Цех культурных проектовОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Петр Мазуркин, резчик по дереву, поэт, композитор, художник

Мазуркин Петр Яковлевич, мастер художественной резьбы по дереву, музыкант, художник-оформитель

 

 

-Где вы провели свое детство?

 

-Родился 4 января 1949 года в деревне Токшихи Моргаушского района. Родители – простые колхозники. В детстве не видел ни театров, ни галерей:  как и все,  играл с деревенскими мальчишками во дворе, помогал старшим по  хозяйству, трудился в поле, пас скот.  Но в душе все было, в душе творилось все.  Пел арии, которые слышал по радио:  выхожу в поле пасти стадо, и пою.

Другие сельские ребята, когда пасли скот, развлекались тем, что  курили  сухие листики.  Я отделялся от них, брал палку,  вырезал на ней рисунки,  из глины лепил фигуры. Мечтал  стать композитором, певцом, художником, поэтом: знал, что найду свое место в искусстве.

Вот только насчет занятий  музыкой я  немного  сомневался: думал,  на старости лет все равно прогонят меня со сцены.
 

-Где учились своему искусству?

 

-Сначала закончил в Москве, заочном университете имени Крупской, курс народных инструментов, баяна,  шесть лет учился. Затем закончил отделение  живописи этого же университета.

Но краски пока  лежат в стороне,  потому что хорошо пошла резьба по дереву. Основательно занялся ею.

До увлечения резьбой  занимался  живописью, причем - не только рисовал, но и  вышивал  серьезные картины. Например, сделал крупное  панно «Сеспель».

 

-Недавно вышла ваша книга, о которой специалисты  говорят как об очень интересной работе, достойной Государственной премии.

 

-Книгу написал по инициативе моего очень хорошего друга Геннадия Николаевича Иванова–Оркова. Он – исследователь искусства и  изучает меня почти с детства. Книга называется «Чувашская резьба по дереву», она вышла в октябре в Чувашском книжном  издательстве, большая книга- альбом. Там собраны мои произведения, сведения обо мне, есть раздел «Учебные работы».

Книга  открывает  большие  пути в теории предмета.  

Я люблю искать новое,  стремлюсь не повторять ничьи методики и темы. У меня – собственная, авторская техника. Соавтор книги, Иванов-Орков,  большой специалист, и он много мне подсказал интересного.

Одно дело, когда тебе устно друзья говорят, к таким советам не всегда прислушиваешься, а в книге он все четко формулирует,  со стороны видит многое  и  очень интересные пути  открывает.

 

-Кто вас учил художественной резьбе?

 

-Никто меня  не учил.  Смотрел,  как  дед работал, хотя он не художественной резьбой занимался: он дома строил,  столы делал, даже изготавливал детали механизмов, колеса,  из дубового дерева.

Отец  тоже делал столы неплохо.

 

-Какие инструменты используете?

 

-За инструментами я ездил в Москву, Санкт Петербург. Но их не много. Лев Толстой как–то сказал: «Крестьяне  одним и тем же топором и дом строят, и  ковш вырезают». Очень мало инструментов.

Эскизы специально тоже не готовлю: «рисую» их глазами сразу на дереве.

 

-С какими породами дерева работаете?

 

-Сначала использовал мягкие сорта: осину, липу.  Они мне нравятся: текстура у них интересная. Только их надо сушить, иначе трескаются.  Липу  бревенчатую не менее семи лет необходимо сушить.

Сейчас работаю с любыми породами деревьев.

 

-Где находится ваша мастерская?

 

-Мастерская у меня - в любом месте: и на улице, и в сарае, где я сплю, телевизор смотрю.

 

-Вам кто–то заказывает?

 

-По заказам почти не работаю; бывает, но очень редко. И не продаю. Сделанные вещи держу  дома.  Если покупатели  очень настаивают,  сделка может состояться. Случайно подрабатываю. Покупатели - совершенно разные люди. От уборщицы до директора.  Готовые  комплекты  часто держу  в выставочной экспозиции бесплатно. Например, в Моргаушском районном музее.

 

-О чем  вещи,  которые вы делаете?

 

-Это и портреты, и  просто отдельные тематические  композиции.

Сейчас увлекся спортивной темой. Летом 2008 года  в Чувашии состоится  Чемпионат мира по спортивной ходьбе. Я по этой теме работаю.  

Спорт как объект искусства - очень  интересен. Я его люблю и просто  сам  по  себе, занимаюсь им.  Он  стареть не дает. В молодости я активно занимался  штангой, лыжами,  еще  когда в Карагандинской области, в ГПТУ-60 города Сарани, учился на сантехника.  После восьми классов туда поступил, а уже потом я поступил  заочно  в  университет.

 

-Какая у вас семья?

 

-Семья - небольшая. Есть жена, сын, он тоже хорошо владеет резьбой. У него - своя семья. А моя жена сейчас на пенсии.

  

-Чем еще вы увлекаетесь?

 

-В шахматы играю, стихи пишу, собираю песни народные, гусли делаю и сам играю на них.

 

-Гусли – это чей народный инструмент?

 

-Есть гусли чувашские: шлемовидные и квадратные; есть гусли  русские:  они - треугольные, каждый удар по струнам на них может быть аккордным. На  чувашских гуслях, как правило, по отдельности струны перебираются,  без аккордов, это  прекрасное, хотя и тихое звучание. Вот думаю, как бы это звучание усилить, чтобы чувашские гусли стали активнее использоваться современными исполнителями.

 

-Кто для вас пример в искусстве?

 

-Эрзя – великий  мордовский скульптор, он для меня авторитет.

 

-Над чем сейчас трудитесь?

 

-Кроме резьбы  я  рисую: по-прежнему  хочется заниматься графикой, живописью.

Насчет книги есть мечта:  как бы мне свои чувашские стихи  напечатать. Стихов у меня не очень  много, но они есть.

В резьбе главная тема сейчас – спорт, но другие  темы оставлять тоже не буду. Резьба утвари - очень хорошая резьба.

Замыслы  у меня есть, но открывать их, рассказывать о них - не буду. Просто хочу предупредить любителей народного искусства,  чтобы они от меня  ждали много интересных работ.

 

-Как бы вы сами себя определили?

 

-Петр Мазуркин – я думаю,  в душе чистый- чистый такой музыкальный, поэтический классический  художник, который активно интересуется  и  современными темами. Так бы я определил…

Темы Ван-Гога, творческие идеи импрессионизма,  даже абстракционизма я хочу использовать в скульптуре.

Все  современные  европейские  творческие стили  вполне  способны  сочетаться   с народной  резьбой.

 

 

 

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика