ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ПРЕДПАВОДКОВЫЙ И ПАВОДКОВЫЙ ПЕРИОД
Одним из опаснейших стихийных бедствий является наводнение. Каждый год в том или ином регионе происходят, особенно в весенний период, сильные разливы рек.
Ежегодно в Российской Федерации затапливается до 50 тысяч квадратных километров территории. Средний многолетний ущерб от всех видов наводнений в действующих ценах составляет около 42 миллиардов рублей.
Ни в настоящее время, ни в обозримом будущем предотвратить наводнения целиком не представляется возможным. Их можно только прогнозировать, локализовать, ослабить их последствия.
Учитывая необходимость проводить комплекс противопаводковых мероприятий, с большой актуальностью становится вопрос обучения действиям в условиях наводнения людей, как проживающих в зоне затопления, так и задействованных в организации и проведении противопаводковых мероприятий. В первую очередь эта нагрузка выпадает на органы власти муниципальных образований, руководителей объектов экономики, организаций и учреждений, само население, проживающее в районах затопления.
И, конечно же, ведущая роль в решении этой задачи подготовки и обучения руководителей всех уровней и населения действиям в условиях паводка принадлежит ГКЧС Чувашии, ГУ «Чувашская республиканская поисково-спасательная служба», ГУ МЧС России по Чувашской Республике.
Как организовать эту работу?
Во-первых, необходимо заблаговременно определить круг лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по обучению населения в предпаводковый и паводковый период, распределив между ними обязанности и закрепив их за конкретными участками районов.
Сюда должны войти специалисты территориальных органов ГКЧС Чувашии,
ГУ «Чувашская республиканская поисково-спасательная служба», ГУ МЧС России по Чувашской Республике, занимающиеся вопросами подготовки и обучения населения действиям в условиях ЧС, представители учебно-методического центра и курсов ГО, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, спасатели поисково-спасательных групп ГУ «Чувашская республиканская поисково-спасательная служба», МВД (участковые уполномоченные), представители средств массовой информации, сотрудники ГПС МЧС России.
Во - вторых, организовать проведение сборов, дополнительных занятий и инструктажей с руководящим составом администраций, органов местного самоуправления, руководителями служб предприятий, организаций и учреждений, с личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований с целью напомнить и обучить их действиям в условиях наводнения, оказания помощи пострадавшему населению.
Используя возможности средств массовой информации (печать, радио, телевидение) организовать информирование населения, проживающего на территориях предполагаемого затопления о мерах, принимаемых администрациями областей, городов, районов по защите этих территорий и населения, проживающего на них от воздействия предполагаемого паводка. Необходимо напомнить и разъяснить населению порядок действий по сигналам оповещения, действиям в случае внезапного подъема воды, рекомендации специалистов по оказанию само- и взаимопомощи, указать границы возможного затопления, местонахождение возвышенных, редко затапливаемых мест, расположенных в непосредственной близости от мест проживания, кратчайшие пути движения к ним. Важно ознакомить жителей с правилами поведения при организованной и индивидуальной эвакуации из мест затопления.
Население должно быть информировано и знать места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления, а также должно быть обучено способам и приемам самостоятельного изготовления спасательных средств из подручных материалов, правилам поведения на воде, в спасательных средствах.
С целью более массового охвата обучением населения можно рекомендовать через ЖКХ, УКП подобрать наиболее активную часть населения из числа людей не занятых в сферах производства и обслуживания, предварительно проведя с ними занятия на УКП (курсах ГО, в УМЦ).
Используя сотрудников администраций, территориальных органов ГКЧС Чувашии и ГУ МЧС России по Чувашской Республике, общественников, наиболее активную часть населения необходимо организовать обход территорий, домов, квартир, частного сектора, начиная с наиболее опасных участков возможных затоплений с целью сверки списков (особенно больных, инвалидов и престарелых) попутно разъясняя и напоминая жителям, порядок и правила поведения в условиях наводнения, в случаях вынужденной эвакуации.
Люди должны знать примерный перечень документов, имущества и медикаментов, которые необходимо иметь при себе на случай эвакуации, а также заранее подготовить необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды, медикаментов.
Кроме населения (людей) воздействию паводка подвергаются домашние животные, скот, движимое и недвижимое имущество. Поэтому заблаговременно жители должны быть ознакомлены с перечнем мероприятий, которые необходимо провести в предпаводковый период с целью максимально возможного сохранения имущества, места эвакуации домашнего скота и животных, места вывоза и организацию хранения наиболее ценных вещей, имущества, места эвакуации престарелых людей и малолетних детей.
Какие мероприятия можно рекомендовать к проведению с целью обучения населения действиям в условиях наводнения?
1) С работающим населением:
В предпаводковый период с личным составом внештатных аварийно-спасательных формирований объектов экономики, организаций и учреждений необходимо планировать проведение занятий по специальной программе по месту работы, по изучению порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках с отработкой практических вопросов эвакуации, доставки продовольствия и оказания медицинской помощи пострадавшим.
С работающим населением, не входящим в состав формирований, также необходимо организовывать проведение занятий, в процессе которых информировать о ходе подготовки к паводку, правилах поведения в районах подтопления, оказания необходимой само- и взаимопомощи.
Помимо теоретических занятий и практических тренировок необходимо организовывать распространение среди рабочих и служащих, заранее подготовленных памяток и брошюр с информацией о безопасных правилах поведения в районах наводнения, сигналах оповещения, способах оказания помощи пострадавшим. В целях максимального охвата информированием рабочих и служащих о паводковой обстановке, принимаемых противопаводковых мерах целесообразно использование возможностей внутренней радиотрансляционной сети. Кроме того, может дать положительный результат организация проведения бесед, инструктажей рабочих и служащих специалистами ГО, руководителями внештатных аварийно-спасательных формирований на рабочих местах во время перерывов в работе, перед началом или в конце работы.
2) Неработающее население:
Подготовка этой группы населения может быть организована по различным направлениям. Одним из них является организация обучения неработающего населения в учебно-консультационных пунктах, созданных при ЖКХ. Инструкторы УКП, персонал ЖКХ – это категория работников, наиболее приближенная к населению незанятому в сферах производства и обслуживания, имеющая больше возможностей для общения с неработающим населением, доведения до граждан знаний необходимых в условиях приближающегося паводка. Именно поэтому с этой категорией работников в подготовительный предпаводковый период необходимо организовать проведение дополнительных занятий и инструктажей, с тем, чтобы они эти знания распространяли среди населения.
В период угрозы паводка для неработающей части населения необходимо организовать чтение лекций, проведение бесед и выступлений по противопаводковой тематике, информирование населения о мероприятиях по оказанию помощи людям, попавшим в зону затопления. Для проведения этой работы необходимо привлекать руководителей и специалистов территориальных органов ГКЧС Чувашии, спасателей ГУ «ЧР ПСС», специалистов ГУ МЧС России по Чувашской Республике, руководителей служб органов исполнительной власти, инструкторов УКП при ЖКХ, активистов общественников из числа наиболее подготовленных лиц.
В случае необходимости проведения в предпаводковый период занятий с большим количеством неработающего населения можно использовать материальную базу и помещения клубов, кинотеатров, организаций и учреждений. Здесь уже появляется возможность использования технических средств обучения, демонстрации учебных видео и кинофильмов.
Одним из направлений образовательной деятельности с неработающим населением в предпаводковый период является разработка, выпуск и распространение среди населения брошюр, памяток, листовок по вопросам ЧС. В ГКЧС Чувашии, ГУ «ЧР ПСС», Главном управлении МЧС РФ по Чувашской Республике накоплен неплохой опыт проведения этой работы.
Одним из наиболее массовых и доступных для неработающего населения средств обучения является радио и телевидение. Организация тематических радио- и телепередач, демонстрация по местным каналам телевидения информационных и учебных программ и фильмов дадут большой положительный результат в деле подготовки населения к паводку
В организации специальных радио- и телепередач по вопросам паводковой обстановки необходимо задействовать специалистов и руководителей ГОЧС, гидрометслужбы, служб спасения, должностных лиц городов и районных администраций.
3) Лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проходят подготовку по месту учебы.
Образовательные программы для учащихся и студентов по предметам ОБЖ и БЖД предусматривают изучение обширного круга вопросов по безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций.
В городах и районах, предположительно попадающих в зону подтопления, в учебных заведениях необходимо проведение дополнительных занятий по вопросам безопасности во время паводка.
Большое значение для выработки у учащихся самообладания, навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, оказания само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях имеют практические занятия (в рамках, например, подготовки к итоговым занятиям «День защиты детей» или проведению соревнований «Школа безопасности»), которые должны ежегодно проводиться с учебными заведениями на всех уровнях. Этапы преодоления водной преграды, оказание помощи пострадавшим на воде, умение обращаться с плавсредствами и средствами спасения на воде, значительно снижают риск неблагоприятного исхода для человека, попавшего в необузданную водную стихию.
В то же время, если обучение учащихся в ходе подготовки и проведения соревнований «Школа безопасности» рассчитано на длительный, перспективный период, то в ходе подготовки к паводку можно рекомендовать учебным заведениям организовать проведение специальных занятий – например: на занятиях по курсу ОБЖ – правилам поведения при наводнениях, на занятиях по физкультуре – правилам оказания само- и взаимопомощи на воде, на уроках труда – правилам использования в качестве плавсредств имеющихся под рукой подручных материалов – бревен, досок, бочек, автокамер и т.п.
Одним из направлений подготовки обучающихся, в частности студентов ВУЗов, является Молодежный корпус спасателей – это люди, прошедшие определенную подготовку, как теоретическую, так и практическую, поэтому их можно активно использовать для проведения пропагандистской и разъяснительной работы среди студентов и населения, проведения информирования жителей районов предполагаемого наводнения о паводковой обстановке и правилах поведения в условиях ЧС.
4) В период подготовки к паводку необходимо организовать подготовку и обучение действиям в условиях наводнения руководителей и работников исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, работников органов управления по делам ГО, ЧС и ЛПСБ. С этой целью с данными категориями руководителей и специалистов нужно планировать и организовывать проведение специальных занятий, сборов, семинаров, к проведению которых привлекать специалистов Гидромета, службы медицины катастроф, других организаций в подготовке и реализации противопаводковых мероприятий.
Одной из наиболее доступных для всех категорий населения форм обучения действиям в предпаводковый и паводковый период, является подготовка, издание и распространение среди населения наглядных пособий, памяток, листовок, брошюр, где в виде картинок, текстовой форме разъясняется порядок действий в различных ситуациях, наиболее безопасные от наводнения места в данной местности и маршруты движения к ним, порядок организованной самоэвакуации населения в случае возникновения критической ситуации. В подготовленных заранее и распространяемых в этот период листовках и памятках необходимо показать людям, какие документы и имущество нужно подготовить и иметь при себе на случай эвакуации, а также способы оказания само- и взаимопомощи.
В целях подготовки и информирования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности в паводковый период можно рекомендовать проведение таких мероприятий, как:
▫ организация пресс-конференций для средств массовой информации с участием руководящего состава территориальных органов ГКЧС Чувашии, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, представителей органов исполнительной власти, центра мониторинга и прогнозирования ЧС по паводковой ситуации;
▫ ежедневное направление пресс-релизов о паводковой ситуации на текущий момент в городские и районные СМИ;
▫ организация выступлений специалистов ГОЧС по вопросам паводка на республиканском и местном радио и телевидении;
▫ разработка и выпуск брошюр, памяток, листовок для населения по паводковой тематике, размещение их в местах массового скопления населения, общественном транспорте, жилых домах, в организациях и учреждениях.
Начальник Чувашской республиканской
поисково-спасательной службы п/п О.Л. Ядыков