Жителями деревень Карамасского сельского совета задуман целый ряд мероприятий, способствующих увеличению у молодежи интереса к истории и культуре края. Проблема сохранения и развития родной речи, несомненно, одна из основных в национальных республиках. Поколение за поколением мы постепенно теряем носителей языка, на котором когда-то говорили наши предки. Через несколько десятков лет возможно такое, что России многонациональной больше не будет. Будет страна, вынужденная впускать эмигрантов за неимением уникальных, самобытных народностей.
Чаще всего прямо или косвенно именно взрослые виновны в том, что дети поначалу с родного языка переходят на русский, а затем, становясь старше, и вовсе забывают марийскую речь. У детей практически не остается выбора. Судите сами: школьные дисциплины с начального класса преподаются на русском, кроме, собственно, самого предмета марийского языка. Редкое чадо примется самостоятельно осваивать предметы на родном наречии наперекор привычным общеустановленным нормам. Поэтому работниками культуры и образования в лице самих жителей района, коренных марийцев, и была создана национальная программа, основное внимание уделяющая воспитанию патриотических чувств и настроений молодого поколения.
Под руководством опытных педагогов работает литературный кружок, в котором дети учатся писать стихи и рассказы. Произведения юных писательских, либо поэтических талантов печатают в газетах и журналах. Для любителей марийских танцев создан танцевальный кружок.
Григорьев Рудольф Антонович, председатель СПК СА «Москва», рассказал, что для ребят открылся специальный кружок «Юный краевед», членами которого уже собран огромный материал по истории возникновения марийских деревень. Не только ребенку, но и взрослому, любящему родной край и заинтересованному в его сохранении и процветании, интересно будет активное участие в собирании местного фольклора. Происхождения местностей, оврагов, рек, озер, которыми так богата наша республика, а также предания, легенды, загадки, поговорки, не забытые нашими бабушками – такие несложные, но значительные для детских умов и памяти предков страницы родной истории.
Вот что узнали исследователи кружка «Юный краевед» о родной местности, изучив историю всех деревень от их возникновения до нынешних дней. Они установили, что первые жители в Карамасах появились еще в XII веке, во время правления Казанского ханства. Пезмучаш и Чодраял – самые древние деревни Волжского района. Первая была названа так в честь охотника Пезе, который поставил на этом месте первый дом. Вторая, Чодраял, прежде называлась Кораем. Окружающий ее со всех сторон лесной край дал ей современное название.
XIII век породил на свет марийского богатыря. То место, где сейчас стоит деревня Кабак-сола, и есть родина Чоткара. Как и в русских сказках, национальный герой обладал необыкновенной физической силой, добрым сердцем, мудростью и огромным патриотизмом. Даже спустя несколько веков жители деревень помнят Чоткар-патыра (чоткар – «сильный», «крепкий»). В народе складываются легенды о спасении «силачом» целого народа от гнета вражеских захватчиков. Согласно одной из них он так защищал марийцев, что те были освобождены от налога татарам. А однажды Чоткар со своим сыном Одаем поехал к Батыю. Растроганный пением юноши, татарский хан предложил остаться и начать служить ему. Но сын Чоткара отказался и остался верен своему народу, как и его отец.
Богатырь был похоронен на горе под молодым дубом, в том месте, где река Пез впадает в Илеть. Дерева сейчас уже нет. Оно упало в XIX веке, и из уважения к памяти героя, еще долго лежало на своем месте. Возможно, точное нахождение могилы Чоткара мы больше никогда не узнаем. Но на берегу реки Пез, где он любил когда-то отдыхать, поставлен камень памяти. На нем слова: «Душа Чоткара в сердце марийца». Уже третий год жители района и их соседи собрались вместе, чтобы почтить память национального героя. Они посвятили ему пьесу, в которой принимали участие не только работники культуры, но и учителя, школьники, колхозники. В следующем году это мероприятие планируется провести на республиканском уровне. Это, конечно, должно вызвать интерес у жителей республики, и ежегодный маленький праздник карамасцев постепенно превратится во всеобщую дружную традицию одного народа.
Карамасская сторона – это чисто марийский край. При встрече здесь говорят «салам», что значит «здравствуйте». Интересно, что здесь живут и язычники, и православные. Праздники представителей двух религий, безусловно, отличаются друг от друга. Действа обоих из них всегда любопытно понаблюдать. Например, существует такой языческий праздник Сурем. В этот день все жители посещают бани, а затем, надев чистую рубаху, отправляются на моления в священную рощу. Там они приносят в жертву богам различные яства, в основном, это птица – гусь и баран. Удивительно то, что почти все жители деревни Нурмучаш – крещеные. Однако люди настолько тесно живут в связи с традициями своих предков, что обряды здесь и в наши дни исполняют языческие. Непосредственное обращение к Богу происходит во время праздника полевых работ – агавайрема. На место молитвы крестьяне приносят еду и просят богатый урожай и приплод скота. Во время июльского праздника Сурема собирается и молодежь, которая в будущем должна сохранить традиции народа и передать их своим детям.
Гордость за свою культуру, язык, за свой народ – это начало большой любви к своей маленькой родине. Воспитание глубоких чувств у молодого поколения – необходимый, но не навязчивый подвиг карамасцев, вносящих свой бесценный вклад в сохранение культуры всего марийского народа.