|
Егоров Виктор Глебович (AVANMART) - член Союза чувашских художников. «Аванмарт» - одно из направлений в национальном изобразительном искусстве (сложное слово происходит от чувашских слов "аван" - хорошо, "мар" - отрицание, и латинского слова "арт" – искусство). Аванмарт - своего рода попытка освобождения от стереотипов, которые насаждались в искусстве долгое время. Художник родился в 1961 году в селе Чебаково Ядринского района. Является лауреатом премии им. Васлея Митты (2004), премии им. Ивана Яковлева (2004), дипломантом Международного фестиваля резчиков по дереву «Поющее дерево». Я задал известному и неординарному художнику несколько вопросов.
- Как вы оцениваете ситуацию в области чувашской культуры?
-Нормально. Процесс идёт. В Чебоксарах среди прохожих запросто встретишь звезду.
-Последняя прочитанная вами книга?
-Масару Эмото, «Послания Воды. Тайные коды кристаллов льда». Одна из немногих книг, пленившая и полностью поглотившая на некоторое время. Оказывается, вода - имеет память!!!
- По- вашему, чего не хватает чувашской культуре?.
-Чувашской культуре хватает всего: и архаизма, и значимости. Жаль, что иногда этой культуры не хватает её потенциальным носителям.
- Как вы оцениваете нынешнюю чувашскую интеллигенцию? В чем ее сильные и слабые стороны?
- У части чувашской интеллигенции преобладает уныние «по утраченному прошлому». Она годами готова смаковать «Ой, какими мы были великими во время Волжской Булгарии!…», при этом абсолютно не утруждая себя заботами сегодняшнего и завтрашнего дня. К счастью, есть и другие, «малĕмĕтлисем». К таким бы я отнес, например, художников Николая Балтаева и Сандра Пикла. Я уже где-то писал об этом: чувашская интеллигенция, сосредоточенная в Чебоксарах, напоминает банку с пауками, готовыми скушать друг друга. Это не оттого, что она такая плохая. Наоборот, сосредоточение «слишком хороших» в одном месте никакого хорошего результата не дает и, даже наоборот, они начинают топить друг – друга, не извлекая ни для себя, ни для чувашской культуры никакой практической пользы…Тут уж ничего не поделаешь – особенность менталитета. Ее отметил ещё Ричард Докинз (Оксфорд): стратегия поведения, сопоставимая с чувашским типом поведения, является самой эволюционно стабильной. Поэтому не удивительно, что рядом с чувашами очень хорошо живут представители других народов, имеющие другой поведенческий стереотип (татары, евреи, русские). Причём, думаю, если чуваши изменят стратегию поведения – они перестанут быть чувашами, даже если сумеют сохранить язык. Вот уж, действительно: «Чăваш пĕтсен – тĕнче пĕтет».
-Какие наиболее актуальные проблемы нашей культуры нужно решать в первую очередь и почему?
-Наша самая главная беда – отсутствие нормальной идеологии, этнической идеи, если хотите. Остатки идеологии размываются. Сегодня вся надежда - на те культурные ценности, которые не подвергнуты эрозии. Если эту идеологическую чуму мы не остановим, говорить о чувашской культуре, наверное, и не стоит. Самую большую угрозу для национальной самобытности представляют те «агнцы» и «деятели», которые на словах радеют за национальную культуру, но предпочитают личное благополучие.
- Что вы считаете своим достижением? О чем сожалеете?
-Когда после института работал в аэрофотолесоустроительной экспедиции, меня, молодого инженера – таксатора, переполняла гордость, что я нанес на карту два ранее не отмеченных лесных ручья. Казалось, что такого, какая мелочь. А представьте, вокруг этих ручейков выделяется охранная зона и появляется особый режим лесопользования. Эти леса уже нельзя полностью вырубить. Так что, когда говорят, что Земля наша из космоса - прекрасна, считаю, что здесь и моя малая толика есть. Кроме того, я раскрасил чёрный квадрат. Так же концептуально, как сделал это когда-то Малевич. Казимир Малевич завершил свою работу в 1913 году, накануне I мировой войны: именно тогда было впервые применено оружие массового поражения. Химическое. Конечно, ощущение надвигающейся катастрофы двигало рукой художника. Весь ХХ век прошёл под ощущением Чёрного Квадрата, опасением, что вся созданная человечеством так называемая «цивилизация» вот – вот самоуничтожится. Пришло время раскрасить его. И чем скорее мы сделаем это в своём сознании – тем больше шансов на истинное возрождение. Признаёте это вы или не признаёте – но есть такое понятие как Аvanmart. В скульптуре – я знаю, есть уже те, кто работает в «стиле Аванмарта». И это - не моё определение. Я продолжаю ежегодно вручать свои скульптурные работы – как премии за хорошие дела, и карикатуры - за всякие глупости. Кроме того, я считаю своим достижением, что, как мне кажется, сумел понять философское значение древних скульптур и раскрыть его для других. Установил «Колонну единения народов и связи поколений» - на территории Лицея № 40 в Ульяновске, где работаю уже 21 год. Я сформулировал «Девять заповедей сознания ненасилия», которые, как мне кажется, выражают главные идеи эволюционно стабильной стратегии. А для меня это – и национальная идея, и материал, который я могу предложить любому, вне зависимости от его цвета кожи, разреза глаз и религиозной принадлежности. О чём сожалею? Школа, в которой я учился, стоит сейчас неприкаянная. Детки давно учатся в новом здании. В старом можно было бы организовать школу искусств и ремёсел, я мог бы это организовать и сделать. Но… невозможно раздвоиться… Хотя, когда я уезжал в Ульяновск учиться, через окно автобуса увидел Витю Егорова, он стоял ко мне спиной, в такой же куртке, как у меня, с такой же причёской… Лишь через несколько мгновений я понял, что Витя Егоров – это я, и автобус меня увозит в Ульяновск… Сожаление, что я далековато забрался от родных, от брата, остаётся…
- Как в нескольких словах выразить ваше "Я"?
-В нескольких, может, и не получится. Вот стих, который я посвятил своему однофамильцу, Геннадию Егорову, автору книги «Воскресение шумеров». Как говорят художники, каждая работа – автопортрет.
«Я – чуваш. Этим и интересен. Русский выучил только за то – Что им разговаривал. Ленин тоже чуваш. Почему? Он умный. Шутка. …Российский алфавит придумали Кирилл и Мефодий – Болгары. (Читай : чуваши). Все мы - немного чуваши, Каждый из нас - чуваш по – своему…»
-Какие политики и известные личности прошлого и настоящего Вам близки по духу?
-Платон. Хотя и Сократ тоже был хорошим парнем. Чего стоит его: «Клянусь собакой». С ними бы я с удовольствием попарился в бане. Они знали, что книги не могут многому научить, потому что им нельзя задавать вопросов. Нравится Вадим Сидур. Очень рад, что в прошлом году наконец-то сбылась давняя мечта: побывал в музее Сидура в Москве и подарил свою скульптуру. Из современников – очень близок ушедший без времени Валерий Приёмыхов. Зрители знают его как Лузгу из «Холодного лета 53-го». Мне он симпатичен и как режиссёр, и вообще как человек. До сих пор жалею, что не смог вручить ему своей премии. Нравится Фазиль Искандер. Чудесная сказка, конечно, про кроликов и удавов, и рассказы хорошие. Очень интересна и его публицистика. Многим симпатичным мне людям я вручил свои премии. Среди них – Геннадий Волков, Геннадий Айги, Вера Кузьмина, Борис Чиндыков, Николай Казаков, Августа Уляндина, Атнер Хузангай, Иосиф Дмитриев…Всего - более полусотни.
- Что бы вы не простили никому? Почему?
-Не прощаю предательства. Без «почему».
- Что в себе не нравится?
-…Некогда про всякие глупости размышлять. Как говорили великие: делай что должен, и будь что будет.
ВЛАДИМИР КОЖЕВНИКОВ |