Д.Воробьев: «СТИХИ – СПОСОБ САМОВОСПИТАНИЯ»
Воробьев Дмитрий Николаевич, поэт, преподаватель вуза.
(Также в ход интервью вмешивается со своими комментариями друг Воробьева, художник и издатель Игорь Улангин).
-Расскажите о себе.
Воробьев. Родился 24 июня 1979 года, в День республики - тогда это еще был просто мой день рождения - в маленьком тихом бандитском городе, Канаше, в типичной советской семье: бабушка – мордовка, дедушка – кряшен, то есть крещеный татарин, другие мои родные – чуваши.
Дед, Воробьев Павел Егорович, говорил по- татарски, а по-русски он не умел говорить до восемнадцати лет.
Моя бабушка-мордовка и дедушка-кряшен разговаривали между собой на русском. Русский у них был языком межнационального общения, языком их любви. Мой отец, выросший в такой семье, знает только русский, к сожалению. Вряд ли здесь следует усматривать политику, направленную на выкорчевывание национальных корней, все происходило само собой, естественно.
Я вырос с моим младшим братом, его зовут Роман; мы были обычные городские дети с обычными увлечениями. Единственное непростое увлечение у меня – я закончил художественную школу в Канаше. Правда, я тогда еще не думал заниматься творчеством…
Улангин. Видите ли, он тогда все время думал, что ходит в музыкальную школу…
Воробьев…Ну, в художественную школу я ходил потому, что это была форма отдыха, разгрузки от проблем обычной школы, всяких дворовых делишек. Вообще я был спокойный, тихий ребенок, маменькин сынок. Не бандит.
Улангин. Уточню: на фоне остальных…И вот, однажды, когда ты чистил на крылечке краденый наган…
-Ближе к теме, господа.
Воробьев. После школы поступил на географический факультет ЧГУ, закончил его.
Улангин. С отличием, поди?!
Воробьев. Без отличия. Первые два года я, откровенно говоря, занимался списыванием. На третьем курсе взялся за ум, стал все делать сам, готовился каждый раз к занятиям, что было не принято у нас почему-то.
-Когда появилась первая рифма?
-Стихи появились в моей жизни в школе, десятом-одиннадцатом классе. Я начал писать стихи оттого, что хотел внимания, наверное. Стихи были ужасные, порнографического и эротического характера. Но юношеское увлечение, вольные фантазии прошли, потому что перестали привлекать внимание, и все это надоело.
-Чье внимание перестали привлекать?
-Девичье. Общественность тоже перестала возбуждаться. И стало не интересно.
А серьезно писать стихи я начал поздно, уже в аспирантуре по философии ЧГУ. Случайно. Закончил я аспирантуру по философии и сейчас преподаю ее в чувашском педагогическом университете.
Улангин. Случайно что? Закончил аспирантуру? Или поздно начал?
Воробьев…Писать стихи.
-Какие идейные течения вы пропагандируете студентам?
-Есть госстандарт по учебной дисциплине, и в нем обозначено, что студенты должны знать. В принципе госстандарт предоставляет большую свободу маневра. Некоторые темы даны одной фразой, а чтобы студент ее усвоил, необходимо потратить полгода. Но что конкретно нужно знать студентам, там не указывается: многое определяется выбором самих преподавателей. Они разрабатывают свой курс, свои темы, выпускают методические пособия, формулируют вопросы к экзамену и утверждают их на кафедре. Человек официально приобретает право преподавать по своей программе, которую он считает важной, но она не должна выходить за пределы госстандарта.
Те, кто вырос на диалектике истмата и диамата, имеют возможность преподавать эти дисциплины, а те, кто вырос уже в постперестроечное время, имеют возможность давать современную философию, обращать внимание на то, что им интересно самим.
-Прежде все преподаватели философии были последователями Маркса и Энгельса.
Чья теория интересует вас?
Воробьев. Думаю, меня можно отнести к кантианцам. Я - не чистый кантианец, скорее - посткантианец. Мне интересны подходы, которые Кант разработал.
-Чем же вас заинтересовал Кант?
-Если говорить без философского жаргона, то заслуга Канта - в том, что он сформулировал проблему познания мира: то, как мы познаем, и почему наши знания соответствуют реальности?
Вот если мы создали холодильник, значит, мы сумели управлять процессами. А вот как, каким образом мы познали эти процессы? Кант говорит, что мы знаем мир таким не потому, что он таков сам по себе, а потому, что сознание имеет некие структуры, позволяющие знать мир таким. То есть знание о мире зависит не от самого мира, а от нашей способности познавать мир. У человека есть некоторые схемы познания и восприятия, то, что называется «гештальт». При этом у него - ограниченный набор органов чувств: нет инфракрасного диапазона зрения или ультрафиолетового, как у некоторых животных, птиц. Мы видим мир исходя из своей человеческой точки зрения, у нас - пять пальцев на каждой из двух рук, два глаза…
Кант приходит к выводу: мы не можем познать мир таким, каков он есть сам по себе вне человека и человечества. Чисто объективный мир - непознаваем.
Но мы сами создаем мир, который познаем.
-Ну, и что из этого следует для понимания творчества?
Улангин. Раньше никто не видел тумана Лондона. Импрессионисты первыми его увидели. Был некий инструментарий, который позволил им это сделать. А люди видели так, как им прежние картины говорили: четко и разграничено. Старались «туман Лондона» в такой интерпретации и подать. А импрессионисты с помощью своего инструментария «увидели» туман, и все обратили на него внимание.
Чем художники занимаются – они видят мир по-новому. Нет у них такого тоталитарного видения, чтобы раз и навсегда.
Есть мир, музыка, а мы, художники, создаем мелодию.
Воробьев. Я выделяю Канта потому, что он обратил внимание: современный мир - очеловечен. Вещи являются вещами благодаря прошлым поколениям, сделавшим их таковыми. Нынешние люди думают, что эти вещи - сами по себе; они живут в мире, освоенном предыдущими поколениями, и их опыт люди имеют в скрытом виде, он позволяет им познавать мир.
Я говорю очень упрощая. Если говорить на философском жаргоне, можно утонуть в терминах.
-А что конкретно это знание дает?
Улангин. Молодым аспирантам это конкретно дает академические часы.
-А что это дает искусству?
Воробьев. Может, ничего и не дает.
Прежде было два взгляда. Первый – эмпирический: мы имеем истинные взгляды на мир потому, что человек воспринимает мир как зеркало, отражая его. Сознание человека – чистое зеркало. Оно поворачивается к вещи, вещь отражается в нем. Имеются знания, отражающие действительность по вещам.
Вторая точка зрения – рационалистская: в сознании есть некая божественная структура, разум, который не является естественно получаемым из ощущения вещей. Рационалисты считали, что нельзя понимать сознание просто как зеркало. Вот эта способность зеркалить мир – она, с их точки зрения, врожденная. Разум они понимают как некую неестественную, возможно, божественную способность познавать. Благодаря дару бога, у людей есть уже некие понятия, принципы. Два плюс два равно четырем, два равно двум, два не равно трем…Принципы и понятия не всегда можно вывести из опыта, но они уже имеются у каждого человека в готовом виде, изначально заложены в нем, благодаря чему люди получают из хаоса эмпирических замеров и отражений реальности некие законы этого хаоса.
…Кант же сказал, что вещи существуют сами по себе, но вещей в себе еще недостаточно для того, чтобы познавать их. Нужна еще способность. То есть он объединил две точки зрения. По Канту, вещи нужны для того, чтобы познавать их, но нужен еще и разум, способность познавать.
Кант поставил проблему, которая решается.
У Канта в бога можно верить, и этого достаточно.
-А вы сами - атеист или..?
Улангин. Бог Воробьева – это Кант.
Воробьев. Может быть, я и верю в бога, но мой бог – не христианский, который внемирный и надмирный. Я считаю, что если бог есть, то он и есть мир. Мир и бог - все вместе.
Улангин. Нет, это уже называется, насколько я знаю, слово такое хитрое…
Воробьев. "Пантеизм" это называется. Но такое понимание мне ближе.
ПРОДОЛЖЕНИЕ