Сборник стихов Е.Швейгерта |
Е.ШВЕЙГЕРТ: «СТАРАЮСЬ НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ»
Евгений Владимирович Швейгерт родился 3 августа 1972 года в Чебоксарах. Окончил факультет специального машиностроения Бауманского технического университета в Москве, сейчас учится в школе бизнеса– «челенге» Открытого университета Великобритании. Знает английский, немецкий языки. Работает заместителем начальника департамента системы автоматизации ВНИИР. Автор стихов.
-Вы пишете стихи в стиле хокку, о которых все говорят. Как вы, инженер, увлеклись восточной поэзией?
-Увлекся ею, когда был студентом, лет в двадцать. Не все время же на лекции ходить. Сначала заинтересовался литературой по дзен-буддизму, а от этой философии перешел к японской поэзии, поскольку она довольно хорошо отражает и дух японского народа, и все – все… В практике дзен я достиг определенного рубежа. Меня это удовлетворило, хотя не могу сказать, что достиг просветления, как дзенские монахи.
-Мотивы увлечения поэзией как-то менялись?
-Все меняется. Если прежде были попытки понять мир вокруг себя, то сейчас у меня есть семья, двое детей, мальчик и девочка, все направлено, в основном, на них.
-А в чем сущность философии дзен?
-Дзен – направление в буддизме. Суть концепции - в стремлении к просветлению. -Какова разница между буддизмом и дзен?
-Если обычный буддизм учит, как попасть в состояние нирваны, то дзен учит единовременному постижению всего с помощью медитации, диалогов-мондо (переводится как «дорога», «путь к воротам»). В дзен есть специфичная технология: скажем, учитель и ученик обмениваются диалогами, на первый взгляд, совершенно бессодержательными. Допустим, учитель говорит: «Осень пришла». Ученик мог бы ответить: «Журавли прилетели». Но он – сумбурно рассказываю… – в процессе медитации готовит свое сознание к многовариантной ассоциации, через сложные переходы мысли. И в результате скольжения по ассоциациям, путешествия по ним, он понимает, что жизнь - проходит. В практике дзен есть примеры того, что человек достигает просветления, постигает сущность вещей.
-Просветление – что это такое? Синоним «озарения», «просвещения»?
-Я, технарь, мог бы объяснить это следующим образом: в дзен человек воспринимает мир не частями, а целиком, открывая множество своих каналов эмоциональной информации. Каждый канал – цепочка ассоциаций, связанных с предыдущим опытом. Их - множество. Дзенский монах умеет задействовать их одновременно и воспринимает весь мир целиком. Все может стать понятным.
-Интересно, хотя верится с трудом. А вы можете описать свои ощущения от дзен-практики?
-У меня было состояние, не знаю, просветление ли это, но ощущения были вот такие: вокруг - несколько домов, и я слышу, что в них происходит. Ощущение взгляда во все стороны сразу.
-Эксперимент проводился на фоне пива, вина, сигарет?
-Не употреблял ни наркотических средств, ни транквилизаторов, ни алкоголя. Был трезв. Не курил.
-Не курили вообще или в момент конкретного опыта?
-Вообще-то в те годы еще курил.
-Как и почему бросили?
-Родился сын, и я решил не подавать ему дурного примера.
-А сложно бросать?
-Сложно. Мне нравилось курить. Тем не менее, счел, что надо это сделать и, как оказалось, оказался прав. Потому что понял: никотин очень сильно владеет организмом. Когда курил, не ощущал зависимости от никотина; когда бросил – почувствовал, что был зависим.
-Дзен-буддизм – религия или философия?
-И популярная во всем философия, и одна из основных религий Японии.
-Их - несколько?
-В Японии есть еще традиционная религия. Дзен пришел в Японию из Китая, а в Китай – из Индии.
-А в Индию – из России?
-Не было тогда еще России.
-Как это?
-Она существует с момента возникновения Москвы. -Но язык – то русский уже наверняка появился!
-Язык – да. Но государство – еще нет.
-Может, оно было, только мы просто о нем не осведомлены, не имеем исторических свидетельств?
-Не очень хорошо знаю теорию этногенеза Льва Гумилева, но по ней каждый народ – как организм. Тоже - зарождается, начинается, развивается, существует, заканчивается, трансформируется во что-то другое. Тогда на месте России существовало множество этносов, но государство еще не появилось.
-…«И дождь смывает все следы». Фильм эпохи холодной войны.
-По Гумилеву, народ появляется тогда, когда появляется объединяющая разные племена возвышенная пассионарная идея. Люди строят города, развивают экономику, науку, культуру…
-Сложно понять, что уже существовали Китай, Индия, Япония, а России – еще не было в проекте. Может, она существовала тоже, только не строила китайских стен, не ездила на слонах, не вела самурайские войны, потому о ней мало кто ведал? Ведь в мировой истории в основном знают о тех народах, которые кого-то старались покорить или же изобретали порох, бумагу, шелк. Вот шумеры - великая цивилизация, известно. Но свидетельств о ней почти нет. Или Волжская Болгария – семь веков назад она существовала в Среднем Поволжье, а никто не знает, на каком языке в ней говорили. От римской цивилизации след остался, от Чингизхана, Мамая, гуннов, скифов…
-То есть, запоминаются те, кто сильно наследил в истории, потому и информации о них – больше? Подход понятен.
-Ну, вот вы – инженер, согласитесь, есть определенная несправедливость в том, что Пизанская башня, возможно, построенная с нарушением стандартов и СНиПов, искусственно укрепляется, чтобы ее увидели туристы, а многие исторические здания, построенные по всем правилам, просто сносятся.
-Я Россию понимаю как этнос, который начинался с Москвы, при помощи Ермака захватил огромную территорию. Хотя сейчас многие не знают, что с этой территорией делать. Я вижу в этом закономерность развития. Была Россия молодая – была пассионарность, имелось стремление к экспансии, риску, а потом умами граждан овладела идея достатка, комфорта, благополучия.
-Чем же это плохо? И что такое пассионарность, если не стремление укреплять экономику?
-Я не думаю, что главное в пассионарности – экономика. Главное - стремление утверждаться, желание рисковать; они есть у молодых наций, а потом исчезают. Вот взять римскую империю: сначала римляне рисковали, потом – стали благоразумнее. …Но это далеко от стихов.
-Почему? Стихи – тоже форма экспансии, пассионарности.
-Не совсем. В определенный момент я понял: хорошо бы мне меньше влиять на содержание своих стихов и процесс их возникновения. Шел к этому и - добился. Меня, влияния моего опыта в стихах нет. Стихи - они должны существовать сами, как музыка. Я не воспринимаю их как самореализацию, это - побочный продукт, который в дзен-традиции. У Сергея Федорова процесс возникновения стихов описан вот так: «приехали гости и – вырвалось»: человек не ожидал, но стихи пришли. Это, пожалуй, точнее всего: уж если вырвалось, то вырвалось. Часто самому не понятно, о чем они.
-Стараетесь дистанцироваться от процесса?
-Да, и это хорошо удается. Раза два в год публикуюсь в рунете, я там - самый редко появляющийся автор, но некоторые стихотворения имеют высокую оценку. Хотя я работаю не для оценки. С ведущим рунета я знаком только виртуально, он мне понятен: для каждого человека очень важно выяснить, что он не один такой, и всякий раз возникает повод задуматься о себе. Даже - не о себе, а просто задуматься.
-То есть, вы считаете себя лишь инструментом высших сил?
-Я - всего лишь инструмент, хотя «инструментализм» не всегда достигается на сто процентов. Насчет высших сил - это, пожалуй, для меня было бы нескромно… Персонажи стихов – вокруг…
-Поэтическая слава вас не интересует. От самого процесса творчества вы стремитесь дистанцироваться. Что же вас мотивирует?
-Я ничем не мотивирован заниматься искусством, в этом все и дело. «Не корысти ради…»
-Когда у животного начинается период охоты или овуляция, оно не находит себе места. Даже «Кити-кет» перестает интересовать. В нем заложена программа, она бунтует, стремится к реализации. Тоже - никакой корысти.
-Человек – не животное, он - сознательное существо, может корректировать процесс. Мой подход касается только моих стихов: стараюсь в них не вмешиваться, а когда мне это удается, я считаю это своим успехом.
-Можно предложить другую метафору: в каждом человеке, как в компьютере, есть жесткий диск, на котором записаны многие базовые, системные программы, и есть быстро стирающиеся дискеты, с записями привходящего. Мало кто из пользователей знает о содержании жесткого диска, но хорошо знает о файлах дискет, потому что они записаны недавно. Дискеты – новый опыт; жесткий диск – базовый, то, что называют «совестью». И вы стремитесь дать ей высказаться?
-Да, во мне, как и в каждом специалисте, есть человек, не испорченный образованием. Я знаю о существовании этого человека, даю ему реализоваться.
-В самоанализе этот человек, вроде бы, именуется «ЭГО»…
-Ему - тяжелее. Потому что я - сильнее, больше участвую в жизни, а он только иногда напоминает о себе. Дает, к примеру, понять, что жизнь - не только деньги.
-Книги не пишете?
-Нет.
-И не хотите, чтобы они издавались?
-Не хочу.
-А если кто–то придет и скажет: «Хочу вашу книгу издать»?
-Тогда обсудим, это - бизнес.
-Бизнес – крючок для вас?
-Мне трудно сказать, на каком крючке я сейчас нахожусь.
-А какие вещи, обстоятельства вас цепляют?
-Пожалуй, ответственность. И оплата, если я считаю ее справедливой за работу, которую сделал для себя. …Очень откровенное получается интервью.
-Может, это ваше ЭГО хочет, чтобы наличествовал высокий уровень откровенности?
-…Не очень хочу, чтобы меня многие знали. Если узнают, им будет легче.
-Легче что? Конкурировать с вами?
-Рынок есть рынок. Не хочется, чтобы, к примеру, работодатели знали о моем филологическом хобби. Хотя им, наверняка, хочется знать.
-Почему вы в этом уверены?
-Сужу по себе: например, я бы хотел знать об увлечениях подчиненных.
-Сколько человек работает под вашим начаом?
-Трудно сказать, в основном, я координирую работу людей, которые мне не подчинены.
-И каковы успехи?
-Координирование осуществляется далеко не всегда очень успешно.
-Сейчас слово «координатор» вошло в активный словарь новых бизнесменов. Можете объяснить, почему?
-Старое слово – руководитель - не отражает всей сути управленческого процесса. В современном менеджменте часты случаи, когда человек формально ничем не руководит, не имеет ни должностей, ни подчиненных, тем не менее, активно влияет на процессы в целом, поскольку лучше понимает их природу, суть, требования. Не просто чувствует, куда ветер дует, но сам делает погоду. Слово «координатор» связано с количественной мерой, определяющей отношения. Оно ассоциируется с «осью координат», показывающей меру вещей, вектор движения.
-Ваши знакомые подчеркивают вашу роль в создании и развитии чебоксарского клуба «Мюнгхаузен».
-Участие в клубе интересовало меня, в том числе, потому, что я был там координатором.
-Что вы можете сказать по поводу вашей фамилии?
-Мои корни - из города Энгельса, Саратовской области. Моя немецкая составляющая досталась мне вместе с фамилией отца; моя мама – русская.
-Немцы и русские постоянно то сильно дружат, то конкурируют. Никакой середины. Не ощущаете в себе этнического конфликта?
-Не ощущаю. Не чувствую его и со стороны. Никто не приходит и не говорит: «Вот ты – немец». Или: «Ты – русский». В Чебоксарах есть немецкий культурный центр, когда-то отец был его руководителем. Но я далек от анализа своих этнических самоощущений. Я – россиянин. Мои предки давно живут в Чебоксарах. Третье поколение, если взять линию отца. А если по линии матери – то я видел фотографии прапрабабушек. В Чебоксарах, Чувашии вообще, очень высок уровень межнациональной толерантности, и это, несомненно, большое благо для всех.
-Какие цели вы перед собой ставите?
-Для меня жизнь - развитие. Главное - не стоять на месте. Я - как акула, которая если останавливается, то - тонет, нет у нее воздушного пузыря, и потому она никогда не спит. Так, во всяком случае, считали до тех пор, пока Жак Ив-Кусто не нашел место, где спят акулы: и это была сенсация. Акулы опускались на дно. Я нашел собственный оптимальный алгоритм, изучив свой опыт, и пытаюсь не работать на одном и том же месте, не заниматься одним и тем же. По результатам вижу, что развитие идет вверх, в том числе - по доходам вижу. У меня - ответственность перед богом за семью. Я создал семью, она была мне нужна, мне было необходимо, чтобы появились дети. Понимаю, что они - не игрушки, а люди; хочу, чтобы у них все было хорошо. Причем, имелся не только достаток, но и хороший климат в семье. Две стороны медали, и обе важны. |