Дети нового времени.
Неизменная примета всего учебного года: сотни мальчиков и девочек с рюкзаками за спиной, идущие в школу. Нынешние школьники. Поколение SUPERNEXT. Они – это те, кто через несколько лет будут активно влиять на происходящие в российском обществе процессы. В общем, наше будущее. И если поколение теперешних 20-25-летних именуют детьми переходного периода, то сегодняшние школьники - это, без всяких сомнений, дети нового времени. Кто же они, эти школьники?
У сегодняшних подростков чувство собственной исключительности и оригинальности выражено гораздо ярче, чем у многих и многих предыдущих поколений. Они опираются на то, что знают о существовании прав ребенка. Они активны и практически незакомплексованны. И, самое главное, они разные. Долгое отсутствие в стране единой идеологии привело к тому, что большинство самостоятельно определило жизненные ориентиры. Они не оперируют понятиями «родина», «мир», «труд». Их заменили категории «деньги», «бизнес», «карьера», «успех». Для большинства из них карьера – основополагающая цель. И для достижения этой цели они используют разные методы. Мне недавно довелось пообщаться с очаровательным двенадцатилетним созданием. На вопрос, кем она хочет стать в будущем она ответила: «Я хочу стать женой крутого бизнесмена и иметь любовника!» Вот о чем мечтает юная девочка. Это означает отсутствие каких-либо нравственных ценностей у грядущего поколения. Это печально, но это факт.
Но, как я уже говорила, современные школьники настолько разные, что очень трудно определить какую-то общую черту, характерную для них. Вот, например, моя соседка целый день пропадает в библиотеке, пишет статьи, научные работы, занимается дополнительно, учится отлично. Она говорит, что в этой жизни она хочет всего добиться сама, она в будущем не хочет жить «от зарплаты к зарплате», она уверенно идет к своей цели, преодолевая трудные препятствия. Школьники стремятся максимально заполнить свое свободное время посещением различного вида секций, факультативов, спецкурсов и т. д. В нашем городе существует множество молодежных организаций, спортивных комплексов, так что школьник может выбрать направление деятельности на любой вкус.
Поколение NEXT воспитывается на телевизионных программах и модных журналах. Мексиканские сериалы и гламурный глянец сделали свое дело. Нынешние школьники одежде придают слишком большое значение. Их избавили от обязанности носить уныло-коричневую школьную форму. Теперь вольность в одежде постоянно подчеркивает социальное положение. Понимая многие даже самые сложные жизненные истины, нынешняя молодежь жестока к чужой несостоятельности. Если родители зарабатывают мало, то «неправильная» одежда – это уже вина их детей. За неудачи родителей они вынуждены расплачиваться своими комплексами.
Еще одна важная и, я считаю, самая главная проблема современной молодежи – это наркотики. Причины становления наркоманом различны: разочарование в жизни, неудачи, трудности, влияние общества, а порой просто интерес, поиск новых ощущений.
Пожалуй, стоит подвести итоги. На вопрос: «Кто он – современный школьник?» очень трудно однозначно ответить. Это энергичный, стремящийся к познанию нового подросток, пытающийся сделать великую карьеру. В свои годы он знает намного больше, чем наши отцы и матери в этом возрасте. Он знает жизнь.
Татьяна Камаева.
78 августа
Под занавес лета у всех две вещи на уме - подведение итогов и поиск нового. Всеобщая эйфория типа "сегодня еще лето, а завтра уже осень" мне не понятна. Хотелось бы серьезно поговорить по душам с человеком, придумавшим календарь. В последний летний вечер под фонарем все также кружились мошки, градусник показывал +33, а небо было затянуто липко-серыми тучами.
Под окном девушка сняла туфли и шла по дороге босиком. По-летнему банально. По-августовски романтично. То ли южный климат на меня так повлиял, то ли размышления окружающих об итогах, но я решила пока что остаться в лете. Поэтому после 31 августа у меня было 32 августа. А за ним 33. И так далее. Осень у меня начнется после 78 августа. Взята была цифра 78 совершенно с потолка. Как оказалось не случайно. Мои скромные подсчеты относительно "вашего" календаря выдали мне, что 78 августа=17 октября. Вот тогда-то у меня и начнется осень. Именно в этот день я подведу все итоги "ушедшего" лета, стану доставать теплые вещи с антресолей, читать Пушкина, собирать желтые листья в икебаны и по-доброму грустить. Задумываться о подарках близким на Новый год, вспоминать о сессии и экзаменах и ловить у себя в голове за хвостики неожиданно появившиеся мысли "а скорей бы лето...". А пока у меня середина августа.
Тут читатель должен воскликнуть - "Ну, да, конечно! А как же внезапно начавшаяся учеба? Кругом новое!". Посмотрите с другой стороны. Мы никуда не приезжаем, не приходим и даже не прибываем. Мы вечно возвращаемся. Каждый год возвращаемся к учебе, потом к экзаменам, к отдыху, к дню рождения, к работе. Мы возвращаемся в свой город с моря, чтобы через год снова вернуться на море. Замкнутый круг. Очень сложно выцедить действительно что-то новое в этом потоке "возвращений". И это никак не зависит от времени года/дня недели/числа месяца. Ищите свои новинки, не банальничайте.
Ехала в маршрутке - услышала звонок телефона. Стандартная мелодия для nokia показалась мне совершенно незнакомой. Но после ее прослушивания в течение первых десяти секунд у меня в голове поселилось неприятное чувство тревоги, граничащей с ненавистью. Сильно удивившись такому своему странному состоянию, я уже предположила, что компания nokia таким образом воздействует на людей. Только вечером я поняла, что эта мелодия стоит у меня на звонке будильника. То есть я слышу лишь первые 10 секунд во сне, выключаю будильник и окончательно просыпаюсь. Обнаружив, это, я припомнила недобрым словом академика Павлова, собачек и условные рефлексы - настроение-то было испорчено!
Это, безусловно, лирическое отступление от темы, но для меня сей факт явился в жизни "новым". Он же поспособствовал главной перемене в моей жизни этой осенью - смене мелодии на будильнике. Все остальное по-старому. Может, и к лучшему.
Мария ШАРВАРКО
generation X/Y: кто на новенького?
Попытки классифицировать молодежь с их мировоззрением и укладом жизни успешно воплощались в жизнь где-то со второй половины прошлого века. Под конец очередного десятилетия - очередной ярлык. 60-е? Несомненно, хиппи и их сексуальная революция. 70-е? Панки, свобода и анархия. Чем дальше, тем более загадочно и абстрактно. 90-е? Так вот же оно - поколение X. Начало 21 века - поколение Y, сила, насчитывающая 70 млн, и первая волна именно сейчас начинает свою карьеру, занимая свое место в разновозрастных рядах трудящихся. Они хотят работать, но не хотят, чтобы работа становилась их жизнью.
поколение Х
Довелось услышать по теме «икс»: «Если ты родился в конце 60-х, то ты перечеркнут жирным «X», ставящем на тебе крест как на активном участнике социальной жизни». Ну ничего себе! Вот так, с ходу…
X на все
Бытовало мнение, что X не обозначал возраст, а характеризовал мировоззрение. Люди этого поколения, даже если они говорили на разных языках, понимали и чувствовали важные им вещи одинаково. Поколению был свойственен некий пофигизм и нежелание утруждать себя решением каких-либо глобальных проблем. В отличие от предшествующего поколения, иксовики не требовали, не протестовали, рьяно не доказывали, не играли в бунтарей. Живя большей частью «для себя», они спокойно плыли по течению. Не гонялись за Идеей и не ставили социально значимых целей перед собой. Социально свободные выбрали тактику самовыживания, желая не более, чем уберечься от контактов и тем более конфликтов с окружающей средой. «Отстегнутые» (практически синоним поколения) вели лишь одну борьбу - за поиск самих себя и стремление понять, кто же они есть. В основе практически любого поколения изначально есть конфликт с «отцами» и отторжение того образа жизни, которые те вели. Так и в случае с «иксовиками», решив жить по своим законам, они не очень-то стремились впускать в свой мир кого бы то ни было.
…в пору своей юности
Девяностые были звездным часом нескольких музыкальных культур, сосуществующих параллельно. Старт был дан отчаянно громким и депрессивным гранджем. Эпатажный рок-герой, голос целого поколения Курт Кобейн спел «Even In His Youth (что-то вроде «впору своей юности»)». Короткая, незамысловатая, но мгновенно цепляющая песня стала гимном поколения «икс». Грязная тяжелая музыка, мрачная энергия, татуировки, депрессивные тексты, растянутые свитера, драные джинсы, наркотики - пожалуй, самые яркие атрибуты того времени. Грандж распространился везде. Даже в постсоветской России находилось немало последователей. Но он мгновенно износился после самоубийства (?) своего символа.
психоделия: вечный рэйв
Приоритеты менялись, с невероятной скоростью стал набирать обороты эйсид-хаус, техно. Generation Х захлестнула кислотная энергия. На 90-е пришелся самый рассвет ночной и такой непривычной клубной жизни. Появились так называемые «рэйверы» - ночные короли, избегающие дневной обыденной жизни. Независимо от того, было ли на самом деле поколение «икс» или же это не более, чем очередной ярлык, к концу девяностых все закончилось.
поколение Y
«Приготовьтесь, ведь это поколение, представителям которого еще не исполнилось 30, отличается от всех предыдущих», - утверждают такие исследователи, как Брюс Талган, основатель аналитического центра RainmakerThinking, изучающего жизнь молодежи. В отличие от предыдущих поколений, поколение Y баловали, воспитывали и развивали с младенчества, ориентируя на успех, говорит Талган. Они уверены в своей ценности.
Эта возрастная группа вливается в рабочую силу в период серьезных демографических изменений, когда все американские компании сталкиваются с проблемой старения работников. 60-летние работают бок о бок с 20-летними. Новоиспеченные выпускники колледжей руководят теми, кто по возрасту годится им в отцы. А новички меняют работу быстрее, чем студенты меняют своих кумиров, раздражая работодателей, стремящихся привлечь и удержать способных исполнителей.
на балансе
Люди, начинающие свою карьеру, но не желающие зацикливаться на ней. В отличие от своих родителей, поколение Y не склонно делать работу приоритетом, оставляя «на потом» всю остальную жизнь. По убеждениям этого нового поколения, работа (бизнес, карьера) не должна вытеснять личную жизнь и тем более семью. Поколение Y строит свою жизнь на балансе этих двух составляющих.
знаки отличия
Стефании Армор из USA Today в своей статье «Поколение Y» выделяет следующие резонирующие признаки исследуемого поколения.
Финансовая практичность. 37% представителей поколения Y собираются начать накопление пенсии раньше, чем им исполнится 25 лет, и 46% тех, кто уже работает, делают это.
Change it right now! Представители Y не собираются надолго задерживаться на одной работе и даже в одной профессии: они видели скандалы, взорвавшие Enron и Arthur Andersen, и скептически относятся к таким понятиям, как преданность фирме, говорит Тулган.
«Игрики» не любят долго делать одно и то же. Они умеют выполнять много дел одновременно: читать электронную почту на BlackBerry, параллельно болтая по мобильному телефону и бродя в интернете.
«Y» - поколение X на стероидах». Они приходят с высокими требованиями к себе, своему работодателю, своему боссу. Если вы думаете, что видели скандал, когда на работу пришло поколение X, то это была дружеская потасовка.
время Y-веренных
Привыкнув к непринужденному стилю, они не терпят так называемой «корпоративной культуры». Обнаружив, что ирокез, тату от плеча до кисти руки или, скажем, тоннель в ухе (такая здоровая дырка) не приветствуется начальником, молодой специалист быстрее поменяет компанию, в которой работает, чем подправит свой внешний вид, который бы вписывался под стандарт среднего служащего. Прийти в офис в шлепанцах, болтать по мобильнику, бродить в Интернете, слушать iPod за работой, но при этом умело справляться со своими обязанностями – это несколько переворачивает представление о традиционной рабочей системе.
рок-н-ролл не при чем
В этом новом, до конца не исследованном феномене поколения не затрагиваются идеологические, нравственные, музыкальные и социальные аспекты. Первое классифицированное поколение двухтысячных не зарождалось вследствие каких-то переворотов или бунтов. Никакая музыкальная волна также не послужила сигналом к его возникновению (впервые со времен рок-н-ролла). «Поколение Y» - понятие альтернативное и широкое. Полная свобода и никакой конкретики. Увлекайся, чем хочешь. Как хочешь, так и живи, что хочешь, то и делай. Если ты хороший и квалифицированный сотрудник, ты будешь востребован. Пожалуй, именно эти своего рода «постулаты» поколение Y и хочет перенести и закрепить в свои фирмы и компании, делая офисы своей «свободной зоной». Равно такой же свободной, как и всю свою остальную сбалансированную жизнь.
Саша КОСТЮЧЕНКО
Мнения:
Наталья Лебедева, начальник службы ПКТ, ООО «Бизон»:
Я думаю, что так называемое поколение Y - временное подражание Западу. В настоящее время все еще актуально высказывание «встречают по одежке, а провожают по уму». Я, безусловно, оценила бы, если потенциал сотрудника дополняется еще и определенной внешней экстравагантностью. Но учитывая специфику деятельности предприятия, внешность и подача себя сотрудником играет немаловажную роль в формировании общественного мнения и мнения тех клиентов, с которыми молодому специалисту придется работать.
Дуглас Коупленд, большой спец по теме «икс», автор книги «Поколение X»
Совершенно новое понятие «рэйв» сконцентрировало в себе способ жизни, активное времяпрепровождение, тусовки, моду, манеру двигаться, жаргон, экстази и ЛСД. Появился совершенно обособленный от тусклых будней мир, жители которого существуют под покровом темноты и музыки, и плевать им на все остальное.
Кейти Паттерсон, помощник главного бухгалтера компании Edelman Public Relations, 23 года Мы не боимся поставить под сомнение статус-кво, – говорит она. – Атмосфера, где к творческому началу и независимому мышлению относятся позитивно, привлекает людей моего возраста. Мы очень независимы и технически подкованы.
Мэтт Беркли, журналист ежемесячного журнала Small Business Monthly, 24 года Представители нашего поколения повидали мир, обогатили свой опыт и способны ссориться со старшими сотрудниками, которых мы считаем недостаточно профессиональными. Мы удивляемся, когда нам приходится именно зарабатывать деньги. Мы хотим теплое место прямо сразу. В детстве у нас было карате, футбол, все на свете. Но нас лишили социальных навыков.
почитать
Дуглас Коупленд . «Поколение X»
Джордан Каплан, Каролин Мартин. «Управление поколением Y»
«полазить»
http://business.cifrovik.ru/news/article067D4/default.asp
http://en.wikipedia.org/wiki/Generation_X
http://en.wikipedia.org/wiki/Generation_Y
http://www.xakep.ru/post/24907/default.asp
http://www.ubo.ru/articles/?cat=132&pub=510