Цех культурных проектовОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Владимир Ермошкин: "От бизнеса надо получать удовольствие"

ЛЮДИ ДЕЛАВЛАДИМИР ЕРМОШКИН ОБУЧЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСАЛТИНГ


align=

ЕРМОШКИН
Владимир Петрович,
директор «Школы технологий бизнеса»



Ермошкин Владимир Петрович, директор автономной некоммерческой организации «Школа технологий бизнеса», являющейся Республиканским центром юридической консультационной и психологической помощи предпринимателям.
Родился в 1952 году в селе Шемурша. Закончил школу в Шумерле. С 1970 по 1975 год учился на историко-филологическом факультете Чувашского государственного университета. Прошел подготовку в ряде других учебных заведений. Преподавал в средней специальной, высшей школе политэкономию, экономическую теорию, работал в Госплане Чувашии начальником общего отдела.
В 1992 году создал первое свое предприятие, занимался строительством дорог, торговлей. В 1999 году принял предложение Минпредпринимательства Чувашии (министра Орлова Михаила Олеговича) создать школу по подготовке предпринимателей.

-Чем занимается «Школа технологий бизнеса»?

-С июня 2002 года она является управляющей компанией Республиканского бизнес-инкубатора. Школа на льготных условиях предоставляет в аренду начинающим предпринимателям республики нежилые площади, оборудованные компьютерной техникой, мебелью, телефонной связью, доступом в Интернет. Оказывает консультационные, информационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, развития организаций, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения.
Школа существует восьмой год и реально работает. Конкурсный отбор у нас очень жесткий: важно, чтобы каждый предприниматель не просто умел делать дело, но и был известен в своем цеху как человек, добившийся успеха. Если ты главбух, тебя должны знать специалисты всех уровней. Если - маркетолог, за тобой должны быть какие–то результаты.
Нас интересуют ре-зуль-та-ты! Ведь в аудитории – не только начинающие. Бывают группы, в которых больше половины – уже хозяйствующие руководители своих фирм. Требуется высокая подготовка.
Выгодное это в общем – то дело. Учишь людей и сам учишься чему-то: по той простой причине, что анализируешь ситуации, в которых они побывали. А ситуации такие озвучивались в аудитории, которые и озвучивать – то нельзя.
Людям, работающим в бизнесе, необходима правовая, экономическая, деловая культура. Необходимы вообще все культуры, вплоть до экологической и половой.

-Чего вы добиваетесь как руководитель «Школы…»?

-…Я хочу сделать людей предпринимателями. Вижу их в работе – вовлекаю в бизнес. Преподавателей, ученых, людей, способных заниматься исследовательской работой. У нас много фондов, они заказывают разные вещи.
Система проста: заходишь на сайт, находишь условия конкурсов, участвуешь, выигрываешь гранты. Что, думаете, мне все дают за просто так? Я играю и выигрываю. Некоторые конкурсные вещи, их «болванки», делаю заранее, зная, что они будут востребованы. Провожу исследования. Потом, когда наступает конкурсное время «Ч», останется только актуализировать.

-Бизнес – дело избранных?

-Мы на опыте развеяли миф о том, что бизнес – удел пяти процентов из ста, что им могут заниматься только самые успешные.
Пару лет назад, на коллегии федеральной службы занятости, руководитель службы Шимин Леонид Аркадьевич сказал: «Мы сотрудничаем со «Школой технологий бизнеса», ее семинары посетили свыше 500 человек, ищущих работу, 104 из них – снялись с учета в Центре занятости и зарегистрировались в качестве индивидуально-частных предпринимателей».
Безработные стали бизнесменами! 104 из 500 - это 20 процентов людей, испытавших, что их предали, услышавших, что в их услугах больше не нуждаются.
Выход в бизнес нормальных, «не контуженных», у нас - 30 процентов за восемь месяцев обучения.
К сожалению, большая часть уходит в «топы», топ-менеджеры чужих компаний. Но я считаю, что это все равно неплохой результат. Не пять же процентов, верно?!
Я не думал, что «Школа…» меня затянет настолько. Думал, соскочу с темы…
Помогает Минэкономразвития Чувашии, там есть отдел по развитию предпринимательства и ремесел, в нем - пять специалистов. Руководитель отдела Рябинина Татьяна Александровна ведет себя не как чиновник, а как человек, кровно заинтересованный в оказании реальной помощи предпринимателям. Масса примеров.
Позиция властей меняется к лучшему. Уже на всех уровнях люди поняли: нефти-газа нет, олигархов – нет, плюс реформа самоуправления, бюджет – хилый, а деньги где взять?
Спасение – только в развитии малого бизнеса.
На бизнесменов уже не смотрят как на гаврошей. Доказательство тому – вот это прекрасное здание бизнес-инкубатора, с архитектурными излишествами.

-Бизнес-инкубаторы будут по всей республике?

-Сначала я хотел, чтобы они были в каждом районе, городе. В горячке. А потом подумал: а надо ли? Не везде это возможно. Потом, очень многое зависит от инициативы, самодеятельности руководителей органов местного самоуправления. К сожалению, они иногда – калифы на час или же не уверены в себе. Но вот я вижу: как только руководителем Мариинско-Посадского района стал предприниматель, он сразу же отремонтировал здание администрации. Что там было и что стало!..
Хозяйственники нужны хорошие.
Я думаю, из самоизоляции мы ушли давно уже. Люди, власть заинтересованы в умножении представителей слоя, который раньше называли «третьим сословием». Потому что он – основной кормилец. Движимый разумным эгоизмом.
Бизнес - очень интересный способ существования, приносящий радость, удовлетворение самой реализацией проекта. Деньги в бизнесе – не главное, они – на втором плане. Убеждались все уже неоднократно: если человеком движет только корысть, алчность – это ненадолго.
Важна позитивная мотивация. Допустим, я сейчас пойду домой, потому что уже восьмой час вечера, а люди здесь останутся работать, хотя уже никто их не заставляет!
Приходится даже выгонять их из кабинетов. А ведь зарплаты - не очень высокие.

-Что мотивирует людей?

-Не скажу за всех. Лично мне работать всегда интересно, хотя бы потому, что перспективы – неопределенные, и ты можешь на них влиять.
Возможность влиять на изменение ситуации, улучшать ее – очень мотивирует. Потому я и занимаюсь своим делом. Результаты есть – значит, идем правильно.

-Как вам удается влиять на ситуацию?

-К нам прислушиваются, потому что мы придумываем многие вещи, которые превращаются в государственные документы. К нам обращаются Минэкономразвития Чувашии, другие структуры. Как–то обратилось Минобразования России, чтобы мы предложили модель реформирования системы начального профессионального образования. Мы эту вещь сделали, получили хорошие деньги. К нашим рекомендациям прислушались, реализовали их. В результате вместо 29 УНПО у нас стало 11 ресурсных центров, которые получили по 8-10 и более миллионов рублей на закупку оборудования, техники. А придумали и обосновали идею мы, узким кругом наших специалистов.

-От чего зависит результат вашей «Школы…»?

-От того, сколько людей к нам приходит обучаться, консультироваться…
В этом году мы запускаем новый проект – обучение топ-менеджеров. За деньги республиканского бюджета.
В прошлом году сделали маленький проект – обучали школьников, старшеклассников в течение двух месяцев. Тоже было очень интересно. 40 бизнес-проектов они подготовили в качестве выпускных работ. 2 проекта – хоть сейчас коммерциализуй.

-Почему делаете акцент на коммерциализации?

-Проблема коммерциализации актуальна потому, что многие не знают ничего об интеллектуальной собственности.
Представители науки, среды, которая создает инновационный продукт, не могут его коммерциализовать. Не знакомы с элементарным бизнес-планированием. Не знают, как подписать те же гранты.
В республике 29 районов и городов, в них - около тридцати предприятий, которые можно назвать инновационными.
Этот аспект очень важен для региона. Поскольку Чувашия не может наполнять бюджет за счет продажи нефти или газа, и ГИПОР нам проблему тоже не решит, то в условиях отсутствия ресурсов источником денежных доходов могут стать перспективные проектные идеи.
Где хорошо решается проблема инновационных проектов? В промышленности, ВПК. Но там тоже не все просто. Молодежь после вуза приходит – а зарплаты маленькие. Врубится в тему и уходит в бизнес.
Инновационные темы очень важны для развития. Президент Чувашии Н.В.Федоров постоянно это подчеркивает, потому что с проектами – напряг.
Кому, кроме нас, ими заниматься? Да, есть гуманитарный институт, изучающий события многовековой давности, и ВНИИР, который наполовину ушел под МТВ-центр. Можно ли от них ждать многого?
Где брать проекты? А если – негде, то что остается? Ждать, что кому-то яблоко на башку упадет, как Ньютону?
Вывод: специалистов по инновациям тоже надо готовить!
Потому мы разработали программу для предприятий, которые созрели или созревают для инновационных проектов.
Это работа в стол, я понимаю, но думаю, что она востребована.
На днях у меня здесь будет размещен Венчурный фонд, финансирующий «рисковые» проекты. Объем фонда - 160 миллионов. Его проекты заработают через шесть месяцев.
Идей - много. Мне бы хотелось, чтобы республика знала: в этом здании есть не все, но почти все. Во всяком случае, квалифицированные, точные, обстоятельные ответы на любые вопросы по ведению бизнеса здесь могут дать. Могут подобрать кадры, повысить квалификацию. Каждый год, по поручению отраслевых министерств, проводим кадровый аудит госпредприятий. По определению, в любой стране чиновники – не самые эффективные управленцы и собственники, их квалификацию надо отслеживать, повышать. Потому что у чиновников низка мотивация. Чего стараться, если заранее известны размеры аванса и получки. Мотива нет!

-Какова оптимальная пропорция в Чувашии между малым, средним и крупным бизнесом?

-Малый, средний…- это искусственное разделение.
Я бы градацию привязывал не к численности работающих в бизнесе, а к его обороту.
Когда я строил дороги в Чебоксарском районе, нас было шесть человек. А знаете, сколько у меня крутилось денег? Можно было за раз купить четыре квартиры, два этажа квартир в одном подъезде. Фирма неплохо зарабатывала. У меня не было зимних удорожаний, коэффициентов, и на 30 процентов моя дорога обходилась дешевле, чем у того же «ДОРИССа». Я сам поставлял щебень, сам же его и производил. Арендовал с братом оборудование. Не все сразу получалось. Долго учились.

-Что отличает новый период развития бизнеса в Чувашии от предыдущих периодов?

-Вульгарно выражаясь, жулья меньше стало.
Люди начинают понимать, что честным быть выгодно.
На западе доброе имя может быть долей в уставном капитале. Есть методики, позволяющие определять репутацию. Они нашли метод ее оценки.
А у нас…Возьмем такую вещь, как собственность. Мы какие формы правоотношений знаем? Владение, пользование, распоряжение. Они - из законов Российской империи. Сперанский в своем многотомном труде их еще записал.
А за бугром их, этих форм, 12!
Я не хочу сказать, что мы – в каменном веке. Но мы бежим по лыжне, которая у них проложена триста с лишним лет назад. А у нас бизнес развивается пятнадцать лет. У них - порядок, у нас – хаос. А хаос порядок побеждал.

-Фразу про порядок и хаос можно понимать двояко. Кто кого побеждал?

-Порядок всегда побеждается хаосом. Скажем, почему такие проблемы во Франции с молодежью, и кто это начинает? То же самое - в Англии. Скоро в США большинство будет говорить по-испански. Я не экстремал в этих вопросах, но России не надо терять свою самость, поддаваться демагогии.

-Постперестроечные события доказывают: порядок побеждается хаосом только если люди недовольны избыточной жесткостью управления. Но и хаос побеждается порядком, если людям надоел бардак.

-Да, да. Это диалектика.

-С каким восторгом встречались первые шаги реформ. Но потом людям надоел разнобой в правилах. Теперь порядок налаживается, и люди говорят: «Да, это хорошо».

-Да, согласен.

-А сейчас телезрители увлеченно смотрят сериал о брежневской эпохе.

-Это - нормально. По-честному, во всяком случае. Манера оплевывать свое прошлое – ее даже не большевики завели, она - очень старая. Несколько раз переиздавалась книга французского писателя, маркиза Астольфа де Кюстина, находившегося некоторое время при дворе Николая I, книга - о России 1815 года.
За это время в стране не изменилось ни мироощущение, ни мировосприятие.
Я занимаюсь проблемой ментальности человека, нашего россиянина, у меня этих материалов – вот столько! Хотел в соавторстве с ученым написать книжку о национальных чертах, которые помогают и мешают делать бизнес. А потом передумал: тема очень деликатная. Решил не браться. Хотя тема вообще – очень интересная.

-Чем такая книга могла бы быть полезна?

- С ее помощью можно было бы использовать такую минусовую черту россиянина, как повышенная внушаемость. Если ему сказать: «У тебя – крылья», то он полетит, на самом деле! Только помочь ему надо.
Сегодня в стране – такие ресурсы, просто – экзотика! Если бы эти ресурсы имелись в начале девяностых годов!

-А почему у россиянин такой менталитет?

-Ключевского надо читать: люди – дитя своей территории, климата, географии, традиций, всей истории.
Россияне воспитаны на ощущении огромности своей территории.
Но нельзя говорить, что все россияне - одинаковые. Часть готова работать в колхозе, а часть – в хуторском хозяйстве.
Мы привыкли к общим стеретипам: россиянин – он вот такой, француз – такой-то, немец…Много мифологизирования. «Франции столько, сколько французов»!
Но некоторые вещи, конечно, требуют осмысления. Отдельная тема.

-А в Чувашии у людей какой менталитет?

-Этот вопрос очень хорошо знает Геннадий Ильич Тафаев, с которым мы, кстати, и хотели написать книгу. Он мне сказал: «О чувашах отдельно напишем!»

-Вы сами кто по национальности?

-Я – чуваш. И вот думаю, а почему чувашам приписывают завистливость чуть ли не как национальное качество? Почему так получилось? Как вы думаете сами?

-Вы у меня спрашиваете? Кто у кого берет интервью?

-Но все же, почему?

-Ну, как версия…Несколько веков назад территория Чувашии оказалась периферией, глубинкой, провинцией, откуда черпались кадровые ресурсы. Молодые, здоровые, сильные, квалифицированные - рекрутировались или переманивались в другие регионы. Постепенно почти вся чувашская или булгарская, как тогда говорили, элита оказалась в Москве, Питере, ассимилировалась. И к лучшим людям население стало относиться с недоверием, предубеждением: все равно уедут. Личный успех воспринимался как основание для переезда.
Сейчас ситуация изменилась, но схема – работает: завоевал, к примеру, парень звание Олимпийского чемпиона – за него могут похлопотать и дать ему квартиру в большом городе. И каково тренерам, пятнадцать лет трудившимся на его успех?
Минусовый кадровый аутсорсинг стал типовым и для российских культурных центров: сколько квалифицированных специалистов из Москвы переехало в страны с более высоким уровнем жизни – США, Канаду, Англию!…
Другая версия: зависть – самозащита, она основана на боязни проиграть сильному и умному в конкурентной борьбе за ограниченные ресурсы, в ситуации, когда «Боливар не вывезет двоих». Игроки в покер средней руки не любят классных «шулеров». Рядовые гроссмейстеры терпеть не могут выдающихся шахматистов. Не только в России. Как ненавидят в США Роберта Фишера, который когда–то помог своей стране в борьбе с интеллектуальным превосходством СССР, а теперь вынужден скитаться по Исландиям и Япониям.
Китайцы назвали зависть «болезнью красных глаз». Своего рода эмоциональной трахомой.
Вообще, это чувство – сильный стимул. Но оно знакомо всем, не только чувашам и многогранно: иногда люди «завидуют по-доброму». Юрий Олеша написал знаменитый роман «Зависть», в нем исследовал закоулки темы. Роман написан от первого лица.


…Возможно, у зависти есть многовековые социальные корни, но я убеждаюсь, она присуща людям изначально. Я вижу ее даже среди некоторых своих родственников. Вижу ее у наших предпринимателей. Вижу ее между людьми, являющимися родными братьями. Говорю им: не делайте вместе бизнес никогда!
Чаще всего, в бизнесе дружбы не получается почему – то. Если в бизнесе или на государевой службе рядом оказывается много одногоршечников, с кем вместе в детский сад ходил, одноклассников, одногруппников, это для кого-то автоматически означает быть «отстежкой».

…Очень много зависит от того, что люди думают. На биржевом рынке от того, как трейдеры выстраивают образ компаний, зависят цены, котировки акций, объемы инвестиций.
Потому надо бы разрушить стереотип о том, что у чувашей – менталитет, мешающий развитию бизнеса.


-Он мешает, мешает, мешает!

-…Не находите ли вы, что следует создать теорию, поддерживающую совершенно обратную версию: что чуваши - очень предприимчивый народ.
А аргументы - такие. Если бы народ не был предприимчив, если за его внешней мягкостью не стояло упорство, он бы просто не сумел пробиться через толщу веков, растворился, как многие другие. Да, народ – не очень богатый, но богатство иногда зависит от внешних причин, а бедность - может быть мощным ресурсом: «голь на выдумки хитра». Предприимчивость чувашского народа – и в том, что, не обладая богатыми природными ресурсами, нефтью, газом, золотом, алмазами – тем не менее, он умудряется улучшать свои экономические позиции. Среди восьми десятков регионов России он не где–то на отшибе, а по ряду важных критериев выбивается на лидерские позиции. И не за счет японского трудолюбия – обычные люди, без особого фанатизма, да, работают, но и гуляют, иногда выпивают. Это реальность?


-Реальность, да. Хотя, если взять семьдесят лет советской власти, то чуваши выбивались, в том числе, за счет статуса национальной республики. Предпринимательством до революции местное население почти не занималось. Астраханцевы, Игумновы, Таланцевы – представители других наций.

-Как известно, При Петре I далеко не всем позволялось заниматься ремеслами. Даже кузнецом имел право работать далеко не каждый. Потому экономически активные личности воспринимались так, как сегодня воспринимаются «олигархи». В основе этой зависти - неравенство возможностей.

-Действительно, есть аргументы, косвенно доказывающие наличие предприимчивости, адаптируемости у народа.
Мне вот подарили книжку, в ней прочел выступление одного чиновного клерикала в 1911 году: «Чувашам нельзя давать образование, иначе это будут вторые евреи».
Рекомендую почитать также Семенова Тянь-Шаньского, великого мордвина, его многотомное издание «Путешествие по Средней Волге». Он пишет о чувашах и подчеркивает ряд важных качеств: «склонны к образованию и почти не знают пьянства, нищих».
Но я так скажу: если бы не помощь русского народа, чувашский народ не имел бы того, что имеет. Однозначно.

-Что мешает развивать бизнес?

-От бизнеса надо получать удовольствие. Нельзя работать «методом тыка». Необученным. Если делаешь что-то «методом тыка», то переживаешь, расстраиваешься, происходит саморазрушение.
Ощущение социальной тревожности можно сравнить с состоянием похмелья алкоголика или ломки наркомана.
Ты должен делать бизнес зная, что поступаешь правильно. Иначе будешь впадать в библейский грех уныния. А уныние - разрушает, если, конечно, бизнесмен – не мазохист, испытывающий от пинков кайф и оценивающий ситуацию по принципу «чем хуже, тем лучше».
На западе дело поставлено так: кредит не дадут, если кандидат в предприниматели не прошел бизнес-обучение.
Меня спрашивают: «Сколько ты взял за обучение школьников?» Отвечаю: «Бесплатно мы их обучали». Я придумал этот проект, нашел деньги. Надыбал.
У нас за счет «Элары» два месяца учились топ-менеджеры этого предприятия, по той же схеме обучались топ-менеджеры «Чувашэнерго», банкиры.
ЧЗПТ к нам в претензии, что у нас до них руки не доходят, мало с ними работаем.
Если раньше трудились за счет и по инициативе самих предприятий, то теперь – сами предлагаем: «А давайте!..» Находим ресурсы, обучаем. На бесплатное люди идут охотно: «халява, сэр». Мы проводим отбор, чтобы выяснить, кого стоит учить. А подход у нас такой: основные критерии - пополнение бюджета республики и создание рабочих мест.
Что мне нравится в моей деятельности: востребованность. К этому мы шли несколько лет.

-Что такое богатство?

-Не думал над этим никогда. Навскидку трудно ответить…Тут много может быть демагогии. Например, часто противопоставляют деньги и «душевное богатство». Как–то в учительской среде прозвучало: «Вы, Владимир Петрович, хотите, чтобы мы учили детей алчности и корысти». А я в ответ – народную частушку: «Если тетя без сапог, значит тетя – педагог». Говорю им: «А почему? Потому что не востребованы». Сказал им о примерах ненависти педагогов к ученикам.

-Что вам сказали в ответ учителя?

-О, мы с ними теперь – лучшие друзья! Присылают школьников. Мы хотели набрать двадцать человек, а пришло сто. Тогда объявили конкурс и сделали отбор. Папы-мамы, бабушки-дедушки захлопотали: «Почему моего не взяли?»
Вот фотография, на ней десяти-одиннадцатиклассники. Книгу, где она напечатана, сделали предприниматели, которым интересно, чтобы с их стороны баррикад стояло больше людей. Сделано с любовью.
Проект был бесплатный. Но теперь халявы не будет. В бизнес-обучение надо вкладываться основательно. Сейчас здание содержу де-факто за счет обучения. Помогаю подняться людям, которые только создали свой бизнес. Иногда явочным порядком просто назначаю специалистов предпринимателями: «Иди и создай фирму».

-Даже так?

-Даже так!

-Можете привести примеры?

-Пример - наши преподаватели, мои замы. Сейчас нет человека в моем окружении, которого бы не имел бизнеса.

-Вы тоже имеете свое дело?

-Мой бизнес связан с медициной, коммуникациями.

-…Вернемся к теме менталитета. Внушаемость, доверчивость – это хорошо или плохо для предпринимательства?

-Конечно, плохо. В бизнесе – очень плохо, надо быть недоверчивым. Вот Сергей Королев, конструктор ракет, говорил: «Семь раз отмерь, а потом – проверь».
Бизнес вполне справедливо приравнивают к военному делу, дипломатии, это игра умов. Разве может быть коммерческий договор «пятьдесят на пятьдесят»? Да никогда! Договор заключить – не бланк подписать. Потому существует Арбитражный суд. Есть статья 21 – «Свобода договора»: любой договор может заключать в себе элементы всех других договоров. Это творческая деятельность, творчество!
Мы учим составлять договоры.
Кстати, один известный англичанин утверждал: «Если хочешь иметь дело с честными людьми, ты должен забыть о коммерции». «Надо думать о людях хорошо, но поступать с ними как с подлецами».

-Тем не менее, есть и такое высказывание: «Сейчас в бизнесе меньше жулья и ценится доброе имя»…

-Потому что появились нормальные СМИ, пресса, литература, еще бы появилось нормальное телевидение, кино хорошее снималось…
Все это важно, потому что народ – гипнабельный.

-В фильме «Бандитский Петербург» вор в законе Антибиотик произносит фразу: «Ближе к закону - безопаснее».

-Особливо важно соблюдать законы потому, что правовое государство только формируется, становится. Это процесс не разовый, он - в развитии, идет изменение позиций. Развитие невозможно без изменения позиций.
У Каутского есть лозунг: «Конечная цель – ничто, движение – все». Его большевики постоянно били за эту фразу. А разве их коммунизм, к которому двигались – реальная, а не фиктивная цель?

-Но вы же сами сказали: «Важен ре-зуль-тат».

-Дело в том, что каждый результат является промежуточным. А вот от этой публикации будет результат? Я заинтересован в этом деле, чтобы это чем–то необходимым обернулось. Чтобы люди в очередь выстраивались…

-Зависит от качества идей, которые сформулированы. На мой взгляд, ваша идея о том, что бизнес – вовсе не для избранных, достойна тиражирования.

-Если идея вбрасывается без подготовки, она всегда отторгается. Так люди устроены.

-Отторгается неактуальная идея.

-Не обязательно! Кого только не прессинговали научные столпы, если взять из примеры из физики, химии. Офтальмолога Федорова в Чебоксарах уволили с работы сразу после изобретения им метода имплантации искусственного хрусталика: метод был признан «антипавловским», хотя множество людей нуждалось в его применении. А возьмите пример знаменитого сейчас киноактера Вельяминова, который в молодости работал в Чебоксарах в Русском театре, но тоже попал под прессинг…

-Какие задачи вы ставите?

-Способствовать появлению среднего класса. Не отдельных индивидуумов – они погоду не делают, а реального среднего класса.

-Сколько это должно быть процентов?

-Средний класс – не только предприниматели, хотя многие сейчас так думают. За бугром это - и адвокатура, и врачи, и учителя. У нас тоже должно быть так.
Чем больше счет в банке – тем меньше проблем. В тех же Североамериканских Штатах порядок таков: набрал 800 баллов по их шкале и уже можешь брать крупный кредит. Даже если не занимаешься бизнесом.
Западные образцы – не догма. Я бы не хотел, чтобы Россия во всем им следовала. Но важно добиться, чтобы у нас предприниматели сформировались как авангардный класс.
А проблем здесь еще очень много.

-Какая – главная?

-Повторю: отсутствие у предпринимателей профессиональных знаний, низкая деловая культура.

-Что вы вкладываете в понятие успеха?

-О, тут надо уточнить, о чем речь: об удаче, ощущении или определении успеха? Если сказать просто, то успех – это положительный результат.

-Что такое положительный результат и как его добиться?

-Этим делом надо жить, оно должно элементарно нравиться. Но только влюбляться в него не надо. К делу, которым занимаешься, надо относиться с хорошей долей скепсиса.

-А почему нельзя влюбляться?

-Ослепнешь. Влюбляться не надо, необходимо критически относиться. Как и к себе самому.

-А можно совмещать любовь к делу и критицизм?

-А как же! Даже обязательно! Даже должно! От любимых мы ведь больше требуем.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика