Цех культурных проектовОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Проверяющий - тоже человек

Из методического пособия "Господа, к нам едет ревизор!"

 

 

Как вести себя при проверках

 

Помните – проверяющий тоже человек, к тому же подневольный. Представьте себя на его месте. Вспомните свои ощущения, когда вы сами оказывались в роли проверяющего. Помните «Маугли»: «… мы одной крови»? Поэтому будьте приветливы, вежливы,  корректны, никакой агрессии. Даже если проверяющий настроен негативно по отношению к вам,  не отвечайте ему той же монетой, напротив, создайте доброжелательную атмосферу:

- обращайтесь  к  нему по имени-отчеству;

- демонстрируйте открытость и позитивный настрой;

- чайная церемония взяткой не считается.

 Главное - установить положительный психологический контакт с проверяющими. Увидите, отношение к вам изменится.

Часто в процессе проверки допускаются ошибки обеими сторонами, как в песне: «оба хороши…». При этом проверяющий не всегда учитывает, а иногда и вовсе не имеет представления обо всех особенностях своего поведения при проверке. И его ошибки вполне можно использовать для аннулирования в последующем результатов проверки в судебном порядке.

Поэтому сами старайтесь не допускать ошибок со своей стороны, фиксируйте все ошибки проверяющего, будьте немногословны (особенно когда проверяющие – милиция или налоговики). Чтобы не было как в другой песне: «Мой язык как шнурок развязался, я кого-то ругал и оплакивал…». Помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке: если для вас действует правило «разрешено все то, что не запрещено», то для проверяющего наоборот – «запрещено всё, что не разрешено». Используйте это правило, если пришедшие на проверку собираются совершить определенные действия, в законности которых вы сомневаетесь.

Деликатная демонстрация вами правовой грамотности или находящийся рядом юрист охладят азарт проверяющих.

Примерный алгоритм ваших действий таков:

1. Помните: проверяющий орган не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей или их представителей (ст.8 ФЗ «О защите прав», Регламент).

2. Проверим личность проверяющих (впрочем, это может быть и один человек), попросив служебные удостоверения. Узнаем их координаты (телефон, номер кабинета, адрес). Запишем все данные в «Журнал учёта мероприятий по контролю юридических и индивидуальных предпринимателей» -  ваш официальный документ для учета и регистрации проверок контролирующих органов. Его изъятие  органами, производящими проверки, не допускается.

3. Одновременно  они обязаны представить распоряжение (приказ) о проведении проверки (убедимся, что проверку проводят  должностные лица, указанные в распоряжении), перечень вопросов по предстоящей проверке и заполнить соответствующие графы в вашем Журнале  (не выполнят – потребуйте).

Распоряжение о проведении мероприятия по государственному контролю (надзору) должно быть подписано руководителем уполномоченного органа либо его заместителем. Продолжительность проверки не может быть более 30 календарных дней, в исключительных случаях (необходимо заключение эксперта, мнение специалиста) проведение проверки может быть продлено еще на 30 календарных дней (ст.7 ФЗ «О защите прав», Регламент). Отсутствие правильно оформленного направления на проверку дает право предпринимателю не допускать проверяющих к проверке.

4. При их отказе – заполните сами с пометкой: «Проверяющие заполнить отказались». Об этом факте в короткий срок оповестите соответствующий контролирующий орган, в котором работают "отказники". Кроме того, сообщите об

этом  в отдел  развития предпринимательства и ремёсел Минэкономразвития, Торгово-промышленную палату республики, Республиканский центр юридической, консультационной и психологической помощи предпринимателям при АНО «Школа технологий бизнеса».

5. Потребуем доведения до вас оснований и повода для проведения проверки в отношении вашего предприятия или вас лично. Ознакомимся с материалами и документами, послужившими основанием для проведения проверки. В частности, в случае внеплановой проверки – с обращением заявителя, в случае плановой проверки – с распоряжением или приказом руководителя. В распоряжении (приказе) должны быть указаны: его номер и дата; наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия; правовые основания проведения проверки; дата начала и окончания проверки; ФИО должностного лица (лиц), уполномоченного провести данную проверку.

6. Для квалифицированной защиты ваших законных прав и интересов привлеките к участию в процедуре проверки адвоката или юриста. Сам факт его присутствия, как показывает практика, послужит сдерживающим фактором и, скорее всего, оградит вас от неправомерных и необоснованных притязаний.

7. «Каждый солдат  знай свой маневр». Поведение вашего персонала во время процедур проверки  регламентируйте  заранее разработанными локальными документами - инструкцией, памяткой. Там пропишите, что сотрудникам фирмы, непосредственно не задействованным в проверке, не рекомендуется:

- что-либо показывать или объяснять проверяющим;

- отвечать на вопросы, касающиеся деятельности фирмы, ее руководства и персонала;

- сообщать местонахождение руководства, их домашние и мобильные телефоны и т.п.;

- выполнять указания проверяющих: открывать комнаты, сейфы и т.п.

Проверяющие не должны перемещаться по предприятию без сопровождения его сотрудников.

8. В протоколе об административном правонарушении собственноручно напишем свое объяснение о  невиновности с обоснованием этого. Но  помните:  дача объяснения – это ваше право, а не обязанность, и в соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. В этом объяснении вы можете собственноручно зафиксировать также ваше несогласие с действиями проверяющих и перечислить их неправомерные действия.

9. Воздержитесь от подписи акта проверки, протокола об административном правонарушении, протокола об изъятии и других каких-либо документов, предлагаемых вам проверяющими для подписи, без получения соответствующей консультации у вашего адвоката или юриста. Если  такой возможности нет,  действуйте по обстановке и подпишите документ с возможными пометками: «Под нажимом», «Без права подписи (продавец)», «Не согласен» – или иными формулировками. Не конкретизируйте свое несогласие. Проверяющему объясните, что дадите объяснения позже. Не конкретизируйте свое несогласие, позже вашу позицию по этому вопросу  скорректируете с юристом, который в этих вопросах более компетентен.

Акт подпишите. Ваша подпись  будет означать лишь то, что вы ознакомились с ним и получили его на руки, а не то, что вы согласны с содержанием акта.

10. При изъятии у нас каких-либо документов или вещей потребуем составления протокола изъятия, в котором должно быть отражено всё изъятое. Требуйте предоставления нам копии этого протокола.

11. При необходимости фиксирования тех или иных действий (ваших или проверяющих) делайте замечания в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и протоколе изъятия. Иначе потом будет трудно доказать, что эти действия происходили в действительности.

12. Ссылайтесь на ваши права, предусмотренные ч.1 ст.51 Конституции РФ: никто не обязан свидетельствовать против себя самого…

13. В ходе проверки реализуйте свое право:

- присутствовать при осуществлении любых административно-исполнительных, процессуально-следственных действий и гласных оперативно-розыскных мероприятий;

- при необходимости требовать участия в этих процедурах понятых, специалистов, экспертов или иных незаинтересованных лиц;

- удостоверить правильность и полноту изложения фактов в документах при осуществлении отдельных административно-исполнительских действий, сопровождающихся составлением акта или административного протокола.

14. При составлении акта проверки, протокола об административном правонарушении, требуйте предоставления вам копии данных документов с копиями приложений к ним.

15. Если  ваши замечания (а это нарушение ваших прав) не вносятся в акт проверки, протокол об административном правонарушении, протокол об изъятии, то делайте замечания в любом другом документе, который вам предложат подписать.

16. Если нарушения, допущенные проверяющими, не были занесены в акт проверки, протокол об административном правонарушении, протокол изъятия, составляйте в 2-х экземплярах свой собственный акт о нарушении. В этом акте укажите время и место его составления, кем он составлен и подписан, изложите факты допущенных нарушений и факт отказа внести запись об этих нарушениях в вышеперечисленные документы. Если проверяющие не подписывают этот акт, это тоже в нём отразите. Пусть   акт подпишут ваши работники, присутствующие при проведении проверки. Второй экземпляр этого акта оставьте у себя. Отказ в приобщении этого акта к материалам проверки, равно как и отказ зафиксировать те или иные факты в документах, составляемых проверяющими, необходимо обжаловать.

17. Если вы подозреваете, что действия проверяющих незаконны, но не знаете, как это сформулировать, или не знаете, в чем конкретно заключается их нарушение, то все равно напишите в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, протоколе изъятия. Или потребуйте записать, что вы не согласны с действиями проверяющих. В дальнейшем можно отказаться от претензий или их уточнить.

18. Иногда контактировать с представителями контролирующих органов целесообразно  при включенном диктофоне. Но о его наличии вы должны предупредить проверяющих и проводить запись с их согласия.

В случае применения  в ходе проверки звуко- и видеозаписи самими проверяющими вас должны об этом предупредить. Следуйте следующим правилам:

- ведите себя спокойно, данная форма фиксации не должна вас смущать;

- просите проверяющих задавать вопросы подробно, с пояснениями. Но помните:  задавать вам наводящие вопросы проверяющие не имеют права;

- не спешите с ответом, всё обдумывайте: каждое ваше слово может быть использовано против вас.

- если вам задают аналогичный вопрос другими словами, ответьте, что вы уже ответили на него, и попросите проверяющего уточнить, что он не понял.

19. Во время проверки можете дать понять, что информация о нарушениях проверяющих может попасть в органы прокуратуры и в СМИ.

20. Требуйте от проверяющих фиксирования результатов проверки в  Журнале учета мероприятий по контролю. В случае их отказа  совершить соответствующую запись, зафиксируйте сами необходимые сведения в нем с указанием  отказа.

21. После окончания проверки обе стороны - проверяющий и проверяемый - должны подтвердить достоверность сделанных в Журнале записей своими подписями, указать дату и время подписания.

22. В Журнале пишите разборчиво, полно и точно указывая  нормативные акты (законы, постановления, распоряжения, приказы и т.д.), на которые делаются ссылки при установлении фактов нарушений и недостатков в работе.

 

 Как  обжаловать решения контролирующих органов

 

 Подача и рассмотрение жалобы

 

Итак, процедура проверки завершена. Акты, протоколы и иные документы составлены, вынесено постановление о наложении на предпринимателя штрафа. Предприниматель, не согласный с должностным лицом, наложившим на него ответственность, или с размером штрафа, имеет полное право подать жалобу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) по отношению к принявшему решение или обратится с исковым заявлением в суд.

Например, обжаловать действия и решения инспектора государственной противопожарной службы можно в Управлении ГПС МЧС РФ по Чувашской Республике или в вышестоящем Главном Управлении ГПС МЧС РФ. Жалобу на начальника районного отдела внутренних дел  можно  подать в городское управление внутренних дел или МВД республики.

Жалоба в суд может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении. Для обжалования актов контролирующих органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц вы должны подать исковое заявление в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, должно подать исковое заявление в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Подача жалобы в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. К жалобе  прилагаем обосновывающие ее документы. До принятия решения по жалобе  можете ее отозвать, написав заявление. Но отзыв жалобы лишит вас права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же орган или тому же должностному лицу.

Орган, рассматривающий жалобу, может вынести одно из решений:

• оставить жалобу без удовлетворения;

отменить постановление по делу об административном правонарушении и направить дело на новое рассмотрение;

• отменить постановление и прекратить дело;

• изменить размер налагаемой ответственности в сторону снижения размера штрафа.

Если в ходе рассмотрения жалобы будет установлено, что лицо или орган, принявший постановление по делу об административном правонарушении, не был полномочен рассматривать такое дело, соответствующее незаконное постановление отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение в соответствующий компетентный орган. В любом случае о результатах рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вам должно быть сообщено. Лучше всего вам лично присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении. Если у вас по тем или иным причинам нет такой возможности, вам в любом случае в течение трех дней должны выслать копию постановления по делу.

Принятие какой-либо из инстанций судебного акта,  отменяющего постановление по делу об административном правонарушении, «... влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений... при невозможности возврата предмета возмещается его стоимость».

При определении размера убытков, причиненных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями проверяющих, учитываются расходы юридических лиц и предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые юридические лица или предприниматели произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

 

Помните: если уж придется  судиться, то необходимо максимально подготовиться к суду  именно в суде первой инстанции. Ведь 80 процентов исхода дела определяется именно там. Причем независимо от того, будет ли дело рассматриваться в апелляции, кассации или надзоре. Именно первая инстанция определяет направление делу, собирает доказательства.

Суть апелляционной инстанции заключается в том, что суд на базе имеющихся фактов переоценивает их. Всегда надо помнить: до 90 процентов решений суда первой инстанции как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу инспекторов апелляция оставляет в силе.

В апелляционную инстанцию мы можем представлять дополнительные доказательства, если по уважительной причине не смогли собрать их раньше. Кассация проверяет правильность решений первой и апелляционной инстанций. Судьи надзорной инстанции проверяют правильность применения материального и процессуального права. В том числе сроки и оформление документов.

Последняя судебная инстанция - это Высший Арбитражный Суд (ВАС). Президиум ВАС может вынести постановление по конкретному делу. Если набирается большая практика, то суд издает информационное письмо. Последнее такое письмо по налоговым вопросам  - письмо Президиума ВАС № 71 от 17.03.2003. Пленум ВАС также издает постановления,  являющиеся обязательными для всех нижестоящих судов.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика