Цех культурных проектовОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Владимир Сивов: "Спрос перетекает в область интернета"

IT-ТЕХНОЛОГИИ ВЛАДИМИР СИВОВ: «СПРОС ПЕРЕТЕКАЕТ В ОБЛАСТЬ ИНТЕРНЕТА»


align=


СИВОВ
Владимир Алексеевич,
генеральный директор
ООО «ИнфоЛинк».
Родился в Чебоксарах
в августе 1966 года. В 1983 году поступил в
Чувашский государственный
университет,
на электротехнический факультет,
отделение автоматики и телемеханики.
В 1985-1987 годы служил в армии.
В 1991 году окончил университет.



-Выпускники престижных факультетов всегда стараются поддерживать свое профессиональное братство. А как с этим у программистов?

-Заканчивали мы университет вместе с будущим известным специалистом в сфере коммуникационных технологий, Дмитрием Айратовичем Назиповым, сидели за одной партой, вместе начинали трудовую деятельность в Чебоксарском центре информатики.

-Насколько все-таки важно уметь еще со студенческой скамьи выбрать перспективную компанию!..
А с какого этапа следует вести отсчет интернетизации в Чувашии?


-В 1990-1991 годы Чебоксарский центр информатики был, наверное, единственным предприятием в городе, которое начинало заниматься информационными технологиями. Тогда такой отрасли в Чувашии, да и, пожалуй, в России, практически не было. Имелись отделы внедрения АСУ на заводах, остались еще с доперестроечных времен; в этих отделах работали программисты, пытавшиеся уже на новом оборудовании, с новыми программами что-то делать.
Центр оказался уникальным для Чувашии явлением: его руководители собрали молодых ребят, выпускников университета, и попытались сделать команду, которая бы трудилась на перспективу.
Сейчас, через четырнадцать лет, уже можно дать оценку: очень положительные плоды от начинания!

-С этого Центра и начался в Чебоксарах Интернет-бизнес?

-В то время в Чебоксарском центре информатики открылось направление электронной почты. Слова «Интернет» еще не было вообще, а пользовались словосочетанием «Электронная почта», “e-mail”.
Наши ребята съездили в Москву и заметили новое веяние: в Москве уже можно написать письмо по электронной почте и получить ответ; создавались телеконференции, где люди могли общаться на дистанции. То был прообраз Интернета, самое начало того процесса, который сейчас заметен на всех уровнях, в том числе – государственном.
Это было ново и очень интересно. Модем размером с современную клавиатуру имел очень маленькую скорость, но, тем не менее, он работал, и по ночам можно было выходить через этот модем на электронные доски объявлений, с кем-то общаться, что-то скачивать.
Видимо, это полулюбительское занятие в Чебоксарском центре информатики и оказалось как раз одной из первых в Чувашии отправных точек по развитию информационных, коммуникационных технологий.
Интерес к ним у меня не пропал, несмотря на то, что заниматься приходилось разными вещами. В конце девяностых годов компания «ИнфоЛинк», руководителем которой я тогда уже являлся, занималась пейджинговой радиосвязью. Мы решили развивать направление Интернет-услуг, в первую очередь - операторскую деятельность. В настоящее время оно является одним из основных направлений компании «ИнфоЛинк».

-Как эволюционирует контент Интернета?

-Наблюдая за развитием информационных технологий, можно заметить четкую тенденцию: Интернет-контент становится все более мультимедийным, в первую очередь – видеомедийным.
Взять сайты основных мировых информационных агентств – CNN, BBC и так далее: большая часть их контента уже представлена в видеофрагментах.
Тенденция, с одной стороны, технически обеспечивается ростом скорости и производительности Интернет-каналов. Как магистральных, так и тех, к которым подключаются пользователи.
С другой стороны, развитие технологии позволяет обеспечивать все более качественную видеокартинку при минимальных затратах на объем передаваемых данных.
Все вместе это привело к настоящему буму в развитии Интернет-телевидения, так называемого «цифрового Интернет – ТВ».
Сейчас практически все крупные мировые и российские операторы, и даже не очень крупные, стараются что–то в этом направлении делать, экспериментировать.
Продавать сервис, может быть, пока получается еще не очень хорошо, но на уровне опытных образцов все это вполне работает.
Поскольку мы сами строим оптические сети по городу, подключаем к ним клиентов, то мы тоже что-то делаем в этом направлении.

-Расскажите о проблемах, которые пришлось решить при подготовке портала «Интернет-вещание Чувашской Республики».

-Когда возник проект портала, мы хорошо на тот момент представляли, как его можно реализовать, на каком оборудовании построить систему. Понимали проблемы, которые могут возникнуть – и технического, и программного плана. Знали, как их можно решить.
Тем не менее, чтобы сделать базовую часть, пришлось потрудиться: по городу были построены фрагменты оптических сетей, которые вместе с нашей сетью создали единое информационное пространство от ГТРК «Чувашия» до Дома Правительства. Были внедрены новые технические средства, согласованы подключения к тому же ГТРК, и так далее.
Большой объем работы пришлось осуществить. Результатом явился портал «Интернет-вещание», на котором собран ряд возможностей и сервисов, предоставляемых комплексом.

-Как проект может совершенствоваться?

-Проект развивается. То, что сделано на сегодняшний день, это, на мой взгляд, только базовая часть, на основе которой можно вести речь о его дальнейшем развитии: добавлении новых сервисных функций, расширении географии проекта, увеличении числа теле и радиоканалов, которые в нем участвуют. Возможности дальнейшего развития ограничиваются только фантазией, потому что технически можно реализовать практически все.

-Пару слов о сервисах портала.

-В первую очередь, наибольший интерес представляет он-лайновое вещание и ежедневно пополняемый архив транслируемых передач - радио и телевизионных.
Кроме текущего архива, есть еще оцифрованный архив видео и аудиозаписей ГТРК «Чувашия». Имеется система поиска, используется обратная связь в виде форумов и «гостевой книги». Есть средства описания хранящихся материалов, проставления рейтингов, новостная лента и постоянно действующее расписание радио, телепередач. Все собрано в небольшом портале.
Но, повторюсь: на мой взгляд, создана только базовая часть проекта.

-Как бы вы сформулировали технологическую концепцию портала «Интернет-вещание»?

-Сейчас портал реализует концепцию “triple play” – «тройной игры». Ее суть - в том, что в одном месте собраны услуги по передаче данных, голосовой информации и видеоинформации.
Клиент портала имеет доступ ко всем этим сервисам: может смотреть фоторепортажи, читать новости в печатном виде, может их прослушать, посмотреть видеозаписи.

-Нельзя пока только пощупать руками?…

-Да, и принюхаться…Такая уникальная электронная площадка создана. Причем, самое главное - то, что точка контакта является динамической: она ежедневно получает всю информацию из разных источников – печатных и электронных СМИ. Для республики, субъекта федерации – уникальное явление.

-У проекта есть аналоги в других регионах?

-Прямых аналогов - нет. Были попытки у нижегородской гостелерадиокомпании делать что-то подобное, но они оказались статичны: на сайте размещены отдельные ролики, набор которых давно не пополняется. А то, что сделано в Чувашии, на сегодняшний день – уникально для медиапространства Российской Федерации.

-Вы довольно быстро решили непростые технические задачи.

-Нам понравилось работать в проекте.
Во-первых, было просто интересно реализовывать новую и сложную вещь.
Во-вторых, в ходе работы довелось познакомиться и общаться с многими замечательными специалистами в ГТРК «Чувашия», Госкомсвязьинформе, Минкультуры, других структурах.
Нам помогали правильно определить направление движения, скорректировать курс развития, сроки, избежать ошибок.
Смело могу сказать: нам помогали все. В том числе и ГТРК «Чувашия», которая является филиалом всероссийской телерадиокомпании. Из-за своего статуса она целиком зависит от материнской компании, тем не менее, все, что можно было сделать для ускорения реализации проекта, было ею выполнено.
Понравилось изначальное техническое задание, сделанное специалистами Госкомсвязьинформа Чувашии: они очень правильно оценили вектор развития и реализации проекта, четко и точно сформулировали технические условия, определили круг программных аппаратных средств.
Сначала нам показалось, что предлагаемые ими подходы отличаются от нашего видения того, какими должны быть базовые решения по реализации проекта. Но впоследствии стало очевидно, что первоначально заложенное направление оказалось правильным. Оно позволило реализовать больше функций и придать проекту полноценный вид.

-А в чем заключалась разница между подходами?

-Прежде мы ориентировались исключительно на прямое вещание, размещение архивного сегмента - не рассматривали.
Реально же архив, который сейчас копится уже в течение двух месяцев, является одним из самых ценных и содержательных источников информации. Прямое вещание – дискретно, носит единовременный, эпизодичный характер: прошла трансляция, кто-то ее увидел, кто-то - не сумел…А архивы – большое богатство, они - остаются, их может посмотреть любой. Очень важный момент.

-Какие впечатления от презентации портала «Интернет-вещание Чувашской Республики» в Москве, на выставке «Пресса-2007»?

-Выставка была очень представительной. К сожалению, я смог только мельком по ней пробежаться. Там был занят самый большой павильон всероссийского выставочного центра, присутствовало огромное количество представителей министерств, ведомств, отделов региональных администраций, самых разных независимых СМИ. Выставка отражала все тенденции на медиарынке современной России, СНГ.
К презентации чувашского портала был проявлен большой интерес. Зал делового центра был полон, присутствовали представители региональных администраций, ведущих СМИ, чувашских диаспор.
Посетителям выставки рассказали о технической реализации проекта и его возможностях, продемонстрировали порталы «Интернет-вещание Чувашской Республики», «СМИ Чувашии», рассказали о других региональных Интернет-проектах.
Презентация мне очень понравилась. Чувствовался значительный интерес присутствующих. Был момент особенно запоминающийся, когда состоялось прямое включение Чувашского радио с информацией на чувашском и русском языках о проводимой в Москве выставке «Пресса-2007» и презентации проекта «Интернет-вещание». Прозвучавшее приветственное слово, обращенное непосредственно к участникам московской презентации, произвело примерно такое же впечатление, какое, думаю, производили первые опыты по передаче радиоволн. Действительно: в тысяче километрах от Москвы, в прямом эфире из ноутбука услышать прямое обращение к посетителям выставки!
Вопросы из зала были самые разные: от «сколько это стоило?» до «почему только государственные каналы представлены на портале «Интернет-вещание Чувашской Республики?» Им объяснили, что это - только начало, проект открыт для всех участников медиа-рынка.
Очень много вопросов было после презентации на неформальной торжественной части. В основном, в подтексте ощущалось удивление: «Как Чувашии удается делать такие вещи?». Спрашивающих изумляло то, что много новостей, связанных с Интернет-технологиями, идет именно из Чувашии. Люди удивлялись, например, тому, как удается собрать столь много информации о Чувашской Республике на портале CAP.RU. Типовая аргументация задававших такие вопросы: «У нас в администрации тридцать человек занимаются средствами массовой информации, печатью, но у нас ничего подобного нет, и мы не понимаем, как это можно сделать».
В основе быстрого продвижения Чувашии в Интернет-технологиях - политическая воля руководства республики.

-…А также – специализированная научная база: наличие отделения автоматики и телемеханики на электротехническом факультете Чувашского государственного университета, который появился еще из филиала Московского энергетического института, МЭИ, знаменитого своими методами обучения.

-Да, если бы такой факультет в Чебоксарах отсутствовал, то люди просто уезжали бы в другие города учиться основам набирающей обороты электронной, радиотехнической, компьютерной индустрии.
Слово «компьютер» двадцать лет назад в Чувашии можно было услышать только на электротехническом факультете - единственном месте, где можно было сесть за дисплейную клавиатуру и написать программу.
Мы начинали учиться в 1983 году на перфораторе – не компьютере, не мини-ЭВМ, а огромной перфорационной машине, печатающей перфокарты: их клали на полочку, через два дня приходили за распечаткой программы, которую перфокарты генерировали. Это было самое начало компьютерной эры.
Люди шли на электротехнический факультет не потому, что желали обучиться телемеханике и автоматике, а просто потому, что хотели в дальнейшем работать с компьютерами. Другой возможности получить в Чебоксарах образование и системные знания на эту тему просто не было в принципе. Можно было только уехать в другой город, и многие уезжали. Но, по разным причинам, кто-то оставался. Те, кто остался, сформировали в начале девяностых годов первую прослойку инженеров-программистов, специалистов по информационным системам, которая стала базой для развития в Чувашии коммуникационных технологий.
Все, кто в республике их развивал, выросли здесь: никто не приехал из других регионов поднимать чувашскую информационную индустрию.

-…Что косвенно доказывает: важно создавать свои факультеты, специализации по перспективным техническим направлениям. Их выпускники могут десять лет находиться в тени, а затем новое направление начинает спуртовать.

-Есть связь: чем больше людей учатся на программном поле, тем больше появляется специалистов, которые это направление развивают, тем сильнее эти направления развиваются в республике и тем выше спрос на таких специалистов и, соответственно, вновь тем больше людей идет учиться на эти специальности.
Процесс работает и в обратную сторону: если нет таких учебных заведений, соответственно нет и выпускников, нет и базы, чтобы строить эти отрасли экономики в республике. Предложение, безусловно, рождает спрос…

-Анекдот эпохи развитого социализма: Спрашивают у продавца: «А почему у вас на прилавке нет черной икры?»
Он отвечает: «Да потому, что никто ее не спрашивает!»
Аналогично на вопрос: «Почему в регионе нет инженеров – программистов?» мог бы последовать ответ: «Потому, что на них нет спроса!»


-Но они появились и сами создают себе фронт работы!

-Расскажите о себе: как вам удалось так сразу стать руководителем фирмы?

-Видимо, образование позволяло разбираться в радиосвязи, занимался пейджингом, имелся опыт работы в радиосвязи на предприятиях и различных структурах республики, так что все это естественно вылилось в пейджинговую компанию, в которой постепенно выкристаллизовалось Интернет-направление. Вообще изначально, в 1997 году она создавалась как компания пейджинговой связи. Тогда пейджинговая связь была суперпопулярной, а сотовая связь - дорогая, доступная очень ограниченному кругу избранных. Ходить с пейджером считалось признаком суперкрутизны. Примерно то же самое, что сейчас обладать очень дорогой иномаркой.
Это был прибыльный, конкурентный бизнес.
Сейчас о том, что такое пейджер, школьники уже почти и не знают: бизнес пейджеров стремительно развился и столь же стремительно уступил место сотовой связи.
Через три года, в начале девяностых, стало очевидно: надо думать, чем заниматься дальше.
Поскольку опыт работы с информационными технологиями у меня появился еще в самом начале трудовой деятельности, то совершенно естественно взоры обратились к направлению Интернет-услуг, строительству коммуникационных сетей и развитию сервисов на их базе.

-Можно ли портал «Интернет-вещание Чувашской Республики» назвать интерактивным телевидением?

-Интерактивное телевидение – один из сервисов, который реализован в портале: возможность смотреть архив теленовостей за любую дату - это и есть интерактивное ТВ. Оно, может быть, немного по-другому называется, но есть список для просмотра, человек может по нему полазить; нажать на кнопочку и посмотреть, а если не понравилось – перемотать назад. То же самое телевидение, но подстраиваемое под зрителя. Когда он смотрит не то, что ему хотят показать, а сам выбирает, что ему хочется увидеть.
Функция выбора ограничена при традиционных способах вещания, но легко реализуема в компьютерных системах, Интернете.

-Какие варианты развития портала «Интернет-вещание Чувашской Республики» возможны?

-Вариант, который напрашивается – его интеграция в систему портала органов государственной власти, когда видео- и аудиоматериалы становятся информационной составляющей всех его сайтов.
Это, наверное, было бы очень естественное развитие портала CAP.RU. Созданная система дает техническую возможность на ее базе размещать любые материалы, транслировать их, создавать приоритеты для аудио и видео.
Кто размещает? С какого сайта идет ссылка? – ответы на эти вопросы уже не привязаны к созданной системе. Она дает техническую реализацию: возможность администрирования, наполнения, трансляции. А ссылки можно делать на любом портале, в каждом из 480 сайтов, которые сейчас составляют иерархию портала CAP.RU, некое хранилище для просмотра и трансляции.
Есть два варианта:
1.развивать сам портал;
2.использовать его как технологическую базу для видео- и аудиосервисов на любых площадках – на портале органов власти Чувашии, любых других сайтах, в том числе – сайтах СМИ. Например, на сайте Министерства здравоохранения делается маленькая ссылочка для просмотра всего, что размещается по теме с той же технической базы, все доступно для просмотра.

-Какова оптимальная пропорция в соотношении текстовой, звуковой и видеоинформации на сайтах?

-Если посмотреть на предпочтения в обществе, то видно: основным источником информации сейчас является телевидение. Люди больше информации получают с телеэкрана, а не из печатных изданий, журналов и газет, тиражи которых не растут; и не из радионовостей.
В основном люди желают просто смотреть, видеть.

-«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать и тысячу раз прочитать?»

-Мне кажется, в направлении визуализации и двигается контент Интернета.
Борьба за зрителя, потребителя новостей приводит к тому, что Интернет-издания копируют ту же тенденцию, которая существует на рынке электронных СМИ. Тенденция такая заметна.

-Возможна ли конкуренция между традиционными телеканалами и теле-, аудиоканалами Интернет-вещания?

-В Интернет – телевидение сейчас производители и разработчики вкладывают такие огромные деньги, что складывается впечатление: конкуренция – уже реальность. У специалистов сложилось мнение, что основным каналом через определенный период будет Интернет-телевидение.

-В чем принципиальная разница между ним и традиционным ТВ?

-Любое традиционное кабельное телевидение может быть либо платным и комфортным для клиента, либо оно для клиента бесплатное, но ограничено выбором некоего официального пакета, очень небольшого, в пять-десять каналов.
Других вариантов пока не придумано: либо - платный пакет программ, либо – социальный, бесплатный, который дотируется государством и получает доходы от рекламы.
В Интернете ситуация - обратная. Сам контент – изначально бесплатный. Все, что нужно зрителю – зайти на какой-то сайт, выбрать канал, нажать кнопочку и смотреть. Окупается это за счет рекламы и продажи доступа: клиент платит фиксированную плату за подключение к Интернету.
Сам принцип показа – совершенно другой, не такой, как в традиционных сетях. Соответственно, то, что может позволить себе Интернет-вещание, не может в принципе позволить себе кабельный оператор, которому нужно содержать инфраструктуру, станцию приема сигнала и так далее. В Интернете контент делается в одном месте и сразу транслируется на весь земной шар.
Тому, кто формирует контент в студии, не нужно заботиться о распространении сигнала – это все берет на себя инфраструктура Интернета. В этом - принципиальное отличие, которое дает большие преимущества. Несмотря на то, что еще есть проблемы с ценами, качеством и скоростью подключения, необходимой для полноценного просмотра видеоинтернета.
В Интернет-ТВ очень легко фиксируется число зрителей, одновременно смотрящих сайт: технология позволяет выяснить и где они находятся, и как долго они смотрят, и с какой периодичностью. На портале «Интернет-вещание Чувашской Республики» тоже это можно легко отслеживать.
А на традиционном телевидении сложно определить, сколько людей одновременно смотрят канал.

-Как будет трансформироваться цена за Интернет-сервис? Пока он дороговат для региональных пользователей. Туристы утверждают: в Штатах человек платит тридцать долларов в месяц и смотрит, что хочет и сколько хочет. А тридцать долларов – это одна восьмидесятая средней зарплаты.

-Примерно, один процент.

-А у нас пока соотношение цены и средней зарплаты - другое.

-Если смотреть на регионы России, где больше Интернет-пользователей, то там примерно такое же соотношение, что и в США. Безлимитный Интернет в Москве, довольно хорошего качества, стоит порядка 17-18 долларов в месяц. При средней московской зарплате в 1000 долларов – это как раз одна восьмидесятая часть.
Понятно, в регионах России пока такого нет, но я думаю, что это произойдет.

-Удешевление цен на Интернет связано с ростом количества пользователей?

-Оно связано с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, в первую очередь. И с тем, что другие потребительские рынки сейчас в значительной степени насытились.
Пять лет назад мечтой среднего россиянина было купить сотовый телефон. Ему Интернет был совершенно еще не нужен, а нужен мобильник, который он увидел у соседа.
Сейчас телефон есть практически у всех. Бытовая техника – видеомагнитофоны, телевизоры, видеоплееры – тоже есть в каждой семье.
Спрос все больше начинает перетекать в область информационных технологий.
Развивается телекоммуникационная инфраструктура, которая позволяет информационные продукты продавать населению.
Эти два фактора приводят к тому, что увеличивается спрос и предложение, растет конкуренция, в результате - снижаются цены.
Продавать мегабайты через три года будет уже сложно, но можно и нужно станет продавать подключение к сети Интернет. Как только начнется продажа массовых подключений, то есть когда человек будет фиксировано в месяц платить, например, триста рублей за Интернет, независимо от того, что и сколько он в нем смотрит, вот тогда будет возможно получать любой контент, который на рынке присутствует: и телевизионный, и радио, и видео по запросам, и видеоконференции…

-Чего конкретно сейчас не хватает, чтобы выйти на этот уровень?

-В принципе, хватает всего, дело – во времени. Тенденция – очень четкая, тренд ее вряд ли изменится. Что-то может за счет госрегулирования ускориться или же, наоборот, где-то замедлиться, но в целом общемировая и общероссийская тенденция - она такая: подключение к Интернету без каких- либо ограничений. Люди платят за факт подключения и пользуются всеми сервисами сети, которые можно найти. Конечно, это будут и телевизионные, радиоканалы. Собственно, сейчас уже сотни радиостанций, которые в открытом доступе можно смотреть. У них есть определенная зрительская аудитория.

-Лидерство в Интернет – технологиях, которое сейчас у Чувашии есть и которое она периодически убедительно доказывает, за счет чего его можно удерживать?

-На мой взгляд, Чувашии трудно стать лидером по количеству компьютеров: уровень доходов у дотационной республики, не имеющей нефти и газа, пока не самый высокий.
Но, на мой взгляд, Чувашия – лидер в отношении к информационным технологиям.
Для этого вида лидерства не нужен высокий средний уровень доходов, а необходимы понимание и поддержка руководства.
Такое отношение к информационным технологиям позволяет очень многие сложные вещи делать гораздо проще: проектные идеи подхватываются на лету, есть понимание, как и для чего это нужно делать.
Лидерство Чувашии на этом и будет основываться – определившемся тренде уважительного отношения руководства республики к информационным технологиям.
А по постройке каналов связи, количеству компьютеров, числу пользователей Интернета вряд ли в ближайшее время Чувашия обгонит Москву, Санкт-Петербург или Самару.
Но – там отношение к теме несколько другое. Скандалом завершилась программа «Электронная Москва», ничего не показав в столице; программа была принята пять лет назад с целью развития коммуникационных технологий. Все произошло как обычно: средства разошлись по аффилированным фирмам, не дав результата, а стоимость подключения к Интернет тех же школ в рамках этой программы оказалась в разы больше тарифов других операторов..

-Но вы же сами только что сказали: москвичи уже перешли на единую плату по подключению.

-Но это - не благодаря усилиям московского правительства, а просто благодаря высокому уровню жизни в Москве и высокой конкуренции среди Интернет – операторов, тех, кто развивает коммуникационные проекты.

-А как вы оцениваете такой стимулирующий фактор: в регионах освоение новых технологий обходится намного дешевле. В Москве создание портала «Интернет-вещание» стоило бы, минимум, на порядок дороже. А деньги – всегда играют важную роль.

-Возможно. Я сужу по нашему чебоксарскому опыту.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика