Цех культурных проектовОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Валерий Николаев: "Не надо бояться черной работы"

ЛЮДИ ДЕЛАВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВ ИДЕИ БИЗНЕСА


align=

Николаев Валерий Николаевич, Генеральный директор завода «Базальтовые технологии «Гален»
по производству строительной арматуры, гибких связей и фасадных дюбелей из базальтопластика.

Родился 21 мая 1952 года в деревне Тренькасы Чебоксарского района. Окончив Абашевскую среднюю школу, поступил на химфак ЧГУ, в 1974 году окончил вуз с отличием. Работал на «Химпроме» на разных должностях – на производстве, в исследовательском центре.



- -Как вы решили начать свой бизнес?

-В начале 90-х понял: надо заняться другим делом: шла конверсия, началась борьба за чистую экологию.
Но неясно еще было, чем конкретно заниматься.
Слово «бизнес» пугало. Не представлял, что это такое. Ну, а хлеб где–то надо было добывать: у меня семья, два сына.
Многие занялись коммерцией. Но я торговать совершенно не умел, всегда боялся. В моем понимании торговля – не оптовая, переходящая в розницу, магазины, а простая перепродажа - казалась спекуляцией. До сих пор иногда еще так думаю. Хотя это, наверное, не совсем так, по сути. Есть там моменты, когда надо основательно работать, чтобы сбыть.
…Решил заняться бизнесом.
Первое, что мне пришло в голову – заняться переработкой химических отходов, которыми никто не занимался. Потому что, если сказать честно, для этого нужны извилины.
В 1994 -1995 годах под моим руководством были разработаны технологии использования жидких гальванических отходов кабельных заводов – волочильной эмульсии.
Там так: сначала приходит медь, но не в виде тонкого провода, а катанка, толщиной с карандаш. Из нее потом делают то, что хотят, даже провода тоньше человеческого волоса.
Эмульсию прежде сливали в Волгу.
На Рыбинском кабельном заводе я построил установку по переработке волочильной эмульсии в олифу. Эмульсия – это вода и масло. Мы научились разделять их и использовать масло для пропитки и грунтовки древесины.

-Кто автор метода?

-Придумал его я сам.
Затем придумал еще технологию по переработке жидких отходов от хромирования ванн в жидкий хромовый дубитель, средство для выделки кожи.
Вообще-то в стране производится и сухой хромовый дубитель, но – только на больших заводах: там необходимо поставить фильтраты, а жидкий дубитель можно делать и на простой установке.
Единственно, чем мой метод неудобен: жидкий дубитель сложно возить на большие расстояния. Но на сто километров можно возить без проблем.
Мы переработали все хромовые отходы Чувашской Республики. Тогда на предприятиях то, что нельзя было сливать - накапливали. На одном заводе в подвале гальванического цеха столько емкостей стояло! Все, что можно собрать – собрали. Сначала казалось, что отходов - много, но оказалось, что не очень. Через два года мы все отходы использовали.
Надо было что-то другое придумать, более стабильный бизнес.

-И вы придумали!

-В это время в строительстве ввели новые СНиПы, они заставляли строителей использовать нормы и правила по экономии тепла, созданию «теплых стен».
В «теплых стенах» используется, точнее, по новым правилам, должна использоваться, специальная арматура. Не стальная, а из другого, менее теплопроводного материала, который не уступает стали по прочности.
Вот этим мы занялись, до сих пор занимаемся, и дальше будем заниматься, поскольку оказались впереди не только России, но и планеты всей, если честно сказать.

-Почему важна низкая теплопроводность?

-В стену раньше клали металлическую сетку. Она на 20-30% ухудшает теплосопротивление стены.

-Сопротивление чему?

-Сопротивление проходимости тепла. Металлическая сетка способствует передаче тепла, а стена должна его задерживать, не отпускать во Вселенную.

-Чтобы не было обогрева улицы?

-Да. А вот металл – пропускает тепло.
Мы начали создавать арматуру, которая не пропускает тепло. Сами все организовали. Сначала арендовали производственные площади в разных местах. Одно из мест аренды – там, где сейчас Мега-Молл. Там тогда все было пусто.

-Какой материал вы используете?

-Базальтопластик. Берется базальт, из него состоят все горы, практически. Эверест, Кавказ, Карпаты… Вот этот кусок Казбека плавят…

-Необычно…

-Ну, вот вулкан – жидкая же вытекает лава. Это то же самое. Базальт - он плавится, течет. Если вытянуть тонкую струйку, то получится нитка.

-Из нее делаете сетку?

-Нет, делаем не сетку, а стержни: длинную арматуру, короткую, какую угодно. И сетку – можно делать. Но базальт – дороже, чем металл. На заводах строительных материалов, когда изготавливают стены, вдоль армируют их металлическим проводом, а поперек, через утеплитель – нашими стержнями.

-Прямо с Кавказа и привозите базальт?

-Нет. Мы сами базальтом не занимаемся. Это очень интересная и важная технология, но не я ее придумал.

-Дело - в авторском праве?

-Даже не в авторском праве дело. Нужна масса денег и всего прочего, чтобы плавить базальт, делать нитку. Мы берем готовую нить, собираем в жгут, пропускаем через смолу, типа эпоксидки, она застывает, и получаются стержни.

-В каком городе производят нити?

-В Дубне, это научный город, атомный центр. Там много чем занимаются, можно сказать, интеллектуальная столица, грамотные люди. Ну, а мы – самые крупные покупатели базальтовой нити в мире.

-Где используется ваша продукция?

-Ее используют строители России, мира. Среди тех, с кем сотрудничаем - Соединенное Королевство, Великобритания.

-Юнайтед Кингдэм…

-Да, англичане не называют свою страну Англией, только «Соединенное Королевство».

-В человеческом плане, как бизнесмен, вы можете сказать, что сейчас чувствуете себя более уверенно?

-Конечно, уверенность с каждым годом нарастает. Раньше я говорил себе: «Валера, ты здесь случайно. Через месяц ты разоришься, как бы ни работал, потому что налоги, прочее…»
Потом я говорил себе: «Ну, ладно, в этом году ты еще не разорился, но в следующем – точно разоришься…».
А теперь есть уверенность: если не буду делать ошибок, я не говорю уже «лениться» - это слово неуместно, потому что иногда важно не переработать – то все будет нормально.

-Каков ваш рабочий график?

-Работаю с семи утра до…как получится. Правда, после семи вечера уже на работе не задерживаюсь. Иногда домой беру что-нибудь: посмотреть, посчитать.

-А какие могут быть в вашем бизнесе ошибки?

-Они могут зависеть от меня самого, от окружающего мира. Например, в прошлом году нам - раз! И перекрыли электричество.

-Случайно?

-Ничего случайного не бывает.
Мы в прошлом году, в сравнении с позапрошлым, выросли в два с лишним раза по объему продукции. Каждый год примерно вот так объем продукции и растет. А рядом есть структуры, предприятия, у которых показатели другие. Понятно, чисто по-человечески. Особенно, если учесть менталитет нашего народа.

-В начале бизнеса вы брали кредиты?

-Тогда никто кредиты не давал.

-Какие же средства были вложены в новое производство? Где взяли первоначальный капитал?

-Там, где я трудился прежде, у меня была приличная зарплата, но денег, если признаться, никогда не было. Все средства уходили, их хватало от получки до получки: семья, дети.
А деньги получились как бы случайно.
Раньше у нас воду фторировали. Вот сейчас на зубной пасте написано «со фтором». А раньше воду фторировали. Какие – то умные головы решили, что это надо делать. Потом еще более умные головы решили: фторировать не следует.
Это происходило, наверное, в 1993 году. Или в 1992-м. Я тогда работал на «Химпроме», и тут говорят: «Водоканал» хочет вывезти на свалку «Химпрома» 60 тонн фторирующего агента. Я думаю: что за продукт? Интересно мне стало. Решил, дай-ка поеду, посмотрю. Посмотрел. В хорошем состоянии: белый, чистый. Мне объясняют: «Хранить его нельзя, санэпидемстанция запрещает, все–таки «Водоканал» - режимный объект. А продать – никто не берет».

-Дорого запросили?

-Они бесплатно давали. А как ты будешь решать проблемы – это уже твое дело. Я так понял, они сначала хотели его продать, страшно хотели. Смотрели, куда можно. Но у них, видимо, не получилось. Точно не получилось.
Если просто сказать, я нашел, куда деть продукт. Почитал справочники, выяснил, что он используется как основной антисептик в меховой промышленности.
Если шкуры бросить в воду, они начинают разлагаться. Потому что бактерии начинают эти шкуры кушать: считай, для них это чистое мясо. Белок. Чтобы не кушали, нужно антисептик туда положить.

-А те специалисты не знали?

-А они не знали!

-Тот самый случай, о котором говорят: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи».
Почему вы выяснили, а другие – нет?


-Я был голоден, во-первых. Во-вторых, мне страшно хотелось организовать свой бизнес.
Если чего–то хочешь добиться – появляются шансы. Надо действительно хотеть, и сделать все, что можно для этого.

-«Побеждает тот, кто сильнее хочет»?

-Да…Да! Потом, я столько лет работал на производстве, умел пользоваться справочниками, научной литературой. Прежде понятия не имел, что такое базальт, прочее. А тут – все подробно выяснил.

-У вас дома большая библиотека?

-Сейчас книг мало, а раньше была очень большая библиотека. Очень много книг.

-А почему сейчас мало книг?

-Библиотека особо не нужна. Ее, по сути, заменяет Интернет. Хотя какое – то количество книг необходимо, потому что в голове всего держать не можешь. А так все заменяет Интернет. Только не ленись: залезай туда, смотри. Надо знать, как смотреть, конечно.

-А если базальтовая технология по какой–либо причине станет неактуальной? Есть у вас несколько запасных проектов, которыми вы могли бы заниматься?

-Базальтовое направление не может стать неактуальным, напротив, оно будет становиться все более необходимым. Потому что, видите ли, на производство одного килограмма стали идет шесть киловатт-часов энергии. А на производство базальтового волокна – два киловатт-часа. Там еще есть разные моменты. В сумме получается, один килограмм базальтопластика заменяет десять килограммов стали. Может, у меня подсчеты грубые, но суть – ясна. Потом: базальта – много, он – на поверхности. А металл – его же надо добывать. Очищать от грязи. Надо сначала получить чугун, потом – сталь, затем – прокатать ее и все прочее. А тут – всего один рабочий процесс: плавка базальта. Там – на каждой стадии выделяется углекислый газ, а тут – только на одной стадии. Чистый процесс. Нет вопросов.
Мы сейчас нашли первое применение базальта. А как там по диалектике? Вот я познание базальтопластика сравниваю с «самопознающей идеей». Ведь как, по Гегелю, происходит процесс познания: зарождающаяся идея - развивается! Проще говоря, мы пока толком сами не знаем, где еще можно базальтопластик использовать. Не оптимальное пока в настоящее время его использование. Вариантов – очень много. Вплоть до транспортного машиностроения: автомобили, вагоны можно из него делать. Можно получить базальтопластик, который не горит. До 600 градусов будет нагреваться, и ничего ему не сделается!

-А если ваши конкуренты перекупят технологию?

-Пока извилины есть – не страшно. А если их нет – чего тогда вообще бояться.

-Как появляются идеи? Говорят, Ньютон открыл закон, когда яблоко упало с дерева.

-Сложно это все…Но под яблоней не сидел.

-Вы можете породить столько работающих идей, сколько потребуется? Или это – вопрос удачи?

-Нет, это не вопрос удачи. Надо сильно захотеть.

-От желания зависит?

-От желания. Сначала идет процесс накопления материала в голове. Накапливается, накапливается, когда изучаешь технологические новинки, которые тебе нужны. Через некоторое время – начинаешь думать. Потом узнаешь: вот такой материал необходим!…

-И появляется схема.

-Да. Еще очень сильно влияет общение с профессионалами. Не надо лениться говорить с ними. Когда ты говоришь, с тобой тоже говорят. И не надо бояться, что от тебя идея уйдет. Нет. Разумеется, разбазаривать идеи просто так– не надо. Но, кроме автора, никто идею разработать не может. Идея – как дите. Вот оно появилось, и кому, кроме тебя, оно нужно?

-Есть много стран, которые очень внимательно следят за новациями в технологиях.


Базальтовая нить появилась в России. Мы в этом отношении – впереди.

-Чем наполнен ваш день, кроме работы? Спортом? Отдыхом?..

-У меня нет ничего, кроме работы.

-Утром встали, покушали яичницу, сели в машину, поехали на производство?..

-Яичницу уже не могу кушать. Из мяса можно только куриное филе. Пить, сказали, тоже особо нельзя. Но сухое вино красное изредка – можно.
Особых интересов – нет. Может, я скучный человек.

-Что вас стимулирует?

-Интерес к этой работе. Знаешь, вот, кажется, время проходит. Так раньше хотелось заниматься тем, что самому интересно. Тем, что можно внедрить…А сейчас все это - можно! И придумывать, и внедрять!

-Прежде было так: один изобретал, потом другой–которого он даже не знал, внедрял в производство…

-Сейчас так тоже делается. Но сначала ты у себя все должен проверить, отработать, тогда сможешь продать технологию на сторону.
…Возможно, когда–нибудь продадим все это.

-Вы и раньше изобретали?

-Да. Работал на «Химпроме» как изобретатель-консультант. Бесплатный. А теперь сам себя консультирую.

-Что необходимо для изобретения новых методов?

-Любопытство очень хорошее. Желание переделать мир. Улучшить его. Впустую не работать, заниматься только тем, что приносит пользу людям, ну, и тебе, естественно.

-Общаетесь с бизнесменами?

-Не часто. В основном - на семинарах.

-Кто в вашем круге общения?

-Друзья, знакомые. Часто бываю в деревне у матери. С бизнесменами, как правило, общаюсь в поезде. Общаюсь часто с научными работниками. С семьей.

-Сформулируйте несколько советов начинающим бизнесменам.

-Важные принципы изложены в этических нормах ведения бизнеса. Я считаю, их надо придерживаться.

-Ну, а прежде всего?

-Надо быть честным.
Постараться быть независимым.
Соизмерять свои возможности и не заниматься тем, что выше их. Учитывать только те, которые есть…Я, например, никогда бы не смог продавать водку, сигареты. Для меня это – табу. Ну, такой вот.
Необходимо хорошо, благожелательно относиться к людям. В принципе, любить их надо, людей. Но не всегда получается. Любишь, любишь, а потом видишь: он тебе подсунул свинью. Бывает.
Мне всегда казалось, что надо заниматься тем, что другие делать не умеют. И лучше всем так поступать. Делать то, что лучше получается.
И еще совет: не надо бояться черной работы.

-
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика