САИД АТАБЕКОВ
ДИТЯ СТЕПЕЙ
«ПЬЯНЫЙ ДЕРВИШ» |
Владимир КОЖЕВНИКОВ: В августе этого года на мою электронную почту поступило письмо из Казахстана. Преподаватель из международного казахско-турецкого университета, расположенного в городе Туркестан, сообщил о том, что моим здоровьем и делами интересовался Саид Атабеков, знаменитый художник, с которым мне довелось встретиться в прошлом году в Чимкенте. Бывают в жизни различные сближения и странные совпадения. Когда я ехал в Казахстан, то прихватил с собой книгу Леонида Колосова, разведчика, работавшего под прикрытием журналиста-международника, «Легенды и были вечного города». Помимо газет что-то же надо читать в дороге. Книгу я начал читать в оренбургских степях на рейсовом автобусе «Москва – Актюбинск». Первая глава книги начинается со слов: «…Представьте себе Актюбинск, захудалый казахский городишко, куда в начале 1942 года эвакуировали невесть зачем московский рентгеновский завод…». Удивлению моему не было предела! А с Саидом Атабеком меня познакомили в Чимкенте. Чимкент сам по себе -удивительный город, на улицах которого растут дубы, как у нас - тополя. Тротуары были усыпаны желудями, а в голову лезли мысли о том, что это- ирреальная картина. Беседа с Саидом Атабеком заставила меня задуматься. Думаю и наши деятели культуры могут извлечь из его мыслей новый стимул для своего развития. Саид Атабеков - человек скупой на слова и эмоции. Первые полчаса мы вяло и с ощущением неизбежности данного процесса играли в игру «занудный журналист задает умные вопросы успешному человеку». Но в какой - то момент разговор заинтересовал его, и беседа потекла как по маслу. Одним людям Атабеков непонятен, вызывает отторжение. Другим он - непривычен, они силятся его постичь. Для третьих он - неординарен, и они называют его «казахстанским Ван Гогом». На Родине об этом художнике знают немногие. Зато за рубежом работы Саида вызывают шок и восхищение! В минуты откровения он резок в суждениях - но это не богемное брюзжание «по поводу», а горькое отображение отечественных реалий, хорошо известных художнику.
-Во всем мире - а я объездил немало стран - нас по-прежнему считают степным народом, дикарями-кочевниками. Посмотрите на картины казахстанских художников: всюду - скакуны, степь в тюльпанах, юрты. Вот и весь национальный колорит. Это слишком упрощенное и примитивное понимание нашей культуры. Проблема, на мой взгляд, кроется в том, что судьбу отечественного искусства решают чиновники - акимы и акимчики, люди совершенно далекие от высокой культуры. То, что творят художники, - это их взгляд на мир и судьбу страны. А установочные, командные решения в искусстве никогда не отображали глубинной сути жизни. Припомните сами, что обычно дарят гостям из зарубежья на официальных приемах? Чапан. Домбру. Альбом с фотографиями Наурыза и картину местного художника со степными мотивами. А какие стоят скульптуры в городских парках и скверах? Какая идея заложена в них? Вроде бы, трудились не скульпторы, а каменотесы. Это же китч, причем - самого низкого уровня. Это верный путь в тупик: мы торжественно тиражируем миф о нашей первобытности. Нужно признать, мы безнадежно отстали от мировой культуры, но нельзя же этим бравировать.
Саид несколько лет назад устроил в одном из харьковских супермаркетов перформанс. Устроившись у входа в магазин, художник-дервиш принялся молиться, при этом двери на светоэлементах реагировали на каждый его поклон. Действо было снято на видео. В итоге появилась работа «Неоновый рай». За дверьми щебетали птицы, когда же двери закрывались, то городская суматоха оглушала дервиша.
-Да, мы - дикари, и все эти чудеса цивилизации для нас, дервишей, и есть новый мир. Мир красивый, манящий и неизведанный. Вообще поклонение всему западному у меня всегда вызывало смешанное чувство. С одной стороны - одобрение, с другой - стыд. Стыд за то, что, принимая от мира, мы неспособны с ним равноценно расплатиться. Значит, берем в долг. А кому отдавать долги, если нас такой порядок вещей устраивает? Так и родилась композиция «Молитва». На ней дервиш, у которого вместо молитвенного коврика - американский флаг. Все эти работы Саида сейчас находятся за рубежом и, возможно, никогда не вернутся на Родину. Так же, как не вернется «Колыбель воина». Идея ее создания появилась у художника вместе с рождением младшего сына - Амирсеита. В то время шла война в Ираке. Бесик, увенчанный автоматом, по замыслу автора, должен заставить всех задуматься об ужасах войны: - Младенец и автомат - две вещи несовместные. Потому каждый должен сделать все, чтобы остановить убийство. Я вообще - пацифист. Даже мысль о войне вызывает у меня животное чувство ужаса. Размышления об этом привели к появлению инсталляции «Сон Чингисхана». Сотня мотыг в ожидании земледельцев, которые уже никогда не вернутся с поля боя.
Для Саида Атабекова есть искусство изобразительное и выразительное. Изобразительное - дает картинку, в выразительном - заложена идея, мысль. Наверное, именно поэтому творчество художника так востребовано иностранными ценителями искусства. В нашей стране, как говорит Саид Атабеков, «идея не стоит ничего». Потому его знают коллекционеры Италии и Швейцарии, Германии и Мексики, Австрии и Франции, а в Казахстане - единицы. Так и живет: выставки за рубежом приносят популярность, а дома, в Чимкенте, талантливый мастер малюет заказные портреты, незамысловатые поделки вроде штампованных барсов. И мечтает о временах, когда можно будет снова безоглядно погрузиться в творчество. Пока только мечтает. Высоким искусством троих детей не прокормишь, в стране оно еще долго не будет востребовано.
Досье
Атабеков Саид, 1965 года рождения. Окончил Чимкентское художественное училище имени А.Кастеева. Проводит групповые и персональные выставки в Чимкенте, Туркестане, Алматы, в национальном парке Ордабасы, ущелье Казгурт. Живет в городе Чимкенте. Направление - живопись, графика, художественные произведения по дереву, акции, инсталляции и перформанс. Проводит творческие поиски и эксперименты по синтезу прошлого и современного искусства.
Владимир Кожевников, Чимкент-Чебоксары |