19 августа в Чебоксарах, сразу по завершении встречи заместителя Председателя Государственной Думы Российской Федерации, секретаря Президиума Генерального Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Вячеслава Володина и Президента Чувашии Николая Федорова с активом Чувашского регионального отделения Партии «Единая Россия» и кандидатами в депутаты Государственного Совета Чувашии, прошел их подход к прессе.
Отвечая на вопрос, когда российский бюджет перестанет зависеть от доходов от продажи природных ресурсов, В. Володин заметил:
– Действительно, львиная часть бюджета 2007 года формируется за счет доходов от продажи нефти и газа. Но я скажу следующее: нет ничего плохого, что мы живем за счет энергетических ресурсов. Но мы в вопросах продажи нефти и газа должны понимать: одно дело, когда мы продаем сырую нефть, а другое дело, когда мы продаем производные этих продуктов. Берем газ: можно продавать удобрения. Это и рабочие места, и дополнительные налоги. Если говорить о нефти – горюче-смазочные материалы, глубокая переработка нефти. Надо вот этим всем заниматься. И мы сегодня должны сделать все, чтобы инвестиции пошли в эту сферу.
Но то, что сегодня мы стали получать эти деньги, это неплохо. Пять лет назад сверхдоходы не изымались. Вот это было плохо.
Богатели олигархи, а народ от этого ничего не получал. Мы изъяли сверхдоходы в 2004 году, сформировали фонды, сформировали возможность инвестировать уже в российскую промышленность. Вы посмотрите, в этом году более 70 миллиардов направляется на эти цели, в будущем году – более 100 миллиардов будет инвестиций в создание как наукоемких технологий, так и в свой собственный национальный продукт за счет этих нефтяных денег. Многие страны за счет нефти живут и считают это счастьем.
Другое дело, как деньгами распорядиться. Мы считаем, что нужно создать промышленную основу, чтобы не зависеть от нефти и газа. И важно повысить заработную плату, чтобы люди сегодня уже чувствовали отдачу. А говорить о том, что структура быстро изменится, это сложно, потому что она разрушена за десять лет девяностых годов. И моментально все взять и изменить вряд ли удастся.
– Будут ли изменения в приоритетных национальных проектах?
– Национальные проекты останутся, так же как и в этом году, в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, жилья. Но сами национальные проекты будут финансироваться лучше, объемы финансирования возрастут.
А количество национальных проектов не увеличится. Мы считаем, что не нужно «размазывать» само понятие национальный проект. Вот подумайте, что такое национальный проект в области жилищной политики? Это решение проблемы, которая волнует каждого. Если мы начнем еще один нацпроект, потом еще один – значит, не будет этого приоритета. Нам крайне важно, чтобы жилищная политика была приоритетом. Мы в этом году начали решать эту проблему, в следующем году продолжим, увеличив финансирование, что очень существенно.
Поэтому, если появится еще какой-нибудь национальный проект, мы существующие не доведем до ума. А нам надо увеличить финансирование тех же родовых сертификатов. Это означает повышение заработной платы акушерок, тех, кто работает в женских консультациях, это закупка нового оборудования, строительство новых медицинских центров.
Сельское хозяйство: у нас страна аграрная: 27 процентов населения живет на селе. И брать и говорить: еще один нацпроект появился, это было бы не честно по отношению к людям.
- Лучше меньше, да лучше, - добавил Н. Федоров.
– На сколько вы считаете эффективной систему поддержки регионов из федерального бюджета?
– Я считаю, что она несовершенна. Но в этом году многое удалось сделать, чтобы она стала лучше. Во-первых, трансферты стали рассчитываться исходя уже из ряда параметров, на которых строится вся формула расчета необходимых трансфертов для регионов. Во главе этого стоит бюджетная обеспеченность конкретного гражданина. И к этой бюджетной обеспеченности привязывается обеспечение здравоохранения, образования. И идет выравнивание всей бюджетной обеспеченности. Шаги ключевые, фундаментальные мы в этом направлении сделали. Надо сейчас побольше денег, чтобы, применив эти расчеты, обеспечить регионы и вывести их из состояния депрессии, в котором они долгие годы находились.
Самое важное, что кроме того, что необходима система выделения средств, нужна и оценка работы руководителей регионов.
Вот вам повезло, я вам искренне говорю. Я сам – саратовец. Вот нам не везет. У нас есть и нефть, и газ, атомная станция, серия химкомбинатов, но бюджет чуть-чуть выше вашего. Население при этом в два раза больше.
Нам не везет: у нас нет такого чистого города, у нас не вводятся новые маршруты, они только закрываются. Вам повезло, значит руководители ваши должны быть оценены по заслугам. Там, где они неэффективно работают, тоже должны по заслугам оцениваться. Вот это тоже очень важный момент. Потому что денег многим дают, но эти деньги как правило, не используют некоторые туда, куда необходимо.
Вот Николай Васильевич (Федоров) делает все как надо. Только за этот день мы открыли новый троллейбусный маршрут, у вас закупили еще троллейбусы. Спросите, где закупают троллейбусы?.. Не везде. Заложили целый город: миллион с лишним квадратных метров жилья. Это мега-проект. Причем, понятно, что под этот проект, пока другие спят, Николай Васильевич жилы из нас всех вытащит и многих в Москве достанет, чтобы федерация профинансировала его. Это тысячи квартир, которые получат жители Чебоксар.
– Мы как раз хотели спросить: с 2007 года мы почувствуем эту оценку?
В. Володин:
– Да, почувствуете. И уже, я думаю, чувствуете.
Н. Федоров:
– Я подтверждаю. Заложили в межбюджетных отношениях в том числе такой критерий, как эффективность работы региональных властей по социально-экономическому развитию субъектов федерации. Мы долго этого добивались. И в проекте бюджета все это планируется. Это очень здорово. Это стимулирует хорошую работу регионов. И, наоборот, ликвидирует основу для иждивенчества и социального паразитизма. Этого тоже пока еще хватает в стране.
В. Володин:
– И я скажу, что по нашему мнению, по мнению партии, надо привлекать к работе эффективных людей. Посмотрели, как эффективные регионы работают. Ну зачем экспериментировать на людях? Надо взять с эффективного соседнего региона и поставить его на больший. А там, где человек эффективный, ясно, что его команда уже эффективна.
Вот и вопросах кадровой политики мы начнем двигаться. Потому что очень многое, то что в 90-е годы нам насоздавали представители коммунистической партии и демократических партий (я имею в виду СПС), оно не прижилось. Потому что скрестить ужа с ежом… Взяли какой-то опыт зарубежный, навертели, но при этом не отвечая ни за что. Это привело к тому, что у нас ответственность потеряна, эффективные люди не востребованы, а это основа основ любой системы.
Н. Федоров:
– Вот теперь у «Единой России» в условиях нового законодательства появляются легальные возможности кардинально влиять на кадровую политику. Даже Президенту России партия может легально, по воле Президента (потому, что он подписал этот закон), предлагать кандидатуры.
В. Володин:
– В первом полугодии этого года Чувашия получила дополнительно где-то 36 миллионов за счет федерального финансирования. Это была просьба Президента республики, и члены фракции «Единая Россия» в Госдуме ее поддержали. Это дает возможность завершить строительство ряда объектов в республике.
Ну и потом у нас в следующем году бюджет в два раза больше на финансирование дорожного строительства. Мы надеемся, что регионы, где такая чистота, порядок, как в Чувашии, будут отмечены. То есть деньги пойдут туда, где эти вложения дойдут до населения, где решаются проблемы. В Чувашии они решаются.
И поэтому надо, чтобы население ценило то, что делается. Я понимаю, что «Единую Россию» критикуют за все, что делается. Я понимаю, что все хорошее все делят и говорят: «Мы тоже стояли где-то». Только не известно где. В окопах их нет. Надо ценить то, что есть. И вот эта вот оценка реалистичная, она тогда будет хорошей поддержкой для руководителей регионов, Президенту, и «Единой России», которой здесь большинство. Мы можем и дальше помогать быстрее двигаться.
– Какими будут итоги выборов в Госдуму?
– До выборов в Госдуму еще очень много времени. Выборы в 2007 году. Пока нас большинство, и это большинство дает возможность не только принимать решения, но и брать на себя ответственность. Пример хороший тому Украина. Там нет большинства, там делят власть, никто не занимается работой, никто не занимается решением проблем. Вот что такое не иметь большинство.
Мы решаем вопросы инвестирования, вопросы заработной платы, решаем проблемы. Если бы не было в парламенте большинства, были бы сложности с принятием бюджета. Тут надо договариваться. Принять какое-то серьезное решение – опять возникают разногласия. Партии не договорились – и возникает кризис. Это надо?
Мы за конкуренцию. И вторая партия обязательно будет представлена в парламенте, в том числе и в регионах, если даже она не проходит семипроцентный барьер. Три- четыре партии будут обязательно представлены в парламенте. И нет основания говорить о том, что они утратили свою поддержку.
Другое дело, что партиям надо перестать заниматься словоблудием, политиканством, а заняться конкретными делами. И конкурировать надо по решению конкретных вопросов. Вот ввели единоросы с участием Президента Чувашии новый троллейбусный маршрут. А представители других партий пусть вводят еще один маршрут.
Начали мы строить большой массив здесь в Чебоксарах с участием Президента и мэра, пускай другие возьмут какую-то программу федеральную (у нас ведь четыре партии в парламенте) и попробуют что-то решить, чем-то помочь республике. А так с чем они выйдут на выборы? С чем они к вам придут? Что они скажут? Что они решили для вас? Сидели там? Получали зарплаты министерские и социальные блага и льготы? Но, извините, этого каждый хочет. Но если ты в партии, ты берешь на себя ответственность. |