ВАСИН Владимир Александрович. Руководитель Новочебоксарского клуба «Махаон». |
Васин Владимир Александрович, предприниматель. Родился 5 февраля 1949 года. Закончил Уфимский авиационный институт (специальность – технология машиностроения, станки и инструменты), Московский институт повышения квалификации работников сельского хозяйства (отделение «пчеловодство»). Работал на Уфимском заводе аппаратуры и связи, на Новочебоксарском «Химпроме» - слесарем, конструктором, исполняющим обязанности механика завода по уничтожению химоружия в Чапаевске. Конструировал нестандартное оборудование, имеет изобретения. В Новочебоксарск приехал по направлению, как молодой специалист. Активно участвовал в общественной жизни. «Меня многие знают на заводе, и я очень многих знаю». В 1999 году, выработав стаж работы, вышел на пенсию и занялся бизнесом, организацией НХП, народно-художественных промыслов.
-Что такое промыслы в организационном смысле? Архаика? Этническая эстетика? Избыточная ненужность? Прагматичная необходимость? Возврат к традициям?
-Считаю, что развитие народно-художественных промыслов – звено, которое связывает промышленность, экономику и простых граждан. Промыслы имеют прикладное значение и сопровождают человека с самого начала. Прежде чем попасть в промышленность, на конвейер, изделия создавались сначала руками. Когда удовлетворился спрос по количеству изделий, стали возрастать требования к качеству, и появились художественные промыслы. Промышленность подхватила эстафету, начала внедрять их в массовое производство. Появились механизмы, они производили изделия в массовом масштабе. Сейчас народ все чаще обращается к возможностям, которые позволяют ему адаптироваться в новой экономической ситуации. Чем человеку сложнее, тем больше он ищет, как выйти из трудного положения: «голь на выдумки хитра». Люди начинают «измудряться», и такая мотивация – стимул к развитию народно-художественных промыслов. Вот есть пластмассовая корзинка, но в лес за грибами с нею не пойдешь. Хозяйственные корзинки, так называемые «двадцатки», не пользуются большим спросом у сельчан. А плетеные поделки, вышивки – пользуются, но сейчас это просто некому делать. Я ознакомился с исследованиями Академии наук России о промыслах в XVIII-начале XIX века. Казанский уезд, в состав которого входила территория современной Чувашии, славился лозоплетением, гужевыми артелями, выпускавшими сани, телеги. В Мариинском Посаде был заводик, выпускавший колеса. В 2003 году создана программа по развитию народно-художественных промыслов в Чувашской Республике. Выделены бюджетные средства. Деньги используются, в частности, для проведения смотров-конкурсов, фестивалей, ознакомительных поездок, на призы победителям конкурсов. Например, мастерица по бересте, член Новочебоксарского клуба «Махаон» заняла второе место в республиканском конкурсе и получила денежную премию в 4 тысячи рублей. Но я считаю, деньги имеет смысл выделять и на создание условий для работы промысловиков. Предприятие, которым я руковожу – «Регион –2006» - создано после появления Новочебоксарского клуба народных умельцев «Махаон», не имеющего юридического статуса. Подобный клуб создан впервые в России. Кстати, о том, что такие клубы должны создаваться, говорил Президент России В.Путин перед Новым годом в своем телевизионном диалоге с жителями страны. Клубы – форма коллективной работы, а коллективный труд - всегда более экономный, прибыльный, выгодный.
-Как развивается ваш бизнес?
-Вполне успешно. Сейчас я хочу открыть мастерскую по художественной обработке дерева. В цехе будут два направления – художественная резьба и лозоплетение. В нем 100 квадратных метров. Ищу средства для аренды помещения и закупки оборудования. Все это будет стоить около 500 тысяч рублей: «пусковые деньги» позволят клубу начать работу, а инфраструктура, связанная с реализацией продукции, уже создана. Есть заказы. Планируем помочь горожанам выполнять ремонтные работы по мебели. Образцы – на нашей выставке. Можем выпускать продукцию, востребованную на дачах, в жилых помещениях. Например, корзины для белья, меблировку прихожих - она красивая, легкая, сопоставимая по цене с обычной корпусной мебелью. Мариинско-Посадское училище № 11 выпускает мастеров, мы создаем им рабочие места: есть договоренность с руководством училища. В нашем швейном цехе планируем заниматься пошивом чувашской национальной одежды, но в современном стиле: в Новочебоксарске есть мастера-модельеры, которые работали даже с Зайцевым, они способны делать костюмы для театров. Имеется возможность делать мягкие игрушки на сырье от текстильной промышленности. Немало заказов на коврики – обыкновенные домотканые коврики, их выпуск тоже можно было бы наладить.
-Как вы организовали сбыт товаров?
-Без продаж народные промыслы развиваться не могут. Нужна система продаж. Я организовал выездную торговлю: на нее получено разрешение, продаем изделия по выходным дням в Ельниковской роще, где горожане могут познакомиться с нашей выставкой художественных промыслов и приобрести необходимые для своего быта вещи. Мы также организовали продажу изделий в санатории «Чувашия», в том числе – гостям из других регионов. Надеемся договориться об организации продаж и с остальными санаториями Чувашской Республики. Наши изделия пользуются большим спросом.
-Сколько человек задействовано в вашем бизнесе?
-Изготовителей - 56 человек. Все – новочебоксарцы, работают на предприятиях, в учебных заведениях города, а в свободное время занимаются творчеством. У нас есть мастера вологодского кружева, резьбы по дереву, лепки, национального костюма; лозоплетельщики, берестянщики. На нашем предприятии можно проходить практику, работать вместе с мастерами.
-Насколько прибылен ваш бизнес?
-Он не будет очень прибыльным до тех пор, пока не появится правильная система продаж, связанная с туризмом. У меня есть проект – на пустующей площадке в Новочебоксарске создать «Город мастеров», комплекс деревянных строений, типичных для национальной сельской архитектуры Чувашии – мельницу, постоялый двор… - сконцентрировать там виды промыслов, кормить гостей чувашской кухней, показывать им национальный быт под открытым небом. По типу «Поляны сказок» в Ялте, где герои сказок выполнены в дереве, камне, можно было бы отразить в проекте историю чувашского эпоса – в виде скульптур; проводить в «Городе мастеров» праздники, продавать художественные изделия. Скажем, расписной ковш – символ семейного благополучия, расписанный рукой мастера, мог бы быть массово востребован. На площадке можно было бы продавать изделия всех народов, представители которых проживают в республике. Русского, татарского, марийского, мордовского, азербайджанского, белорусского, украинского, еврейского, немецкого… У нас есть марийские, мордовские, татарские национальные изделия, материала очень много. Чувашия находится в середине Волги. По роду своего расположения она могла бы стать центром национальных художественных ремесел Поволжья. Я поддерживаю связи с мастерами в Татарстане, Мордовии, Ульяновске, Саратове, Нижнем Новгороде. Общаясь с ними, вполне можно было бы раз в год проводить ярмарку народных промыслов Поволжья.
-С чего вы начали свой бизнес?
-Народными промыслами я занимаюсь 30 лет, бизнесом – 15 лет. Начинал с керамики. В 2005 году в Новочебоксарске прошел фестиваль керамики, он был проведен на основе моего материала, я выполнил функцию модератора акции. Сейчас на керамику обратили внимание. Не глазурованные, но очень хорошо декорированные цветочные горшки прошли успешное испытание на интерес покупателей в «Фито-лайне», Садовом центре в Чебоксарах. Они дешевые, хотя чуть дороже, чем украинские. Сотрудничаю с кирпичным заводом. На «бельчат» - символ Новочебоксарска - были крупные заказы из Чебоксар, мелкие – из Нижнего Новгорода. «Бельчата» технологически чуть «недооформлены» - рассчитаны на творческую доработку, соучастие в творчестве детей. У нас много такой продукции.
-Какие ваши изделия стоят дороже всего?
-Комбинированная мебель. Оплетенная, точеная, резная, выполненная из дорогих пород: бука, дуба. Работа резчика – высоко ценится. Мастера – резчики, выпускники художественного училища, как правило, все переманиваются на сторону, их забирает Москва.
-Кто больше покупает вашу продукцию?
-Приезжие.
-Туристы?
-Не обязательно. Новочебоксарск образовался из приезжих специалистов, которые имеют родственников в Москве, Московской области, откуда эти специалисты были присланы. Очень много москвичей приезжает в город, они покупают вещи, имеющие прикладное значение, обладающие высокой художественной ценностью. Даже обыкновенные кухонные разделочные доски с элементами резьбы пользуются высоким спросом; керамические изделия – вазы, кувшины, сувенирные лапти… Отдыхающие санатория «Чувашия» закупали резную мебель партиями, мы отправляли ее в Саранск, Москву. Завалены заказами изготовители кресел-качалок. Мастеров - маловато, а заказов - много.
-Высока ли в вашем бизнесе конкуренция?
-Особой конкуренции, по сути, у нас нет. Дело в том, что в магазинах других бизнесменов, где продается продукция народного творчества, высока арендная плата и, соответственно, владельцам магазинов приходится повышать цены на 50 процентов и выше. Мы же, пользуясь договорными отношениями, делаем накрутку только в 30 процентов. Мебель, продаваемая у нас, дешевле, что и ставит ее вне конкуренции.
-Какие проблемы требуют решения для развития НХП?
-На мой взгляд, было бы правильно часть средств, выделяемых на реализацию республиканской программы развития НХП, направить на арендную плату в магазинах, чтобы снизить стоимость изделий. Производители должны иметь льготы по аренде хотя бы год-два, пока раскручивают свой бизнес, налаживают связи с потребителями, набирают портфель заказов. Если этого не сделать, процесс не будет иметь такого развития, которое в принципе возможно. Я так считаю. Следует также усовершенствовать налоговое законодательство. Например, статья 149, часть 3, подпункт 6 закона, регулирующего продажи в Российской Федерации, освобождает от налогообложения товары народных промыслов. При условии, если определена художественная ценность изделия. Но: в Новочебоксарске нет органа, который бы выдавал документ, определяющий эту ценность! Не создан художественный совет по оценке стоимости изделий НХП. Хороший закон – есть, а механизма его реализации – нет. Решение, также принятое на федеральном уровне – отнести народно-художественные промыслы к сельскому хозяйству – отчасти, верное, но …выбивает их из города. Считаю, народные промыслы должны быть связаны и с сельским хозяйством, и с промышленностью.
-Как обстоит дело с художественными промыслами в других регионах?
-Чувашия на фоне остальных регионов выглядит значительно лучше. Она – единственная республика, где начала действовать региональная программа развития НХП.
-Изучали ситуацию в других странах?
-За рубежом я не был. Но расспрашивал ребят, которые ездили и изучали; могу сделать некоторые выводы. Мастер Карманов - он в Новочебоксарске делает «бельчат», владеет технологией казаринской чернолощеной керамики - ездил в Испанию, работал там. Говорит, что в Испании мастеров ценят, уважают, и с налогами им значительно проще. Когда он туда приезжал, его воспринимали не как работника, а как художника, человека свободной профессии. В Германии к народно-художественным промыслам также относятся очень внимательно: на государственном контроле – проведение фестивалей, дотирование, финансирование производителей. У нас в России вопрос о народных промыслах пытались поставить в повестку дня Госдумы страны – не получилось. Тема не воспринимается как особо актуальная.
-Что можете сказать о чувашской игрушке?
-Фабрика детской игрушки создана в Чебоксарах, выпускает продукцию. Мы с нею взаимодействуем, в частности, при создании мягкой игрушки «бельчонка». По сути, фабрика – кустарная мастерская, но игрушки у нее- великолепные, очень хорошие. Детская игрушка в республике есть и очень востребована населением. Есть своя прекрасная игрушка, выполненная великолепными мастерами, с очень большим вкусом и качеством – хорошо подобраны мех, цвета… Есть игрушки всех размеров – большие, маленькие, их можно использовать даже как подушки: в современном мире принято использовать игрушки в виде подушек. То есть, все делается на очень цивилизованном уровне. Но процесс создания чувашской игрушки – в развитии. Нужно сделать еще очень много. По идее, должно быть так, потому что игрушка – важная вещь, на ней воспитываются, прививаются национальные традиции, любовь к родине, языку, народному костюму. Сейчас с модельерами пытаемся разработать новую модель современного чувашского костюма с элементами традиционной одежды. Чтобы в ней присутствовала вышивка. Хушпу должно быть востребовано нашей молодежью так же, как востребованы тюбетейки в Узбекистане, фески в Татарстане. Национальные одежды несут охранную функцию, как и любое приобщение к традиции, пробившейся через века.
-Какие еще проблемы требуют решения?
-Создание рабочих мест, налаживание сбыта и продаж, заключение договоров на поставку, обеспечение торговых залов поддонами, корзинами под овощи, фрукты, ягоды – любая мелочь важна для бизнеса. У нас многие мастера не знают своих прав и положений в этой области. Боятся продавать, выставлять свою продукцию. Почему? Потому что не обладают информацией. Есть другая проблема: сам процесс налогообложения заставляет их становиться предпринимателями. Но какие они предприниматели? Их можно отнести к творческим людям, но предпринимателям – нет. Они – художники, но совершенно не предприимчивые люди, не приспособленные к бизнесу. НХП для многих - дело новое, потому есть некоторый, на мой взгляд, мешающий разнобой: народно-художественными промыслами занимаются Торгово-промышленная палата, Министерство экономики, Министерство культуры, а деньги находятся в Минфине! Это как понимать? Не правильнее ли выделить отдельную структуру, которая бы занималась непосредственно программой. Ассимилировать все, чтобы целенаправленно разрабатывались мероприятия.
-Когда отвечающих за дело - много, за него не отвечает никто?
-Совершенно верно. Но так не должно быть.
-А что вас в этой теме радует?
-То, что население Чувашии уважительно относится к традициям. В Новочебоксарске очень хорошо развита клубная жизнь – много объединений по интересам. И наш клуб «Махаон» дружит с поэтессой Раисой Сарби. Как-то на велосипедах съездили в ее родную деревню, убедились: очень уважительно люди относятся к национальным традициям. Почитают любой родник. При въезде в деревню - деревянные скульптуры. К ним тоже уважительное отношение. Мне очень понравилось бережное отношение к традициям. Настолько щепетильно к ним относятся! Очень важно, чтобы уважение передавалось из поколения в поколение.
-Ваши задачи?
-Перечислю. Выявление имен мастеров. Выставка их работ. Получение заказов на исполнение, площадей для обеспечения рабочими местами и заказами. Организация выездной торговли. Связь с туристическими маршрутами: сейчас в основном маршруты – зарубежные, выездные, а надо развивать въездной туризм. Создание комплексов - «оазисов», представляющих республику, ее народные ремесла.
-При каком–нибудь торговом центре, например?
-Вероятно, все же «оазис» этнического творчества не должен быть в торговом центре, его следует выделить отдельно.
-Но вы же сами сказали, что в современном мире приветствуется совмещение прикладных и эстетических функций. Скажем, МТВ-центр создавался не только как магазин, но и как своего рода выставка достижений народного хозяйства. <-b>
-Ну, если с этой точки зрения посмотреть…Хотя там, в павильонах, вряд ли может быть представлена архитектура, а ее обязательно следует представлять.
-Территория, прилегающая к торговому центру, вполне может быть использована для этих целей.
-Может быть…Может быть, надо подумать, поразмыслить. Но опыт, который есть, говорит, что лучше все же создавать специализированные площадки. Например, мы сейчас поставляем мебель в «Мега Молл». Но мебель – только часть народных промыслов. Потому лучший вариант - отдельная площадка, где презентованы все виды народного творчества, как единое целое. Во всяком случае, сейчас у меня, на постоянно действующей выставке-продаже в Торговом доме «Юраково», есть все виды народных промыслов, мне это удается делать.
-Как в вашем бизнесе обстоит дело с рекламой – двигателем торговли?
-Объявления размещены в автобусах, троллейбусах, «Видеоафиша» тоже прорекламировала выставку. Мы не пользовались финансовой поддержкой бюджетов: все делается на основе доброй воли. Люди просто знают: городу это надо. Те, кто нам помогают, знают: все равно когда-то от этой работы будет отдача. Клуб «Махаон» - он первый, таких не было. Направление клубной работы - наиболее эффективно: каждый мастер в отдельности не может даже сформулировать все проблемы, а через клуб можно не только ставить их в комплексе, но и успешно решать. В этом – основная задача клуба. |