь лет, и недавно смотрел тоже: у меня, как у актера, в том патриотическом жанре человеческие нотки все же заметны.
-Отношение к Сеспелю очень меняется…
-Отношение к Сеспелю никогда не меняется, потому что он ярко выразил то, что хочет. Никогда не меняется! Его можно любить, можно ненавидеть. Но отношение всегда будет однозначное: или любовь, или ненависть. Человек, который написал программу строительства государства, не может нравиться всем. Время от времени может лишь меняться соотношение тех, кто любит его, и тех, кто ненавидит. Только соотношение может меняться. Но то, чего он хотел, это и враги, и друзья понимают.
-Его мечта все же реализовалась. Государство создано.
-В каком смысле?
-В прямом. У народа Чувашии есть своя Конституция, гимн, флаг, Президент, Правительство…
-Да, это действительно есть. Хотя все еще не так просто.
-Расскажите о вашей семье, детях…
-У меня - дочь, две внучки, жена – профессор в Чувашском государственном педагогическом университете.
-Из артистов, которые играют в премьерном мюзикле «Ромео и Джульетта», кто вам интересен?
-Они все интересны, честно делают свое дело. Иногда очень устают. Ромео - Яргейкин - работает и актером, и монтировщиком сцены. Вчера он приехал к восьми часам в театр, чтобы подготовить спектакль, потом ему пришлось танцевать, причем танцевать и за себя, и за других. Я почувствовал, что он очень устал.
Надежда Садовникова - очень хорошая актриса. Все хороши. Любой интересен.
-Вы работаете и в Казахстане, и в Чувашии, работа дает возможность сопоставить, как у них и у нас…
-Я уехал в Казахстан в 1996 году. На мой взгляд, в Чувашии, России в целом, все несколько хуже в сравнении с тем, что сейчас есть в Казахстане.
-В каком смысле?
-Во всех смыслах. На базаре, в магазинах, в экономике, среди людей, все – чуть хуже. Казахстан развивается быстрее.
Я живу в маленьком Кокшетаве, где даже в спальных районах магазин, парикмахерская, кафе, аптека есть в каждом доме. Вот такое изобилие!
-За счет чего они его обеспечивают?
-Они дали дорогу малому бизнесу.
Президент Казахстана Назарбаев еще в 2002 или 2003 году издал указ, чтобы девять месяцев никто из проверяющих чиновников близко не подходил к людям, открывающим свое дело. Никаких комиссий!
Мне рассказывала немецкая семья, которая держит свой магазин: им на три года дали лицензию, потом через три года чиновники придут, проверят, продлять лицензию или нет. Но как идут дела в магазине, чиновники узнают по телефону.
Никто с бизнесменов в Казахстане не дерет! В этом-то все и дело.
...Здесь люди - агрессивнее, и я сам становлюсь агрессивным.
-…Так все же, в каком направлении, по-вашему, будет развиваться чувашское национальное искусство?
-Совершенно не знаю ответа на этот вопрос.
Думаю, хорошие композиторы будут писать свою музыку. Все остальные – хореографы, поэты, театралы... - продолжат заниматься своим творчеством.
Мне нравятся наши художники. Я считаю, что они работают на мировом уровне. Опять-таки скажу: наши художники - честные люди. Рисуют то, что есть или то, что они хотят видеть.
Мне интересны работы Козлова, он - директор Чувашской художественной галереи, я даже не знаю его имени-отчества.
Праски Витти давно нашел свой стиль, отличается от всех.
Отличаются от всех Георгий Фомиряков, Станислав Юхтар, который фантазирует на булгарские темы.
Мне за них не стыдно.