По результатам Всероссийского сбора приоритетными направлениями деятельности МЧС России на юбилейный 2005 год были определены следующие:
сформировать эффективную, многоуровневую систему противодействия кризисным ситуациям, включающую в себя обновленную систему управления и оптимальную многофункциональную группировку сил;
совершенствовать нормативную правовую основу деятельности РСЧС и гражданской обороны в условиях проводимой административной реформы как на федеральном уровне, так и на местах;
реализовать современные подходы к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивающие сокращение людских потерь и уменьшение материального ущерба;
совершенствовать работу по профилактике и тушению пожаров, обеспечить реализацию превентивных мер, установленных противопожарными нормами и правилами, а также повышение эффективности оказания помощи населению при возникновении пожаров;
ускорить интеграцию ГИМС в систему МЧС России, обеспечить повышение безопасности людей на водных объектах;
придать новый облик гражданской обороне, как важному инструменту защиты населения и территорий от опасностей не только военного, но и мирного времени;
продолжить формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения в условиях повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях;
развивать международное сотрудничество, продвигать передовые отечественные технологии борьбы с катастрофами, содействовать укреплению международного авторитета Российской Федерации.
В январе-феврале 2005 г. МЧС России продолжало активно участвовать в международной гуманитарной операции по оказанию помощи населению Юго-Восточной Азии, пострадавшему от цунами. Аэромобильный госпиталь МЧС России, развернутый в Шри-Ланке, оказал медицинскую помощь 3500 пострадавшим. Врачами госпиталя проведено 25 хирургических операций.
2 февраля 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин при посещении Министерства заслушал подробный доклад Министра С.К. Шойгу о проделанной работе в Юго-Восточной Азии и остался доволен итогами российского участия в этой крупнейшей гуманитарной операции, выразив благодарность всем, кто ее осуществлял.
В апреле 2005 г. были проведены гуманитарные операции по оказанию помощи населению Индонезии, пострадавшему от землетрясения, осуществлена доставка гуманитарных грузов в Республику Киргизия.
18-22 января 2005 г. делегация МЧС России вместе с еще 160 делегациями стран мира приняла участие в работе Второй Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий в г. Кобе (Япония), а 19-21 апреля в Москве успешно работала организованная МЧС России Х Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций «Актуальные проблемы регулирования природной и техногенной безопасности в ХХI веке».
Проведенная руководством субъектов РФ с активным участием территориальных органов МЧС России работа по подготовке к сезонным аномальным проявлениям позволила избежать крупных чрезвычайных ситуаций в период зимнего отопительного периода и весенних паводков.
25 мая 2005 г. произошла самая масштабная за последние десятилетия авария на энергосетях. В зоне чрезвычайной ситуации оказалось около 2 миллионов человек – в г. Москве, Московской, Калужской, Тульской и Рязанской областях. В данной ситуации система предупреждения и ликвидации последствий ЧС сработала организованно, была предотвращена паника среди людей, в больницах и на других объектов были задействованы резервные источники энергопитания. Спустя 30 часов после аварии было восстановлено энергоснабжение всех предприятий, нормализована деятельность систем жизнеобеспечения в перечисленных субъектах РФ.
В течение 2005 г. МЧС России продолжало уделять большое внимание вопросам организации деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с учетом перераспределения функций между федеральным центром и субъектами Российской Федерации в части выполнения указанных задач.
Отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации были утверждены: «Положение о государственном пожарном надзоре» (от 21 декабря 2004 г.), «Положение о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России» (от 24 декабря 2004 г.), «Положение о федеральной противопожарной службе» (от 20 июня 2005 г.), а постановлением от 27 мая 2005 г. внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Ряд соответствующих нормативных документов издан МЧС России и работа в этом направлении продолжается.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации МЧС России совместно с МВД России и ФСБ России разработали и совместным приказом от 31 мая 2005 г. № 428/432/321 утвердили «Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации».
Подводя итоги изложенному, следует констатировать, что за прошедшие 15 лет МЧС России в результате самоотверженной, настойчивой, слаженной деятельности центрального аппарата Министерства, региональных центров и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований, подразделений Государственной противопожарной службы и Государственной инспекции по маломерным судам удалось создать эффективную социально востребованную государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как национальную систему противодействия кризисным ситуациям, а именно:
1. Сформировать законодательную и нормативную правовую базу в области защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Создать государственный механизм предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также эффективную государственную систему реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации различного характера.
3. Сформировать систему подготовки руководящего и командно-начальствующего состава, специалистов и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Приостановить негативные тенденции в организации защиты населения, материальных и культурных ценностей в военное время, приступить к реорганизации гражданской обороны страны, к созданию системы, способной функционировать в современных условиях.
Основными направлениями дальнейшей деятельности МЧС России по выполнению возложенных на него задач являются:
совершенствование и развитие законодательной и нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
совершенствование функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций различного характера, уменьшению их возможных масштабов и обеспечению защиты населения от возникающих опасностей;
повышение эффективности мероприятий гражданской обороны, включая реформирование войск гражданской обороны, совершенствование системы оповещения населения, разработку новых подходов к организации и осуществлению защиты населения от военных опасностей, в том числе от новых видов оружия;
повышение готовности сил и средств МЧС России к проведению работ по своему предназначению;
проведение целенаправленной и эффективной научно-технической политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
преодоление последствий Чернобыльской и других радиационных аварий;
развитие международного сотрудничества в области решаемых Министерством задач.