РАБОТЫ С ВЫСТАВКИ |
Коробко Сергей Михайлович, фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда-Чувашия, Марий Эл». Родился 15.11.1971 в Чебоксарах. Автор выставки «WОСКВА-провинция атакует», серии «Я шагаю по Арбату или фоторепортаж в режиме non-stop», которая экспонируется в Чувашском национальном музее
-У кого учились фотоискусству?
-В фотоклубе «Ракурс» в Чебоксарах, там было много интересных фотографов: Михаил Костырев, Юрий Евлампьев, Евгений Лихошерст…У всех остальных в принципе – тоже.
-Что объединяет чебоксарскую школу фотографии? -Каждый работает так, как ему нравится - вырабатывает стиль, манеру, определяет жанр, в котором у него получается лучше выразить себя. «Школа» – это понятие, скорее, применимо к художникам.
-Какие сюжеты вам нравится снимать?
-Все. Независимо от того, что, спорт это, показ мод или другое.
-Новички работают по-своему, мастера средней руки – одинаково, каждый гроссмейстер – имеет свою теорию искусства.
-Но в данный момент мы говорим не об искусстве, а о репортаже.
-Разве репортаж – не искусство?
-Сам по себе репортаж – не искусство. Искусство – умение сделать его интересным.
-А что может сделать репортаж интересным?
-Необычный ракурс, умение заметить картинку: манеру спортсмена играть, то, как он подпрыгивает или подбрасывает мячик. Техника позволяет запечатлеть в доли секунды гримасы спортсменов или прыжок четырех-пяти футболистов. Посторонний взглянет и скажет: «Ого-го! Вот это да!»
-Что фотографируете с большим интересом: футбол, детей, животных или жеребьевку кандидатов в депутаты?
-Детей фотографировать всегда интересно. Хотя все зависит от объекта, с которым работаешь. Один ребенок сядет и будет сидеть как матрешка, он от природы такой. А в дальнейшем все решает ситуация. С равным интересом могу снимать и жеребьевку. Особенно если там потасовка. …Вопрос в другом – где это смогут напечатать.
-Какой процент фотографий идет в прессу?
-Из того, что я снимаю, в нашей газете печатаются один-два процента.
-А в других газетах публикуетесь?
-Нет.
-99-98 процентов зряшной работы – многовато.
-Фотограф должен снимать, во первых. Во вторых – это потребность. Не могу пройти мимо, если вижу хороший сюжет или картинку. Независимо от того, будут они напечатаны или нет.
-А почему не сотрудничаете с другими изданиями?
-В Чебоксарах нет изданий, которые могли бы платить хотя бы сто рублей за снимок. Платят 50-80 рублей. Бедные все. А может, таков у нас менталитет. Чебоксары – не Москва.
-Сколько зарабатываете?
-Мало. В газете - мало. Не могу позволить себе купить машину, даже задрипанную шестерку.
-А ваша фотовыставка оплачивается?
-Нет, она - моя инициатива. Следствие того, что фотохудожник не желает постоянно работать в стол. Иначе так все и пройдет. А смысл? Вся выставка от и до: печать, организация – все за мой счет. Спонсоров не было. Не считая поездки в Москву. Командировка была оплачена: в августе 2006 года о своем слиянии объявили «Партия жизни» и «Родина». Куча прессы собралась в Москве. Политики заявили, что создают новую коалицию.
-Почему они вас пригласили?
-Не знаю, решили пригласить журналистов из регионов. Наверное, чтобы расположить к себе. Реклама.
-Вы - член «Партии жизни»?
-Ни на выставке это не отражено, ни в буклете.
-Сейчас – выборы, вы чей сторонник?
-Я – сам по себе, можно сказать, председатель «партии Сергея Коробко». Ударение - на третьем «о».
-Есть ли у вас завистники?
-Сложно определить. Человек же не скажет, что он завидует.
-Но это должно быть заметно.
-Не замечал. В других средах бывает, вероятно, кто-то кому-то не нравится и решают: «давай, гайки подожмем». Я пока такого не ощущаю.
-А есть у вас торсида? Вот, Мадонна приехала в Москву, и по всей дороге от аэропорта до «Лужников» стояли поклонники с цветами.
-Только среди знакомых. Я не настолько известен. Выставка – всего лишь третья.
-Другие две где и когда проходили?
-«Первый шаг», серия «Где Ты?», она прошла где – то в девяносто седьмом.
-«Ты» – это о ком?
-Тогда – был стресс, апатия, период поиска смысла жизни. «Ты» – отец Всевышний.
-Вы с ним на «Ты»?
-На «Ты», да; почему нет?
-А отчего стресс? Было крушение любви?
-Нет. Просто появился вопрос о смысле всего: а что дальше и для чего, зачем, на фига?…
-А вторая выставка?
-Она называлась «Мим – театр «Дождь» или закулисная история».
-Фоторепортаж о театре?
-Да: я работал тогда актером в театре. Где – то в 1999-2000 году.
-Какие роли играли?
-Клоуна. «Дождь» - это клоунский театр.
-Клоуны тоже разные бывают. Солнечный клоун, грустный…
-В театра «Дождь» есть персонаж, который во всех спектаклях имеет свой образ: толстячок, немного хулиган, но добрый в душе. Дворовый джентльмен, но не голубой крови, не благородного происхождения.
-Что – то в образе клоуна совпадает с вашей сутью?
-Здесь персонаж был придуман изначально, до меня, я просто вошел в роль.
-Долго вы играли роль клоуна?
-Года два, наверное.
-Что то клоунское в характере осталось?
-В жизни клоуном называют человека несерьезного, придурковатого, не относящегося к жизни с должным пониманием. С ним разговариваешь серьезно, а он начинает кривляться. Клоун на сцене - способ самовыражения. В момент, когда я работал, персонажи были в основном для детских спектаклей.
-Элитные школы - Итон, Гарвард, Йель - еще в студенческих братствах учат умению противостоять общественному мнению. Насколько работа клоуна научила вас пренебрегать мнением толпы?
-Границы у наплевательства тоже должны существовать.
-Но в целом театр – школа полезная?
-Опять же: как пользоваться этой школой? Ведь, к примеру, на машине можно по городу ездить, а можно и людей давить. Скажем, заслуженный человек устраивает юбилей в театре, и вдруг приходит человек в майке. Естественно, будет неприятно. И хозяину, и гостям.
-Вы остаетесь сторонником строгих правил игры.
-Я - сторонник того, чтобы правила все же были. А уж как их применять и как ими пользоваться, каждый должен определять для себя сам. Без правил будет анархия.
-Но есть определение: анархия - мать порядка. Фраза вовсе не утопична: людям надоедает хаос, и они требуют твердости. В тридцатые годы вряд ли удалось бы установить железную диктатуру, если бы народу не опротивела суета.
-Но гайки тогда закрутили настолько, что довели до абсурда. На диктатуру лучше смотреть со стороны. Что касается анархии, то она тоже не может быть цивилизованной. Как я могу с быдлом пользоваться одним унитазом? Он в свой туалет попасть не сможет.
-Вы - человек середины?
-Да. Недаром говорят, что она - золотая.
-Но человеку середины трудно чего – то добиться в искусстве.
-Я сегодня прочитал на бумажке, там написано примерно так: будь настойчивым, поскольку даже если ты - талантлив, твой талант не может помочь добиться успеха; множество талантливых людей - спились. Если ты – гений, это тоже не гарантирует успеха: множество гениев оказываются непризнанными. Вывод: только упорством и настойчивостью можно чего – то добиться в жизни.
-Где это написано?
-Зашел в одну контору заправить картридж, там в офисе, в центре картинки типа «проси мало, уходи быстро», кто – то налепил на ядовито зеленый цвет текст.
-Понравилось фраза?
-Очень понравилась. На самом же деле талант без упорства ничего не стоит.
-Может, тогда упорство и есть талант?
-Разные вещи. Не синонимы. Талант – расположенность к чему-либо, набор качеств. Умение что-то делать лучше других.
-Вы работали актером, теперь – журналист, фотограф. Другие варианты рассматриваете?
-Не знаю, как все повернется, но пока других вариантов самореализации нет. Естественно, если завтра придет дядя и скажет, вот тебе, Сергей Михайлович, миллион долларов, пойдешь ко мне замом, я – пойду, а снимать буду в свободное время.
-А откуда может появиться дядя?
-Ниоткуда. Абстракция это. Просто иногда хочется, чтобы были деньги.
-А если дядя придет и предложит пятьсот тысяч долларов?
-Это уже торговля. Пусть останется как есть.
-За пятьсот тысяч долларов не поменяете профессию?
-За пятьсот тысяч – нет!
-А за миллион долларов - да?
-Да, такая вот голубая мечта: миллион долларов!...
-Интервью постоянно перебивают звонки на ваш мобильник. Сколько человек вам звонит в день по телефону?
-Немного.
-А сколько для вас «немного»: сто или пять?
-Количество не будем уточнять. Пусть останется загадкой.
-Насколько вы открытый человек? Какую часть себя вы никогда не показываете публике? В процентах.
-Двадцать процентов я, вероятно, публике не покажу.
-Потому что еще не поставили этим процентам в себе оценку «хорошо» или «плохо»?
-Человек не может открыть свои мысли всем. Чтобы открываться людям, надо знать, как они отреагируют. Если не поймут, это будет обидно и больно.
-Вам только что позвонила девушка, вы так резко ей ответили.
-Резко ответил потому, что девушка - незнакомая, говорит, от какого –то друга.
-Вот так отшиваете запросто? А вдруг она - красавица?
-Когда начинаются «я не скажу, догадайся сам» - бросаю трубку.
-Что бы вы хотели больше всего для себя? Допутим, пришел не дядя с миллионом баксов, а золотая рыбка выплыла и предложила выбрать три желания для реализации…
-Сложно ответить сразу…
-Из какого набора желаний вы бы выбирали?
-…Если еще остались вопросы – задавайте, а я пока над этим подумаю.
-Какую выставку готовите?
-В планах их несколько. У одной уже есть даже название: «Блюз дворовых котов».
-У питерского ансамбля «Секрет», Максима Леонидова и Николая Фоменко, есть знаменитая песня с похожим названием - «Блюз бродячих собак».
-Определенные параллели имеются, верно…Мне нравятся кошки. Они - более независимые, себе на уме. Ласковые, нежные. Собака пришла, помахала хвостом, но псиной воняет.
-Зато собаки – преданные.
-Но коты могут мурлыкать, а собака не умеет вот так подхалимски подлизываться к человеку.
-У вас были животные дома?
-Когда учился в школе, у нас была кошка, выпала с девятого этажа. Я не плакал, но было очень жалко. А потом появился кот Леопольд.
-Все ребята жили дружно?
-В общем, да. У него мама - сиамская, а папа – дворовый. Смесь такая получилась, и мне его подарили. Точнее, предложили, и я его взял. «Надо котенка?» – «Надо!»
-Кто делал звуковое сопровождение – шум улицы - для вашей выставки «WОСКВА»?
-Идея – моя, я пришел на студию «Радио-шансон», мне сделали. Шум улицы – его обычно не замечают, а если прислушаться, в нем столько всего!
-Дорого обходится организация выставки?
-«WОСКВА» обошлась в девять-десять тысяч…
-Рублей?
-Да. Начиная с разъездов на такси, чтобы перевезти материалы туда-сюда, денег на печать буклетов, клей, чтобы расклеить афиши.
-А кто расклеивал?
-Сам. Только наклеишь–через двадцать минут уже срывают. Один раз ночью наклеил, через двадцать минут вернулся, посмотрел: шлеп-шлеп, все заклеяно! Тремя девчонками. Нашел их на следующей остановке, сказал: «Совесть имейте, есть же место, зачем заклеиваете?»…Они лепили объявления какого-то агентства «Две девушки снимут квартиру» на всех остановках…Я подошел, все им высказал, отошел; они вернулись к своей машине, покурили, одна подошла и спросила: «Вас наняли или вы сами для себя клеите?» Я сказал, что это мои афиши. Они уважительно: «Да-а!!», сели и поехали дальше. Расклейка объявлений в городе - отдельная бурная жизнь. Хотя ходишь – не замечаешь этого. А сейчас с выборами – вообще чума.
-…Придумали, как ответить золотой рыбке?
-Сложный вопрос, но, по большому счету, все сводится к банальному. Хочу семью. Чтобы у меня была работа. Третье желание…–даже не знаю. Двух достаточно…Да! И чтобы не было войны! |