Цех культурных проектовОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Обоснование программы

I. Содержание Программы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

 

Республиканская программа сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (далее – Программа) разработана в развитие Республиканской программы сохранения, развития и возрождения народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2003 г. № 17. Целью указанной программы было возрождение народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики.

Реализация программных мероприятий позволила принять необходимые меры по возрождению народного искусства: усовершенствовать нормативную правовую базу, создать дополнительные рабочие места в сфере производства изделий народных художественных промыслов, расширить ассортимент и наполнить товарный рынок изделиями народных художественных промыслов.

Одной из важнейших мер, направленных на установление правовых основ в области народных художественных промыслов Чувашской Республики, стало определение роли мастера в развитии народных художественных промыслов в Чувашской Республике (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 декабря 2003 г. № 307 «Об утверждении Положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам Чувашской Республики и Положения о мастере народных художественных промыслов Чувашской Республики»).

В целом за период 2003-2005 годы в рамках программных мероприятий проведены следующие работы:

Художественно-экспертным советом по народным художественным промыслам Чувашской Республики рассмотрено более 400 изделий 160 мастеров на предмет определения их изделиями народных художественных промыслов Чувашской Республики, в результате экспертизы изделия 109 мастеров были отнесены к изделиям народных художественных промыслов с присвоением мастерам звания: «Мастер народных художественных промыслов Чувашской Республики»;

на базе производственных мастерских общества с ограниченной ответственностью «Мастерские «Художественный фонд» созданы центры возрождения ручного ткачества и национальной вышивки;

открыт салон-магазин «Народные промыслы» по ул. К. Маркса в г. Чебоксары с филиалом в г. Канаше;

на базе Чебоксарского профессионального училища № 23 создан музей «Традиционные народные промыслы Чувашии»;

разработаны туристические маршруты с посещением мест традиционных художественных промыслов в Чебоксарском и Канашском районах;

создан фонд сувенирной продукции с национальной символикой;

издан буклет о народных художественных промыслах Чувашии;

на территории туристического причала Чебоксарского речного порта функционирует постоянно действующая специализированная выставка-продажа изделий народных художественных промыслов «Город мастеров», что расширяет возможности ознакомления с деятельностью мастеров и реализации их изделий иногородним туристам.

По данным о состоянии народных художественных промыслов, на 1 октября 2005 г. продукцию народных художественных промыслов, не считая мастеров, производят 5 организаций республики: закрытое акционерное общество «Паха тере», общество с ограниченной ответственностью «Чувашский эксклюзив», открытое акционерное общество «Фирма «Шевле», общество с ограниченной ответственностью «Элита», общество с ограниченной ответственностью «Мастерские «Художественный фонд».

Анализируя состояние народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики можно сделать выводы о наличии следующих основных проблем, характерных как для организаций, так и для индивидуальных мастеров и ремесленников:

тяжелое финансово-экономическое состояние и нестабильность производства;

отсутствие экономической концепции развития народных художественных промыслов;

недостаточный технологический потенциал и сокращение материальной базы для развития производства, отсутствие необходимого оборудования, сырья и материалов;

неразвитая маркетинговая деятельность, и, как следствие, затруднения, возникающие со сбытом продукции народных художественных промыслов;

недостаточный уровень подготовки кадров;

распад творческих коллективов;

отсутствие единой системы, объединяющей производителей изделий народных художественных промыслов и ремесел, художников, организаций торговли и учебных заведений, готовящих специалистов в данной сфере;

накопление на рынке продукции низкого художественного уровня и подделок.

Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что в ближайшее время государственная политика в данной области должна быть направлена, во-первых, на сохранение и укрепление организаций данной отрасли,  во-вторых, на проведение адресной работы с представителями народных художественных промыслов и ремесел, для чего необходимо способствовать их объединению в творческие союзы и ассоциации.

Анализ факторов, влияющих на развитие народных художественных промыслов, а также опыт реализации предыдущей Программы развития, сохранения и возрождения народных художественных промыслов в Чувашской Республике показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих мастеров, организаций народных художественных промыслов, органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления. Вместе с тем во многом этот процесс определяется эффективностью государственной поддержки, которая должна создать благоприятные условия для развития более полного потенциала народных художественных промыслов.

Разработанная Программа закладывает основы комплексного программно-целевого подхода к оказанию государственной поддержки народных художественных промыслов в целях повышения уровня культуры в Чувашской Республике, сохранения ее индивидуальности и самобытности, повышения качества и конкурентоспособности продукции мастеров и организаций народных художественных промыслов, что позволит в конечном итоге увеличить объем реализации выпускаемой ими продукции и создать дополнительные рабочие места в данной отрасли.

 

II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы

 

Основной целью настоящей Программы является принятие необходимых мер по сохранению и развитию народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике.

Задачами Программы являются:

совершенствование форм государственной поддержки народного творчества, деятельности по созданию изделий народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики;

создание условий для развития творческой и предпринимательской инициативы в сфере деятельности организаций отрасли, мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Чувашской Республики;

создание благоприятной среды для развития и реализации имеющегося потенциала мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Чувашской Республики;

содействие пропаганде искусства народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики в Российской Федерации и за ее пределами;

объединение усилий государственных органов Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций народных художественных промыслов и индивидуальных мастеров, а также общественных организаций в области сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики;

расширение рынка сбыта изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции Чувашской Республики;

создание системы, объединяющей производителей народных художественных промыслов и ремесел, художников, организаций торговли и учебных заведений, готовящих специалистов в данной сфере.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в течение 5 лет с 2006 по 2010 годы.

 

III. Основные мероприятия Программы

 

Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий (приложение № 1), предусматривающих:

 

1. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел посредством:

оказания содействия в создании общественных объединений мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Чувашской Республики;

развития взаимодействия с мастерами, организациями-производи­телями в области народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики;

создания и развития домов ремесел, центров возрождения народных художественных промыслов, школ молодого мастера, творческих лабораторий, этно-центров в районах и городах Чувашской Республики;

создания в администрациях органов местного самоуправления структур, занимающихся вопросами сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики;

развития механизмов финансово-имущественной поддержки организаций-производителей изделий народных художественных промыслов.

Реализация данных мероприятий позволит создать на территории Чувашской Республики единую систему, объединяющую мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Чувашской Республики, выявить новые изделия народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики, повысить их качество и конкурентоспособность, а также создать благоприятную среду для развития и реализации имеющегося потенциала организаций-производителей изделий народных художественных промыслов, мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Чувашской Республики;

 

2. Популяризацию народных художественных промыслов посредством:

проведения тематических программ на радио и телевидении, размещение в СМИ рубрик о народных художественных промыслах, ремеслах и сувенирной продукции Чувашской Республики;

издания печатной продукции о народных художественных промыслах, ремеслах и мастерах Чувашской Республики;

создания интернет-сайта об истории, культуре, традициях  народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики;

создания и тиражирования тематических CD дисков о народных художественных промыслах и ремеслах Чувашской Республики;

организации обмена опытом между мастерами народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики;

организации экспедиционной деятельности с целью выявления новых изделий народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики;

проведения ежегодных конкурсов:

на лучшую публикацию о народных художественных промыслах и сувенирной продукции Чувашской Республики;

«Мастер – наследие народного искусства»;

«Конкурс молодых мастеров народных художественных промыслов»;

на изготовление сувенирной продукции, посвященной памятным датам, выдающимся людям Чувашской Республики, и туристических сувениров.

Реализация данных мероприятий позволит обеспечить проведение целенаправленной и скоординированной работы средств массовой информации в области популяризации национальной культуры, формирования положительного общественного мнения, активного вовлечения населения в предпринимательскую деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики, а также воспитания подрастающего поколения на основе изучения истории и традиционной народной культуры, сохранения преемственности в сфере народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики;

 

 

3. Проведение государственной образовательной поддержки посредством:

реализации образовательных программ по подготовке кадров для народных художественных промыслов и ремесел, специалистов по организации производства сувенирной продукции;

организации и проведения семинаров, тренингов,  конференций по вопросам народных художественных промыслов и производства сувенирной продукции;

организации и проведения мастер-классов по видам народных  художественных промыслов и ремесел для студентов высших и средних учебных заведений, учащихся ПТУ, школ, дошкольных учреждений;

переподготовки и повышения квалификации специально отобранных преподавателей детских художественных школ, художественных отделений школ искусств и детских художественных студий;

оказания консультационной помощи организациям и мастерам народных художественных промыслов Чувашской Республики по творческим, экономическим и юридическим вопросам;

реализации образовательной программы «Чувашская национальная вышивка» в рамках оказания дополнительных образовательных услуг  населению на базе учреждений профессионального образования;

подготовки и выпуска учебно-методической  литературы о народных художественных промыслах и ремеслах Чувашской Республики.

Реализация данных мероприятий позволит повысить образовательный уровень кадров для народных художественных промыслов и ремесел, специалистов по организации производства сувенирной продукции, и, как следствие, создаст условия для повышения качества и разнообразия изготавливаемых изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции Чувашской Республики;

 

4. Организацию сбыта и продвижения продукции народных художественных промыслов и ремесел, сувенирной продукции посредством:

включения торговых точек, реализующих продукцию народных художественных промыслов, ремесел и сувенирную продукцию, в туристические маршруты, мониторинг их посещения;

разработки бизнес-пла­нов для мастеров народных художественных промыслов и организаций, работающих в сфере народных художественных промыслов и производства сувенирной продукции Чувашской Республики;

содействия в реализации бизнес-проектов по развитию народных художественных промыслов и ремесел, сувенирной продукции Чувашской Республики, отобранных на конкурсной основе;

содействия в реализации бизнес-проектов, направленных на организацию производства сувенирной продукции, с целью тиражирования изделий народных художественных промыслов Чувашской Республики;

проведения ежегодного конкурса на лучший эскиз, дизайн-проект, опытный образец сувенирной продукции, в том числе с национальной символикой, с целью тиражирования в производстве;

расширения производства сувенирной продукции, в том числе с национальной символикой, отобранной на конкурсной основе;

организации фестивалей народных художественных промыслов и единых экспозиций организаций и мастеров народных художественных промыслов на республиканских и межрегиональных выставках-ярмарках;

поддержки мастеров народных художественных промыслов и изготовителей сувениров по участию  в республиканских, общероссийских, межрегиональных и международных фестивалях, выставках, ярмарках;

участия мастеров народных художественных промыслов и изготовителей сувениров в межрегиональных, международных программах и проектах (грантах);

организации показов коллекций  национальной одежды;

организации в Чувашском национальном музее постоянно действующей выставки изделий мастеров народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции Чувашской Республики;

создания передвижной выставки-продажи авторских работ участников выставок народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции Чувашской Республики;

создания условий, способствующих расширению сети специализированных магазинов и отделов по сбыту изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции Чувашской Республики;

заключения с организациями-производите­ля­ми изделий народных художественных промыслов Чувашской Республики соглашений о сотрудничестве;

создания магазинов-мастерских по производству и сбыту изделий народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики.

Реализация данных мероприятий позволит расширить рынок сбыта изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции Чувашской Республики.

 

IV. Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы на 2006-2010 годы составляет 154230,0 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 30380,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 1340,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 122510,0 тыс. рублей.

Объем финансирования в 2006 году составляет 12330,0 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 4400,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 200,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 7730,0 тыс. рублей.

Объем финансирования в 2007 году составляет 49175,0 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 5655,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 270,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 43250,0 тыс. рублей.

Объем финансирования в 2008 году составляет 51855,0 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 6240,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 270,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 45345,0 тыс. рублей.

Объем финансирования в 2009 году составляет 21920,0 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 6725,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 300,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 14895,0 тыс. рублей.

Объем финансирования в 2010 году составляет 18950,0 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 7360,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 300,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 11290,0 тыс. рублей.

В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

 

V. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения

 

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом имеющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены другими, в большей степени отвечающими задачам конкретного периода. Для выполнения мероприятий Программы предусматривается использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик – Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, контролирующее выполнение намеченных мероприятий и целевое использование выделенных ассигнований. Государственный заказчик обеспечивает также организационное руководство реализацией Программы.

Государственный заказчик Программы ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из республиканского бюджета Чувашской Республики и в установленном порядке представляет ее в Министерство финансов Чувашской Республики.

Министерства и иные органы исполнительной власти Чувашской Республики ежегодно к 20 февраля до 2011 г. представляют информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики ежегодно к 10 марта до 2011 г. информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы.

 

VI. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы

 

Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в сфере производства народных художественных промыслов вследствие выполненных мероприятий, и затрат на реализацию этих мероприятий.

Реализация Программы обеспечит:

рост количества субъектов, занятых в сфере народных художественных промыслов, на 10 процентов;

рост реализации изделий народных художественных промыслов и ремесел на 10 процентов;

рост номенклатуры выпускаемой сувенирной продукции на 15 процентов;

рост числа участников общественных объединений народных художественных промыслов и ремесел на 15 процентов.

Эффективность реализации Программы определяется перечнем индикаторов (приложение № 2).


Приложение № 2

к Республиканской программе

сохранения и развития народных художественных промыслов и

ремесел в Чувашской Республике

на 2006-2010 годы

 

 

Индикаторы

ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы

 

№ пп

Индикаторы

(в процентах
к 2005 году)

Еди-

ница

изме-

рения

До реа-

лизации

Прог-

раммы

После реализации Программы

(по годам)

 

2006

2007

2008

2009

2010

1.

Рост количества субъектов, занятых в сфере народных художественных промыслов

 

коли-чество субъектов

 

505

 510

 

 520

 

 530

 540

 

 550

2.

Рост реализации изделий народных художественных промыслов и ремесел

 

процентов

100

 101

 104

 106

 108

 110

3.

Рост номенклатуры выпускаемой сувенирной продукции

 

процентов

100

 103

 106

 110

 113

 115

4.

Рост числа участников общественных объединений народных художественных промыслов и ремесел

процентов

100

 104

 107

 110

 112

 115

 

 

___________

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика