Нужна ли нам книга? Или правы те, кто говорит, что Интернет в ХХI веке заменит книги? Действительно ли то, что человек деградирует и перестает развиваться духовно?
Виктор Пелевин, Паоло Коэльо, Карлос Карлос Кастанеда… Эти имена вам знакомы? Если да, то поздравляю вас – вы приняты в мое тайное общество любителей андеграундной литературы. Это больше чем просто время провождения. Это целый мир, мир шокирующих мыслей, новых идей, видений и галлюцинаций, депрессивных настроений и свободной любви.
Но только малая часть всех читающих людей живет в этом мире. Современная проза очень популярна в среде творческой интеллигенции и по-настоящему продвинутой молодежи. Почему? – вопрос отнюдь не риторический. Возведение того же Пелевина в ранг культового писателя имеет несколько причин.
Прежде всего, все эти романы – о нашей жизни, со всеми ее глупыми подробностями. И персонажи тоже образы почти реальные: новые русские, художники, наркоманы и т.д. Таков главный герой романа «Поколение пи» Татарский, который пишет дурацкие рекламные солганы и придумывает ролики, простая официантка сеньорита При у Коэльо («Дьявол и сеньорита При»).
Есть еще один вариант – писатель создает мир фантастический, который, однако, очень близко переплетается с реальностью. Роман Пелевина «Жизнь насекомых» - яркий тому пример. Все мухи комары и прочие членистоногие живут также, как и мы.
Почти всю современную прозу объединяет одно свойство – скандальные и совсем нелицеприятные подробности. Это и наркотики, и обилие секса (порой самые извращенные его формы) и, конечно, насилие. Писатели рассуждают о природе зла, о том, почему человек становится таким.
Примером хочу привести одного из самых популярных современных писателей – Владимира Сорокина. Его слава по-моему, во многом обусловлена именно этой скандальностью. Его романы – это смесь извращенного секса (чего стоит только роман «Тридцатая любовь Марины» с подробным описанием инцеста), и прочих мерзких вещей (так роман «Пир» собрал все самое ужасное, что связано с поглощением пищи).
Культовый Пелевин во всех произведениях пишет о наркотиках. Татарский ест грибы, нюхает кокаин.
Таким образом, получается, что современного читателя, который претендует на интеллектуальность, уже не прельстишь Тургеневым или Толстым. Ведь если задуматься, все проблемы, поднимаемые в современной прозе остались неизменными со времен Шекспира, но вот формы их подачи и раскрытие существенно изменились. Люди требуют хлеба и зрелищ, что с успехом выполняется нынешними гениями литературы.
Однако из всего этого «великолепия» заметно выделяется один из популярных в наше время писателей – Паоло Коэльо. Его книги совсем не циничны. Коэльо рассуждает о добре и зле, при этом в конце побеждают «наши», добро остается неизменным. Наверное, поэтому он так и популярен. В конце концов, хочется просто верить, что среди всей этой грязи и зла в людях есть еще хоть что-то хорошее.