И. А. Кушев родился 3 апреля 1965 года в Ядрине. Выпускник Чебоксарской физико-математической школы № 27 (ныне лицей № 3). Окончил Казанский авиационный институт. Служил в армии командиром группы авиационного оборудования эскадрильи МИГ-21. Работал наладчиком станков с ЧПУ на Чебоксарском заводе промышленных тракторов. С 1991 года начал работать самостоятельно, ремонтировал станки с электронной начинкой. Вскоре со своими друзьями открыл первый магазин, сделав упор на то, чтобы товары у них были качественнее и дешевле, чем на рынке. Сегодня розничная торговая сеть специализированных магазинов «Зенит» объединяет 25 магазинов Чебоксар и Новочебоксарска. И.А.Кушев – выпускник Президентской программы подготовки управленческих кадров. Увлекается спортом: борьбой, футболом, хоккеем. Женат. Воспитывает сыновей-близнецов.
-Вам, Игорь Анатольевич, удалось то, что удается не многим: начав с нуля, походив после армии в безработных, вы стали успешным бизнесменом, руководителем крупного дела. За счет чего сегодня в России лучше налаживать бизнес?
-Бывая по делам компании во многих странах, которые справедливо принято называть «цивилизованными» и «процветающими», я задавал себе вопросы: почему они так хорошо живут? Что в этих государствах есть такого особенного, чего нет в нашей стране? Поразмышляв, сопоставив, я сделал вывод: у процветающих стран есть маленькое преимущество – согласие. Они ощущают себя единой семьей. Буквально. Со всеми вытекающими последствиями. У некоторых народов «семейственность» очень сильно выражена. В России все было иначе: десятилетиями одну часть населения натравливали на другую. В семье так не поступают. Россиянам не очень понятно, с чего это американцы готовы каждое утро без принуждения, добровольно, на полном серьезе петь национальный гимн страны. Россиянам не понятно, как победа итальянской сборной на чемпионате мира может стать причиной многодневного национального праздника. В нашей стране десятилетиями выращивали семена гражданской войны. Недоверие. Подозрительность. В каждом видели потенциального врага. Носителя реакционной морали. «Пятую колонну». Даже в детях старались рассмотреть Мальчиша-плохиша. Бесследно системное воспитание бойцов гражданской войны пройти не могло. Наше общество по-прежнему еще раздроблено и недоверчиво. Раздробленность – очень мешает. Прежде всего – предпринимателям. Ведь любая экономическая политика начинается с доверия к ней населения, при отсутствии доверия она «зависает». Одна из важнейших задач российского общества, на мой взгляд, заключается в налаживании социального партнерства. И, поскольку бизнес здесь – заинтересованное лицо, он должен проявлять активную инициативу. В современном российском предпринимательстве еще сильна архаичная «экономика дефицита», десятилетиями существовавшая в стране. А «экономика достатка» - еще только утверждается и начинает развиваться.
-В чем между ними разница?
-Разница - принципиальная. «Экономика дефицита» основывается на ограничении потребления. Зарплаты у большинства потребителей – низкие, многие товары - недоступны для массового спроса, и потому их невыгодно производить. Выпуск товаров народного потребления нередко сводится к минимуму: два-три сорта колбасы, масла…Высококачественные товары – из-под прилавка. В рыночных условиях товарно-продуктовый аскетизм приводит к тому, что бизнес – хиреет или развивается однобоко, а бизнесмены – воюют между собой за скудные рынки сбыта. Банки никому не верят и ссужают деньги только «своим», максимум на полгода. А «экономика достатка» – напротив, получает прибыли за счет снижения цен и резкого увеличения числа покупателей, количества покупок. Повышается рентабельность производства товаров. Бизнес в «экономике достатка» получает дополнительные стимулы, расцветает и помогает решать важные общественные проблемы: создавать новые рабочие места, повышать среднюю зарплату, укреплять социальную стабильность. Рядовые граждане могут без проблем взять долгосрочные кредиты в банках, купить квартиру, машину. «Экономика достатка» не на словах, а на деле заинтересована в повышении покупательной способности большинства людей, создании изобилия товаров на прилавках магазинов, совершенствовании сервиса, укреплении стабильности общества, развитии социального партнерства. Так вот, наша компания «Зенит Поволжья» стремится внедрять «экономику достатка». Я ее принципиальный и последовательный сторонник.
-Вы – заместитель председателя фракции «Единая Россия» в парламенте Чувашской Республики. Почему для политической деятельности выбрали эту партию?
-На мой взгляд, реальный поворот от «экономики дефицита» к «экономике достатка» в нашей стране начали осуществлять Президент Владимир Путин и партия «Единая Россия». Первое слово в ее названии, на мой взгляд, означает не только геополитическую, экономическую, культурную интеграцию, но прежде всего единство нации: МЫ ВСЕ-ОДИН РОССИЙСКИЙ НАРОД, ОДНА БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ. В ней могут быть более или менее способные, трудолюбивые, успешные люди. Но семья - поддерживает, дает каждому возможности успешно учиться, работать, воспитывать детей.
-«Семья» - метафора?
-Научная истина: в пятнадцатом поколении все люди – биологические родственники друг другу. Если посчитать, что поколения различаются примерно на двадцать пять лет, то народы, проживающие рядом четыре-пять веков, обязательно роднятся. Так что даже в биологическом аспекте фраза «Народ России – единая семья» имеет самый конкретный, а не метафорический смысл. -Специалисты, знакомые с вашим управленческим стилем, говорят: вы не любите критиковать. -Иногда мне приходится это делать, но ценность публичной критики как инструмента практического решения проблем сильно преувеличена. Высокий авторитет критики в российском обществе, особенно критики грубой, хамской – своего рода следствие долгой «гражданской войны». Критика оскорбляет и унижает. А там, где унижение, не может быть взаимопонимания и эффективной работы. Критика нередко базируется на убеждении: все – враги, ленивые балбесы, хапуги. Но если видеть в людях только бездельников, сволочей, врагов, то они и становятся ими. На самом деле 99, 99 процента людей нуждаются не в критике, а в поддержке и уважении. В создании индивидуальных условий для успешной работы. В повышении уровня профессионального образования. В учебе. В толковом, четком и ясном инструктировании. В хорошем моральном стимулировании труда. В регулярно выплачиваемой приличной зарплате. Критика – то, что остается, когда ничего этого нет. А когда все это есть, люди из «бездельников» и «безответственных неумех» превращаются в квалифицированных трудоголиков, готовых работать без понукания и пришпоривания. Что и доказывает пример нашей компании «Зенит Поволжья».
-Вы – давно и регулярно помогаете детям из трудных семей.
-Мне это необходимее, чем им. Поясню: мне для того, чтобы успешно вести свой бизнес, необходимо знать, быть уверенным, что я поступаю правильно. Сильные должны помогать слабым. Мы – одна семья. Мне очень повезло: у меня оказались замечательные родители, и в детстве я не слышал ни одного грубого слова. Мне повезло: у меня – отличное здоровье, оно позволяет регулярно заниматься спортом, быть в хорошей рабочей форме, много работать. Повезло мне с учебой: Казанский авиационный институт, который я окончил, это один из лучших инженерных вузов не только страны, но и мира. Повезло мне и со службой в армии: в ВВС я приобрел много важных и необходимых для бизнесмена умений. Но я понимаю, что во всем этом - значительный процент везения, и что так везет далеко не всем. Не могу равнодушно смотреть на детей из неблагополучных семей. На детей, от которых отказались их собственные мамы. Детей, родители которых из-за пьянства лишены родительских прав. С какой завистью эти малыши смотрят на своих более благополучных сверстников!
-В чем конкретно выражается ваша помощь?
-В каждом конкретном случае действуем по-разному. Например, сеть магазинов «Зенит Поволжья» летом 2006 года реализует ряд социальных проектов, связанных с подростками, молодежью нашего города. В День защиты детей, 1 июня, традиционно мы выезжаем на пароходе с детьми из неблагополучных семей, которые находятся под патронажем Центра социальной реабилитации детей и подростков Московского района Чебоксар. Наша компания оплачивает пароход. Проект – совместный. Кто-то из бизнесменов скидывается на сухой паек. Плаваем два-три часа по Волге, поем под гитару песни. Теплоход выделяет Речной порт, а мы оплачиваем топливо. Общаемся, идет живой разговор, вплотную можно узнать проблемы, которые волнуют детей разного возраста, начиная с десятилетних, кончая подростками, которые всегда – самые закрытые, особенно – в 14-15 лет. Если ты с ними говоришь на одном языке, на одной частоте, каждый ребенок открывается, и начинаешь понимать, что у него в душе и что у нас в обществе и городе не делается для того, чтобы человеку в его возрасте жилось комфортно. Родители приезжают, тоже достаточно сложные люди, с ними общаемся, их проблемы слышим. Очень многие дети знают меня в лицо и по фамилии, потому что Московский центр мы опекаем девять лет. Второй проект мы двигаем совместно с молодежным лагерем «Патриот» в поселке Сосновка, а также с предпринимателями, которые сбросились и обеспечили детям достаточно удобное проживание. Тридцать детей из Московского социального центра детей и подростков живут летом в «Патриоте». Лагерь работает четвертый год. Руководит им бизнесмен Юрий Спиридонов, руководитель Федерации армрестлинга Чувашской Республики. Дети живут в здании школы. Мы ездили на открытие лагерного сезона с директором Центра социальной реабилитации детей и подростков Московского района Чебоксар Валентиной Михайловной Овчаровой, смотрели, в каких условиях будут жить ее подопечные дети.
Условия – казарменные, суровые, армейские, они дисциплинируют. Мне, как бывшему офицеру ВВС, это знакомо: койки, тумбочки. Распорядок дня - очень жесткий, питание – четыре раза в день, плюс пятый – легкий ужин. Командуют подростками боевые офицеры-военруки из школ, преподают им рукопашный бой, тренировки - каждый день, разборки и сборка оружия.
Хорошая школа для молодых ребят, которые либо хотят, чтобы в будущем в их жизни было военное училище, либо просто желают подтянуть собственную дисциплину.
Маленький эпизод: 9 июня, в день родителей, мы накупили продуктов и приехали в лагерь к выпускникам социального центра. Когда мы приехали, подростки – а их всего в лагере сто человек, показали свое подготовленное выступление и разбрелись, каждый ребенок - с родителями. А наши ребята, человек пятнадцать-двадцать, стайкой сбились, как зверьки, и глаза их надо было в этот момент видеть…Кто – то из их родителей лишен родительских прав, кто-то пьет. У некоторых родителей просто нет по факту.
Мы накрыли поляну, расстелили скатерть, всех пригласили и так непринужденно сок пили, кушали печенье, яблоки. Очень хорошо посидели, ребятам было интересно, пели под гитару песни Визбора, Окуджавы… Конечно, никто не может детям заменить отца или мать, но это же не значит, что не следует даже пытаться общаться с ними по–родственному.
…Еще один проект, который наша компания проводит, называется «Работа вожатых и аниматоров во дворах с детьми». Инициатива – администрации города, а спонсорскую помощь и оплату аниматоров – вожатых, организаторов игр осуществляет компания «Зенит Поволжье».
Практически за каждым двором закреплены люди, они приходят в определенное время, занимаются, играют с детьми в разные игры, причем - все это безвозмездно для родителей. Бабушка сидит во дворе, рядом - внучок бегает, больше – никого; но тут приходят ребята, на их футболках и бейсболках написано «Зенит Поволжья». Приходят их во двор три – пять человек, а через полтора часа там детей человек тридцать-сорок собирается со всех окрестных дворов. Играют, веселятся.
Считаю, это правильно: во-первых, маленькие дети оттягиваются от дороги, где транспорт ходит; во-вторых, там игры развивающие хорошие у вожатых есть; в-третьих, взрослые и пожилые люди освобождаются от заботы и могут хотя бы день с самими собой побыть.
Думаю, хорошая инициатива.
Есть еще программа, она реализуется компанией «Зенит Поволжье» совместно с администрацией Московского района Чебоксар. Цель - трудоустройство подростков, особенно - из трудных семей, на предприятиях района. Мы, директора всех предприятий, собрались в администрации, каждый сказал, сколько детей может взять. Наша компания «Зенит Поволжья» взяла десять человек, шестеро работают на складе, четверо – в магазинах; а поскольку еще две-три вакансии у нас намечаются в связи с тем, что работники уходят в отпуска, появляются дополнительные возможности взять людей на месяц-два. Естественно, подростки работают по КЗоТу: до двух часов дня, с выходными.
Стараемся брать их по территориальному признаку: если парень живет в Юго-Западном районе, значит, берем его в магазин на Юго-Западном. Ребенка нам предоставляют по рекомендации социального центра.
Правило для ребят мы выставляем одно: ничего не бери. Надо – попроси, так дадим. Но ничего не бери сам, не воруй. Потому что потом к нам не вернешься.
Самые отъявленные бузотеры у меня работали. Тяжело с ними – срываются, уходят в загулы, возвращаются, мы их тянем. Я понимаю: легче всего на них сейчас рукой махнуть, плюнуть, сказать «Э-эх, пропащий человек», и все, он скатится с катушек. Потом у него появятся наколки на руках, и все, он пропал – ни здоровья, ни семьи. Потому вытаскиваем потихонечку: они ходят к нам в спорт-зал, качаются на тренажерах; у нас есть футбольное поле на стадионе, приходят и на стадион. Стараемся контролировать их зарплату, аванс так просто в руки не даем, выясняем, на что хотят деньги потратить. Если парень желает одежду купить или телефон – говорим: «Сходи с начальником склада вместе, купи». Иначе – напьется или нанюхается клею. Опекаем. Детские проекты, реализуемые компанией «Зенит Поволжье» – наш вклад в копилку социальных программ города.
В будущем году, думаю, добавим еще к ним проект школьных лагерей: попытаемся заключить договора с подшефными колхозами, чтобы ребят можно было вывозить и они работали на грядках. На земле будут работать, видеть, как растут овощи. Вспоминаю свое детство: у нас была отработка на грядках в школе. Сегодня грядок нет, никто ничего в поле не сажает, дети попрыгают через скакалку, и все. Педагогическая составляющая труда практически отсутствует. Я считаю, эту тему надо обязательно включать.
-Как воспитываете своих детей?
-Так же, как родители воспитывали меня. Я бы не сказал, что у меня были безоблачное детство и безоблачная юность. Тоже хулиганил, хулиганом был, в принципе.
Моим детям, двойняшкам Артему и Борису, по пятнадцать лет. Они летом работают. В прошлом году трудились на базе месяц, в этом году – тоже убирают мусор, рубят ненужный выросший кустарник. Они в физмат-школе учатся. Летом у них голова отдыхает, а загружаются руки-ноги.
Им нравится: к ним относятся с уважением, они обедают в обычной рабочей столовой вместе со всеми; им выдали спецодежду, как положено: рукавицы, куртку, штаны. Они чувствуют себя зрелыми людьми, приобщаются к взрослой жизни. С ними вместе трудятся другие ребята. Так и должно быть.
Я сам работал, в четырнадцать лет первые деньги принес домой, семь зеленых пахнущих краской «трешек». До сих пор помню их запах.
После восьмого класса работал на ХБК на складе. Склады тогда были высокие. Женщинам выдавали спецодежду: танкетки летние, типа босоножек, китайские; фартуки, зимние валенки, фуфайки. Кладовщицам тяжело наверх лезть по лестницам, там - пять ярусов, а я бегал как обезьянка – матрос, мне кричали снизу: «Танкетки - сорок первый, валенки - сорок второй», я сверху сбрасывал. У них внизу - табельная метрика, и они кричат: «Фартук - сорок шестой, шапка - сорок девятый», и я сбрасываю. Им же сложно по разным ярусам лазить, а я как мартышка, легкий, с яруса на ярус бегал. На пятом ярусе я жил, практически.
А после девятого класса работал на второй прядильной фабрике ХБК чистильщиком станков, заработал сто пять рублей за июнь, и еще потом поработал на сенокосе в деревне, мне заплатили двадцать один рубль.
Привили мне такое нормальное отношение к труду. Своих детей стараюсь так же воспитывать.
-Своим детям тоже платите?
-Плачу, да: две с половиной тысячи рублей. Работают с полдевятого до часу, без обеда. После - уходят домой, сами добираются, никто их на джипе не возит. Покупают проездные и ездят.
-Что ваши дети хотят купить на заработанные деньги?
-Кажется, велосипеды. Сами будут выбирать. У человека всегда должен быть выбор.
-Выпускники КАИ встречаются?
-Да, в прошлый раз пришло около трехсот человек. Но сейчас мы уже не говорим о встрече выпускников КАИ, а говорим о встрече выпускников казанских вузов: университета, мединститута, сельхозакадемии, финансово-экономического института, КАИ или КТУ. Осенью прошлого года приезжал ректор КАИ. Ребята, которые жили вместе со мной в общаге, они сегодня работаю в самых разных сферах. Один, Глеб Антонов – оперный бас в театре, народный артист Татарстана, живет в Нидерландах. Длинные волосы, бабочка, антураж оперного певца. Голос – сильнейший, очень здорово поет. Меня увидел: «О, Кушев – для него «Песня тореро», специально, потому что Кушев – упертый как бык, идет до конца всегда». Спел песню, у меня где – то и фотки есть.
Приезжали ребята, которых мы много лет не видели, встретили их очень хорошо. Встреча была на «Эларе» - конкурсы, танцы; народ был очень доволен. Людей пришло много, вспомнили молодость.
-В чем специфика выпускника КАИ?
-Психологи еще в восьмидесятые годы не могли понять, почему выпускники КАИ так дружны? Как отдельная каста. Помню, в девяностом году пришел из армии, меня никуда не брали на работу. Пришел на тракторный, попытался устроиться наладчиком станков с ЧПУ, и Виктор Степанович Зеленцов говорит: «Слушай, парень, а работы – нет!». Потом спрашивает: «А где ты учился-то? В КАИ? Ах, в КАИ…блин, чего-то надо придумать!». Он тоже КАИ закончил. Меня взяли.
Год там я поработал. В самое тяжелое время мне дали возможность перекантоваться, перетерпеть, я этим ребятам очень благодарен. Потом мы с ними много раз за клюквой вместе ходили, с бригадой сдружились очень. До сих пор – на улице встретимся, обязательно поздороваемся, спросим, как жизнь у каждого из нас.
-КАИ для Поволжья – что МФТИ или МИФИ для России.
-КАИ - как Бауманка. Настоящая альма матер мозгов, интеллекта, креативных людей. Никогда не забуду фразу, которую услышал, поступив на первый курс. Нас собрали в большом зале 1 сентября, и комсорг факультета, очкастый и бородатый пятикурсник, приехавший из стройотряда, вся куртка разрисована самолетами, сказал нам, разинувшим рот: «Так, салаги, после КАИ люди работают где угодно. Иногда – в авиационной промышленности».
-Когда – то в КАИ первыми в СССР начали разрабатывать так называемую «цветомузыку».
-В КАИ все было очень интересно. Чего стоили одни только первоапрельские газеты! Газета, посвященная жизни факультета, допустим, сделанная на аэрографе, тянулась семьдесят метров по коридору. Ее ночами в общаге клепали человек пятьдесят в «культурном уголке», посменно на ватмане куски собирали, склеивали, я тоже участвовал. Дискотеку в КАИ я вел четыре года, и то, как делается цветомузыка, знаю хорошо. Очень интересный институт, мне очень повезло, что я в нем учился.
Вообще повезло в жизни: родители хорошие, в школу попал хорошую, КАИ закончил, семья хорошая, люди хорошие меня окружают.
Тьфу-тьфу-тьфу – у нас в стране не принято так говорить, принято рассказывать, как плохо все и т. д. Но работа интересная у меня, мне очень нравится.
-У вас - масштабная сфера жизненных интересов. Не только своя семья и работа, но и компания в целом, отрасль, весь город.
-Нормальный ценностный подход. Важно дома навести порядок, но порядок должен быть во всем. Очень не люблю подвиги. Подвиги - там, где кто–то чего–то не сделал. А порядок – это когда все происходит вовремя, потому что каждый на своем месте сделал то, что должен. Я в армии хорошо усвоил: когда все сделано нормально, подвигов не нужно.
Недавно проводили сертификацию с работниками – я пытаюсь сейчас получить сертификаты ИСО - менеджмента качества. По торговым компаниям в стране у нас с такими сертификатами работают единицы. Но пока еще очень трудно с людьми говорить, зачем и почему это надо, чтобы они жили по написанным правилам. На Координационном Совете Правительства Чувашской Республики осенью говорили о том, что в складских, логистических хозяйствах, на оптовых базах следует навести порядок. Три месяца назад - по поручению С.А.Гапликова, председателя Правительства Чувашии - я пригласил специалистов, у которых учился складской логистике – Тетюхина Николая Николаевича, вице –президента Ассоциации логистики Российской Федерации, он два дня читал нам лекции в Торгово-Промышленной Палате, и Красикова Александра Александровича, аттестованного эксперта на получение сертификата ИСО. Пригласил их и на свое предприятие; в принципе, им понравилось.
-В чем важность приобретения стандарта качества?
-Стандарт говорит о конкурентоспособности компании, он – твоя ключевая компетенция, свидетельствующая о том, что ты конкурентоспособен среди зарубежных компаний. Сегодня, когда Россия собирается вступать в ВТО, такая сертификация очень важна. Так вести бизнес, как его вели вчера многие компании, уже нельзя. Потому что иначе завтра придут компании, у которых есть серьезные финансы, а персонал работает как машина, и просто смоют…
-Стандарты качества игры футбольной сборной России, получается, не соответствуют европейским стандартам?
-Не могу сказать про футбол, потому что я играл в хоккей. Думаю, что вопрос – в разной мотивации тренеров и игроков. Сомневаюсь, что из ста сорока миллионов человек нельзя отобрать команду талантливых игроков. Просто, как математик скажу, в России вероятность сбора элитной команды гораздо выше, чем, допустим, во Франции. Но дело – в мотивации тренеров, которые выводят своих игроков. Они получают за конкретного игрока звания – «заслуженного тренера Российской Федерации» и деньги. Потому даже если их игрок по конкурентным качествам – хуже, они все равно его лоббируют. Когда начинаются игры, то семь игроков – из «Локомотива», пять – из ЦСКА, а где остальные? И Фетисов, я считаю, прав: надо нам высшую лигу закрыть на два-три года от иностранцев, у нас молодежь не успевает расти, не может выйти на уровень качественной игры. Надо поменять мотивационную модель игроков и тренеров. Надо, чтобы и тренер, воспитавший игрока хорошего качества, не остался на бобах при его переходе, и чтобы игрок был свободен и мог выйти на любой трансферт.
Может, следует использовать метод экзамена ЕГЭ: тестировать игрока и, если он сдает экзамен хорошо, хорошо заплатить тренеру за то, что он воспитал его. Тренер получит сумму Х и начнет заниматься другим игроком. А игрок, сдавший ЕГЭ – пойдет на трансферт: он – достояние страны, а не тренера! Пока же у нас игроки – достояние тренера навсегда. Ходит за ним из клуба в клуб. Скажем, как Овчинников и Семин, таких примеров – немало.
…Езжу иногда на футбол в Казань, посмотреть, как играет «Рубин». По большому счету, обычная команда, но как она играет у себя на стадионе с москвичами! Для них это принципиальнейшие матчи, и они никогда не проигрывают! Потому что на трибуне сидят мэр города Казани, другие крупные руководители, и болельщики болеют так неистово за свою команду, что она уже просто не имеет права показывать плохую игру. Два года езжу и поражаюсь, насколько они мотивированы. Играли с ЦСКА перед чемпионатом мира и выиграли 1:0. Хотя ЦСКА выставил весь боевой состав, но ничего не смог сделать. В следующем матче с москвичами со счетом 2:0 их порвали. Гусаров, «человек-гол», забил два мяча. Удивительна аура казанского стадиона, гонит просто свою команду играть, и команда отдает себя. Это, на мой взгляд, очень важно.
-Бюджет хоккейного клуба «Ак барс» - очень значительный.
-Сегодня «Татнефть» содержит команду «Ак барс», Татарский национальный банк - «Оникс», администрация города Казани - «Рубин», набережно-челнинский завод - «КАМаз –мастер»; все бренды - мирового уровня, российского, по крайней мере, точно.
Но, конечно, Татарстан и Чувашию по природным ресурсам нельзя сравнивать, ресурсы там всегда были выше: в Татарстане имеется своя нефть. У нас спонсировать спорт по заводскому принципу не получится: есть акционеры, которые не готовы спонсировать. Скажем, появилась неплохая баскетбольная команда «Букет Чувашии», потому что были акционеры, готовые содержать команду, но пришли другие акционеры, которым этот бизнес не интересен, и команда распалась, а игроки - разъехались. Хотя команда была не плохая.
-Вы много ездите по разным странам…
-Практически всегда это - деловые встречи или конференции. Инициатор встреч - производитель продукции, он приглашает партнеров, дистрибьютерские компании, их руководителей первого уровня, людей, которые компетентны принимать решения, для того, чтобы в спокойной обстановке, когда человека не дергают каждые пять минут звонками, обсудить вопросы стратегии. Такие поездки осуществляются, как правило, за границей, в пять-семь дней, не больше. Хотя бывают экзотические туры – на Байкал, Ибицу…
Когда в одном отеле собираются 130-150 руководителей самых крупных компаний страны в одном бизнесе, а это высочайшие профессионалы своего дела, они в совместном мозговом штурме решают сложные вопросы и находят ответы. Развитие совместного бизнеса на следующий год. Тактика продаж. Кого поддерживать из производителей. Какую выбрать политику по отношению к потребителям. Очень важные встречи лично для меня, стараюсь их не пропускать. Всегда заранее узнаю, кто приедет. Если едут зубры, метры, еду сам.
Такие встречи – далеко не отдых. Днем – работаем, вечером – круглые столы обсуждаем. Часто обсуждения продолжаются до утра, и вовсе не за рюмкой, а за чаем. Это за рубежом называется «бенч-маркинг», то есть «эталоносопоставление». Мы сопоставляем компании друг друга, завязываем контакты, смотрим, у кого что лучше сделано, берем на вооружение эти маленькие плюсики, становимся более конкурентоспособными. Бенч-маркинг придумал знаменитый американец Сэм Уолтен, автор, отец и хозяин известного «Уолл-марта». Он ездил по всей стране, вставал в углу маленького магазинчика, смотрел и записывал, чем этот магазинчик лучше, чем его собственный. Когда он проехался по Америке, в его голове родилась модель самого успешного магазина. Его магазин сегодня – самый успешный в мире.
-Идет ли на деловых встречах речь о создании единого торгового пространства?
-Да, я думаю, что появится единая специализированная сеть в перспективе, разговоры об этом идут. Только так можно выдержать конкуренцию сегодня.
-Сколько странах вы посетили?
-Больше пятнадцати. Сейчас у меня второй загранпаспорт, и в нем уже нет свободного места.
-Какие языки знаете?
-Английский разговорный. Я жил в США в семье три недели и очень быстро вспомнил школьные навыки. Могу объясняться, могу разговаривать, понимать. Говорю немножко коряво, но меня понимают. Английский и русский языки – одинаковые.
Считаю, мы с американцами - очень похожие. И язык похож, он – простой, в нем нет ничего сложного. Нужно только понять правила и методику постройки фраз. Американцы мне очень понравились как люди. Такие же, как русские – открытые натуры. Если ты к ним пришел с открытой душой, то и они к тебе так же относятся. Я приехал в дом, в котором глава семьи коллекционировал монеты. Привез ему коллекцию российских не очень старых монет, которые еще можно было вывозить по закону. Привез монетные каталоги, которые у нас продаются в любом магазине на английском языке. А женщина занималась вышиванием. Инвалид и уже на пенсии. Я привез ей чувашские вышивки - скатерти и салфетки фабрики «Паха тере». Они были так поражены!
-А что их удивило?
-Качество работы. Настолько тонкий лен и настолько качественная вышивка! Они сразу поняли, что это - ручная работа. В США все изделия вышивки – промышленного образца, изготавливаются механизированным способом. А настоящий «ханд мейд», то есть вещи, сделанные руками, там очень ценят, понимают, что это такое, отдают себе отчет, сколько примерно стоит у них. Да и у нас это недешево стоит на самом деле.
-Должно стоить…
-Промыслы – отдельная тема. О ее важности постоянно справедливо говорит наш Президент Н.В.Федоров.
На месте «Паха тере» я бы сделал фирменный магазин, причем не ловил бы цикл на салфетках, скатертях, рубашках. Есть традиционная ниша, они ее заняли, никто не спорит. Но почему бы им с модельерами не поработать? Почему не шить рубашки с маленьким орнаментом? Или не пустить орнамент на брюках или женских платьях, аккуратненько? Я в этом очень мало понимаю, но, на мой взгляд, это можно сделать запросто. Есть же у «Hugo Boss» такие коллекции, с включением национального мексиканского или испанского колорита. Почему мы не можем в вещи включить чувашский колорит? Можем. Нужно просто решить проблему номер один – качество тканей. Хорошую ткань в стране найти очень тяжело.
-Но на «Паха тере» есть хорошие модельеры. Например, в 2004 году чувашское свадебное платье модельера Вдовичевой победило в московском международном конкурсе.
-Я говорю об одежде для среднего слоя потребителей, а не об элитной модели, завоевавшей престижную премию. Молодцы, конечно, но народу–то что от этого? А был бы фирменный магазин, где можно купить рубашку хорошую, классную…
Когда – то, в семидесятые годы, вошли в моду у чиновников светло–зеленые рубашки с чувашским орнаментом. Модельеры повесили карманы внизу, отбили прямой низ у рубашки, сделали ее просторнее - с учетом размеров наших чиновников в то время…Чиновники приобрели униформу и стали идентичны. В любом городе страны можно было понять, откуда приехал человек.
Я бы себе купил такую рубашку, но их нет. Они сегодня, конечно, вышли из моды, тридцать лет не модифицировались. Но кто мешает модифицировать под сегодняшний крой? Никто не мешает. Нужна фантазия дизайнеров, и только. …Кстати, в последний день «второй отец», я его так называю, Билл, вынес мне свои личные ковбойские сапоги, куртку, шляпу и сказал: «Это тебе подарок из Америки!».
-Если посмотреть на Чебоксары как на единую деловую корпорацию, что бы вы предложили для раскрутки ее бренда?
-По производству у нас очень интересная ситуация: есть производство большое, очень большое и маленькое, а среднего - практически нет. Чтобы выжить, оно должно либо стать крупным, либо - малым. Возможно, это мировая тенденция. В Чебоксарах есть хорошие компании, которые на слуху: «Сварка», производственно – коммерческая фирма «Инновация»…Есть ребята, которые очень интересно и успешно работают. Фирма «Романов» в позапрошлом году завоевала звание «Лучшая компания года» - за спортивные городки, которые она делает; ее визитка – детский городок на берегу городского залива. Есть хорошая мебельная компания «Астек-Элара»… Но про возможность консорциума в Чебоксарах, вертикально сшивающего мелкий, средний, крупный бизнес, пока сказать что - либо сложно. Думаю, что город должен стать немножко другим – туристской Меккой. Все европейские предпосылки для этого имеются. Есть людские, трудовые ресурсы, расположение очень удобное, обеспеченность газом, водой – на хорошем уровне. Надо строить гостиницы: притягивая туристов, их надо где-то селить. Но чтобы гостиницы не пустовали зимой, нужно и в морозы какие – то хитрые вещи придумывать, чтобы привлекать туристов. Может, придумать искусственный стимулятивный бренд, как, допустим, в Угличе, где придумали эффектный миф с Дедом Морозом. Вытащить из чувашских исторических книжек свой миф, раскрутить и тиражировать его, чтобы у Чебоксар появилось не только привлекательное, но и ярко выраженное ассоциативное лицо.
ИНТЕРВЬЮ
февраль,2005 апрель 2005