В 1997 г. приоритетными направлениями деятельности всех подсистем и звеньев РСЧС, её органов управления были качественное совершенствование деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, формирование государственной политики в этой области путём разработки и внедрения федеральных и региональных целевых программ по стратегическим направлениям предотвращения и смягчения рисков крупных катастроф, развитие теоретической и нормативной правовой базы, выход на практические результаты в научно-технической политике, развитие и совершенствование сил и средств РСЧС, завершение формирования территориальной политики МЧС России и ее активная реализация.
В целях реализации этих направлений деятельности началась разработка федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», продолжилась разработка программ развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Активно осуществлялись меры, направленные на повышение готовности и развитие поисково-спасательных служб и других сил МЧС России. Соответствующими приказами МЧС России были утверждены план мероприятий по развитию и совершенствованию ПСС МЧС России и порядок применения федеральных, региональных и территориальных ПСС МЧС России и временные нормативы по их действиям.
Были введены в действия новые нормы обеспечения региональных ПСС и поисково-спасательных отрядов МЧС России аварийно-спасательными средствами, имуществом и техникой, определены первоочередные меры по внедрению робототехнических технологий в системе Министерства, утверждена программа создания робототехники на 1997-2000 гг.
В сентябре 1997 г. председатель Правительства Российской Федерации обратился со специальным письмом к руководителям субъектов РФ принять личное участие в создании и поддержке местных поисково-спасательных отрядов, их оснащении и содержании за счёт местных бюджетов, имея конечной целью создание таких отрядов в каждом субъекте Российской Федерации и, при наличии возможности, в городах и районах. Данное обращение получило необходимый отклик и стало началом большой работы по созданию таких подразделений практически во всех территориальных подсистемах РСЧС. К концу 1997 г. было создано 43 отряда общей численностью свыше 2000 человек.
В целом участие аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России, служб и формирований территориальных подсистем и звеньев в ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера и масштабов, а также проводимые многочисленные учения и проверки убедительно свидетельствовали о возросших возможностях сил МЧС России и РСЧС по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации. Только сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны и поисково-спасательные службы МЧС России в течение года провели около пяти тысяч спасательных операций, в результате которых было спасено 7081 человек.
6 декабря 1997 г. в Иркутске потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Его падение на жилые дома микрорайона города привело к гибели 70 человек. Благодаря оперативным действиям специалистов МЧС удалось спасти 162 человека.
Значительный объём работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и обеспечением поисково-спасательных операций, был выполнен авиацией МЧС России. В целях дальнейшего усиления её роли в повышении мобильности и оперативности реагирования сил РСЧС была разработана концепция развития авиации МЧС России до 2005 г.
1998 год. Начало реализации федерального закона «О гражданской обороне»
На Всероссийском сборе руководящего состава РСЧС и гражданской обороны по подведению итогов 1997 г. были обозначены следующие основные приоритеты 1998 года: активизация мер по реализации территориальной политики МЧС России; совершенствование гражданской обороны; создание основ теории управления рисками катастроф; продолжение создания и совершенствования механизма предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; модернизация сил МЧС России и РСЧС.
Актуальность и важность этих мер особенно ярко подтвердили большие масштабы чрезвычайных ситуаций природного характера, происшедших в 1998 г. Уже в начале мая в результате ледовых заторов на р. Северная Двина вблизи г. Великий Устюг Вологодской области были подтоплены 26 населенных пунктов с населением около 39 тыс. человек.
Ещё более сложная обстановка возникла во второй половине мая в Республике Саха (Якутия), где ледовые заторы на р. Лена вызвали повышение уровня воды на 2,9 м выше критического, в результате чего в зоне затопления оказались более 172 населенных пунктов с населением 475 тыс. человек. Погибли 15 человек, экстренно были эвакуированы из опасных мест более 51 тыс. человек.
Опоздание с принятием необходимых мер по борьбе с заторами и защите населения и объектов его жизнеобеспечения в предпаводковый период, а также недостаточная организованность в действиях отдельных звеньев территориальных подсистем РСЧС потребовали привлечения для нормализации обстановки значительных сил и средств соответствующих субъектов Российской Федерации и федерального центра.
В целях обеспечения более активного взаимодействия с территориями, оказания необходимой организационно-методической помощи КЧС и органам управления ГОЧС субъектов Российской Федерации в Министерстве были разработаны «Основные направления региональной политики МЧС России», приказом МЧС России был утвержден план мероприятий по их реализации, организован систематический контроль за его выполнением.
Важнейшим мероприятием реализации территориальной политики МЧС России, как одного из приоритетов 1998 г., явилось продолжение работы по заключению соглашений (договоров) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий и взаимодействии в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Было изучено положение дел по практической реализации прав и обязанностей местных органов власти по организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 30 субъектах Российской Федерации. На места было направлено 15 рекомендаций и других материалов, обобщающих лучший опыт работы по указанным вопросам.
В начале 1998 г. вступил в действие федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к реорганизации гражданской обороны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время. В развитие этого закона началась работа по ускоренной разработке нормативных актов правительства Российской Федерации.
Несмотря на ограниченные финансовые возможности, достаточно успешно выполнялась среднесрочная программа научно-технической деятельности МЧС России на 1997-2000 годы. Осуществлялись исследования по развитию теории спасательного дела, поиску более эффективных путей и методов решения возложенных на Министерство задач по защите населения и территорий в мирное и военное время.
Совершенствовалась организационно-штатная структура сил МЧС России. В центральном регионе на базе отдельной спасательной бригады был сформирован первый в России спасательный центр МЧС.
17 июня 1998 г. произошли взрывы на складе воинской части Уральского военного округа вблизи пос. Лосиный Свердловской области, в результате которых погибли 14 человек. Силами МЧС проводилась эвакуация населения из поселка и ближайших деревень. При ликвидации этой чрезвычайной ситуации проявили личное мужество и профессионализм начальник Главного управления ГОЧС Свердловской области В.Ф. Лахтюк и сотрудники управления В.В. Лазуткин, А.Э. Корытовский и В.А. Жарков.
В сентябре 1998 г. в Сахалинской области начались сильные лесные пожары, распространившиеся на площади свыше 420 тыс. га. В результате пожаров погибли 8 и пострадали свыше 600 человек, сгорело 136 домов, был причинён материальный ущерб в размере 723 млн. рублей. К ликвидации пожаров, эвакуации населения из опасных зон были привлечены значительные силы и средства МЧС России, в том числе два самолета Ил-76 ТД и вертолет Ми-8 МТВ2.