|
Шоклева Мария Владимировна, автор детской телевизионной программы «Куча-мала» на «Канале 5 плюс». Родилась в 1982 году в Чебоксарах. Мама-учительница, отец-рабочий. Окончила с золотой медалью школу, с красным дипломом Чувашский государственный педагогический университет по специальности «детский психолог». Занималась в театральных студиях. На пятом курсе «совершенно случайно» попала на телевидение, начала работать нештатным корреспондентом программы «Время новостей».
-Как вы переквалифицировались?
-Получилась очень интересная ситуация: когда начала озвучивать сюжеты, выяснилось, что у меня детский голос, не подходящий для взрослых новостей, и мне посоветовали придумать детский проект. Так получился пятиминутный проект «Время новогодних новостей», где ведущими были детки, а я руководила проектом. Так как проект был очень хорошо воспринят зрителями, мы решили сделать получасовую детскую программу на «Канале 5+», называется «Куча-мала». Сейчас ей уже два года, 4 сентября у нее – день рождения. Рейтинги большие, мы уже добились успехов. Победили на фестивале «Волшебный фонарь-2005» и вышли в финал конкурса «ТЕФИ-РЕГИОН». Мечтаем о том, о чем мечтают все региональные журналисты – победить в конкурсе «ТЕФИ-РЕГИОН». Когда – нибудь, может, и удастся, начало уже положено.
-О вашей фамилии…
-Фамилия Шоклева у меня всего два месяца, замуж вышла; была фамилия Демкина, я подписываюсь «Мария Демкина» - имя уже довольно известное и не хочется его менять. Потому в титрах можно видеть «Мария Демкина».
-Расскажите о конкурсе «ТЕФИ» -Компания «КЛАСС», которая была главным судьей в конкурсе «ТЕФИ-РЕГИОН», оценила нашу программу, похвалила, сказала, что у нас «перспективное будущее», но нам «нужно поменять студию, она слишком простая; победителю нужны декорации получше, солиднее».
-«Мерседес» для выездных съемок…
-Ну, не «мерседес», но павильон побольше, посимпатичнее. Наши это сделали очень быстро.
-О чем вы говорили с Владимиром Познером?
-Он был председателем жюри и, к сожалению, детские программы сам не отсматривал. С ним мы поговорили только на тему «почему на телевидении так мало детских программ». Владимир Владимирович сказал, что «они невыгодны телеканалам, рекламу в них не размещают». Проблема есть, но теперь ввели в действие закон, разрешающий пятиминутные рекламные блоки в детских программах и, возможно, ситуация улучшится.
-А как рекламодатели реагируют на вашу программу в Чебоксарах?
-«Куча-мала» продается в Чебоксарах хорошо. Спонсоров на три минуты рекламы наш менеджер находит запросто. И, кстати, сейчас мы «Кучу-малу» пытаемся продать уже в другие регионы. С одним городом на Севере уже заключили договор. То есть наша программа будет идти не только в Чебоксарах, но и в другом городе другого региона. Пока точно не могу сказать, в каком, договор заключал генеральный продюсер.
-То, что продукция чувашского телеканала начинает продаваться в другой регион – очень непривычно. Культурная экспания всегда дополняется экспансией экономической. Опыт – пока уникален, он говорит о конкурентоспособности вашей продукции. …Экспортный вариант «Куча-малы» станет чем-то отличаться от обычного?
-В экспортном варианте из программы будут вырезаться все наши местные сюжеты – школьные новости и детские афиши, рассказывающие о чебоксарских событиях, все остальное – останется.
-Расскажите о вашей творческой группе.
Я являюсь руководителем программы, сценаристом и по сути, режиссером-постановщиком. Есть двое ведущих - Таня Фадеева и Андрей Кулешов, чебоксарские школьники: Андрей учится в 62-й школе, Таня – в 38-й. Нас спрашивают: «Это ваши знакомые?» Нет. Был большой кастинг, где мы выбрали этих ребят, все остальные корреспонденты – тоже с кастинга. Есть три оператора, режиссер, звукорежиссер, техники. Придумываю сюжеты и снимаю я одна.
-А как вы проводите кастинг?
-Когда набирали ведущих для программ «Новогодних новостей» созывали кастинг в ДК Агрегатного завода, там и нашли Таню с Андреем. Потом поняли, что детей явно недостаточно – нужны корреспонденты, которые ездят по городу и снимают сюжеты. Их мы тоже набирали: в рекламном блоке сделали анонс «будет кастинг, приходите». Очередь выстроилась огромная. От студии до отстановки – метров двести, творилось что-то невероятное. Мы не ожидали такого наплыва детей. Потом нас поругали: «Что вы сделали с нашими стенами?!» Дети, пока стояли в очереди, краску всю обтерли. Но зато в результате мы нашли очень много талантливых ребят, которые сейчас и работают. Кто - то занимается в танцевальных школах, музыкальных студиях, кто-то ничем не занимается, но ему от природы дан большой артистизм сам по себе. Два года уже работают. Их родители, конечно, очень довольны. Педагоги тоже счастливы. Недавно я звонила в школу, где учится ведущая Таня Фадеева: попросила, чтобы ее отпустили в «Орленок» - она сейчас едет на кинофестиваль «Бумеранг», где детей, занимающихся в студиях, будут обучать – преподаватели были рады, что она едет на фестиваль, что мы ее показываем.
-А недовольные есть?
-Те родители, дети которых не попадают в передачу. Все равно они считают своих детей самыми талантливыми, красивыми, умными. Но иногда дети не подходят по возрасту или же не могут слова быстро учить.
-Не утомляются ли ваши ребята?
-Сравнивать занятия спортом и музыкой, где требуется много тренировок, со съемкой сюжетов для «Куча-малы» нельзя, потому что съемка одного сюжета занимает два часа. Снимаются дети далеко не каждую неделю. Иногда - раз в месяц. Им это очень нравится. Когда собираются все вместе, обсуждают съемочные ситуации. Один второклассник даже на параплане летал – когда делался сюжет про парапланеристов. Параплан – это типа парашюта, но нужно разгоняться с горы. Мальчик летел не один, с инструктором, они вместе летали. Некоторые рассказывают о том, как бегали по «АККОнду», пробовали конфеты. Столько радости! Рубрик много в программе: о животных, работе предприятий, поделках своими руками, об этикете, о школьных новостях, том, как заботиться о здоровье… Передача выходит каждый понедельник на «Канале 5+», в 19.30. Длится полчаса. Еще есть повторы передачи.
-Есть хорошая студия – «Ералаш». Вы как-то учитываете ее опыт?
-Некоторые сюжеты «Куча-малы» похожи на «ералашные». В течение каждого получаса набирается несколько таких сюжетов. Не все они - такие постановочные, как в «Ералаше», но бывают. Их сложнее и дольше делать, но когда тема есть, работается весело.
-Нет у вас желания создать студию маленьких детских фильмов?
-Теоретически, создать можно; почему бы и нет.
-Сколько детей работает в программе?
-Так, надо посчитать…В каждом выпуске заняты двое ведущих и восемь-десять корреспондентов. А всего в штате юных корреспондентов двадцать–двадцать пять человек. Плюс раз в неделю каждый читает рубрику «Афиша», как в «Прогнозе погоды». Рассказывает, что будет нового.
-У детей есть зарплаты, гонорары?
-Ведущие получают зарплату. Остальные получают меньше.
-Насколько? Коммерческая тайна?
-Не тайна, просто мне немножко стыдно говорить. Мало.
-Авторские права у них имеются?
-Авторские права на программу принадлежат телеканалу. Это справедливо. Мы работаем на его технике.
-Чем заняты сейчас? Какие цели?
-Сейчас мы занимаемся подготовкой ко дню рождения передачи. Праздник состоится 3 сентября, он начнется в 12 часов в парке имени космонавта А. Николаева. Что там будет? Веселье, конкурсы, подарки. Хотим организовать «бой» между командой «Куча-малы» и телезрителями. Мы объявили: кто хочет интеллектуально побороться с ведущими программы, пишите. Желающие набираются. Так что 3 сентября будет нечто вроде детского КВНа между телезрителями и нашими маленькими звездочками. Хотим устроить еще один кастинг и набрать вторую пару ведущих, помладше. Таня с Андреем - уже выросли. Потому ведущие будут чередоваться. Одну неделю – поведут малыши, первоклассники, вторую – Таня с Андреем. У первоклассников - сюжеты для младшего возраста, а в передаче Тани с Андреем – для подростков. Хотим расширить аудиторию, чтобы было интересно не только малышам, но и тем, кто постарше. Следующая цель – снова отправить выпуск на «ТЕФИ-РЕГИОН» и посмотреть, что нам в этом году скажут. Сейчас мы поменяли наспех сделанную мультяшную заставку…
-А сами вы в эфире появляетесь?
-Появляюсь совершенно случайно: когда в конце идут титры, на съемках, которые не вошли в кадр: какие – то «лажи», приколы; там съемочную группу показывают – гримеры поправляют макияж, режиссер на кнопки нажимает, ну и я там что-то объясняю…Только так. Еще когда интервью берут. Например, когда мы вышли в финал, я сделала сюжет из Сочи, куда мы ездили на финал «ТЕФИ-РЕГИОН» …А вообще в передаче взрослых не так много мелькает. Только те, кто дает интервью или помогает деткам разобраться в чем-либо.
-Ваш проект хорош, потому что традиционно детей стараются ограничить, нагромоздив запреты. Даже в федеральных детских передачах сидят взрослые ведущие и разговаривают не с детьми, а с куклами. А у вас в кадре - обычные дети, интересные их сверстникам.
-На федеральном ТВ - дефицит телепрограмм для подростков. Есть детские пере дачи, есть - для восемнадцатилетних, а для подростков – вообще нет. А в середине девяностых на ОРТ они были: «Марафон-15», «Звездный час», «Зов джунглей», я смотрела их с интересом, но потом они исчезли.
-Значит, на федеральных телеканалах отшивается все, что не приносит больших денег?
-Да, федералы считают детскую тему «неденежной».
-Возможно, для таких передач следует делать большие налоговые льготы?
-В беседе с Познером прозвучала такая мысль: «Зачем продюсеру вставлять детскую программу, которая не принесет ни копейки, когда он может поставить «Специальный корреспондент», куда все стремятся размещать рекламу». На обсуждении говорилось о том, что наша телевизионная документалистика превращается в «пивную документалистику»: она транслируется после десяти вечера, когда разрешена реклама пива.
-Как известно, в историческом споре стратегических проектов телевидения победил проект платного ТВ. В соответствии с ним бесплатный сегмент ТВ в стране не будет ни отменяться, ни уменьшаться, но обилие рекламы, размещаемой в нем, и низкое качество контента заставит сначала наиболее состоятельных, а затем – средний класс пользоваться сервисом платного ТВ, где рекламы значительно меньше, кроме того, она – контекстная, не такая лобовая и примитивная, и содержание нерекламных передач – тоже совершенно другое, там больше высококлассных фильмов. То есть, победил тренд: плати деньги и покупай кабельный канал. …Хотели бы вы стать режиссером?
-Хотела бы поучиться на режиссера.
-Как оцениваете качество детских передач других чебоксарских телестудий?
-Я могу ответить, но лучше это не публиковать.
-В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться детское ТВ?
-Однозначно, будет больше компьютерных технологий, их продукция лучше смотрится. Больше мультипликации появится в программах. У нас в передаче «Куча – мала» есть персонаж – нарисованный компьютерный Ворон. Он – шалит, делает замечания, влипает в смешные ситуации. Детям мультики интересны. В ходе диалога дети-телезрители учатся, как правильно себя вести. Анимация хорошо смотрится, но трудоемка. Мы стремимся ставить больше конкурсов для детей. Хотим провести соревнования на студии – по типу «Больших гонок» на ОРТ. Собрать команды разных школ. Нужны большие павильоны, камеры другие, экраны.
-Кто делает мультики в Чебоксарах?
-Есть студия «PRODUCTION», она делает рекламные ролики, анимацию.
-А есть игровые ролики, клипы, которые по ряду причин выпадают из эфира?
-Есть хорошие клипы, я их видела. Размещение их связано с решением коммерческих вопросов. Но это уже есть. Например, на «Местном телевидении».
-Количество творчества на ТВ сейчас уменьшается или увеличивается?
-Творчества становится больше. Например, ведущий «Куча-малы» Андрей Кулешов рисует анимацию. Она делается не так быстро, но пару раз мы вставляли в программу его маленькие – буквально на полминуты – мультики со смешной историей. Творчество всегда трудоемко, и нет гарантии – поставят это в программу или же нет.
-В Казани анонсирован фестиваль художественных фильмов тюркских народов. В нем участвуют кинематографисты десятков стран, в программе заявлены художественные игровые фильмы Татарстана и Башкортостана. Ваших чебоксарских коллег это не задевает?
-На фестивале «ТЕФИ-РЕГИОН» первое место в номинации телепрограмм для детей занял башкирский фильм. По этому поводу было очень много проблем: ведь номинация – то была «программа для детей», а тут – хоп! – и выиграл ФИЛЬМ «Косуля». Они просто художественно поставили башкирскую национальную сказку, я его видела. Получасовой цветной художественный фильм со спецэффектами. Они делали его год. У них такая группа глобальная участвовала! У каждого телеканала - свои возможности. Наш канал такое бы не осилил.
-В кинематографе есть термин: «малобюджетное кино». Оно снимается за гроши, почти с нулевым бюджетом, но нередко дает выдающиеся результаты. Есть примеры, когда малобюджетные фильмы побеждали на фестивале в Каннах. Деньги – вещь необходимая. Но есть то, что англичане называют «gift». Желание самоутверждаться, конкурировать. С помощью которого можно из ничего сделать нечто. Например, в спорте есть желающие играть в футбол на поле, и есть те, кто хочет сидеть на трибуне, пить пиво, грызть семечки, свистеть на игроков.
-Но не может же футболист стать чемпионом по баскетболу. Мне хотелось бы стать чемпионом в детской программе, довести ее до ума, выиграть «ТЕФИ», а потом может быть подумать о другом жанре. -К вам - нет претензий: вы уже выиграли свой приз, свою олимпийскую медаль, вы – молодец. многого добились.
-Пока еще нет…
-Дело в том, что всем вовсе не обязательно играть в футбол. Можно изобрести свой вид спорта и стать в нем первыми. Вот чуваши можно сказать заново изобрели спортивную ходьбу, которой вообще никто уже не интересовался, раскрутили ее для себя, завоевали все высоты, а теперь – во всем мире настолько ею заинтригованы, что даже спецы-американцы уверены: этот вид будет спортом номер один и им начнут заниматься сто миллионов человек. Зачем толпиться в очередях? Лучше создать свой вид искусства и стать в нем лидером. Башкиры на фестивале «ТЕФИ» поступили правильно: по условиям конкурса в Сочи о фильмах ничего не говорилось, потому их никто и не привез, следовательно, не мог конкурировать. А они привезли фильм и показали. Хотите – принимайте, хотите – нет. Стали первыми: что можно возразить, если вещь сделана хорошо, разве можно ее оставить без приза…Строго говоря, они нарушили правила игры. Но такие вещи всегда делаются на грани фола. Детские рисунки всегда удивляют, очаровывают и восхищают зрителей. В этих рисунках - ни корысти, ни умения, ни технологии. Одна радость. Но когда в них появляются денежный интерес, тренинг, натаскивание – очарование исчезает. Не замечали?
-Однажды, посмотрев мою программу, меня спросили: «Вас этому специально учили?». Я ответила: «Нет, у меня нет журналистского образования». «Как же так??» Они очень удивлялись. Когда мы начали проект «Куча-мала», никто не верил, что он просуществует больше месяца. А тут – хоп! – люди смотрят. Рекламодатели - приходят. И вот – совершенно случайно – проект принял участие в конкурсе. Случайно – потому, что это был первый конкурс, в котором за участие не нужно было платить оргвзносы. Мы не знали, с чем сравнивать, что там делается у коллег в других регионах. И - первое место! И потом – сразу на «ТЕФИ», и там - пробились в финал, куда люди годами пытаются пробиться. А программе даже не было девяти месяцев. Вот так необычно… |