27 мая 1996 года был подписан Указ Президента РФ «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации», установивший необходимость по согласованию с субъектами Российской Федерации реорганизовать штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в органы в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Этим же указом было утверждено положение о войсках гражданской обороны и их состав. Указ определил статус военнослужащих, проходящих службу в системе МЧС России, установил контрольные цифры доукомплектования и последующего увеличения численности войск.
Правительство Российской Федерации в течение года приняло ряд важных постановлений:
3 августа 1996 г. - «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
13 сентября 1996 г. - «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
31 октября 1996 г. - «О порядке бесплатной медицинской реабилитации спасателей»;
10 ноября 1996 г. - «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
23 ноября 1996 г. - «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».
Новые органы, уполномоченные решать задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, задачи гражданской обороны, из органов обеспечения деятельности соответствующих администраций превратились в органы, руководящие решением возложенных на них задач.
В 1996 г. продолжалось не только строительство РСЧС в целом, но и развитие ее функциональных и территориальных подсистем. Большая работа во второй половине года была проведена в функциональных подсистемах РСЧС по приведению их в соответствие с новыми структурами и задачами министерств и ведомств, реорганизованных во исполнение Указа Президента РФ от 4 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Продолжалось активное совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС. В рамках подпрограммы «Создание автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (АИУС РСЧС)» велась работа по модернизации программно-технических средств Центра управления в кризисных ситуациях. Были проведены комплексные испытания элементов АИУС РСЧС в составе ЦУКС, ЦКП и девяти региональных информационно-управляющих центров.
Также была разработана программа по использованию космической информации для оперативного картографирования, оценки чрезвычайных ситуаций и мониторинга потенциально опасных объектов.
В 1996 г. центральный аппарат МЧС России, региональные центры МЧС России, соединения и части войск гражданской обороны проделали большую работу по развитию и совершенствованию системы связи. Основные усилия были направлены на повышение готовности оперативных групп связи МЧС России, региональных центров Министерства, штабов ГОЧС субъектов РФ к выполнению задач по организации связи в различных режимах функционирования РСЧС как в мирное, так и в военное время. Продолжалось развертывание региональных и территориальных систем связи.
В течение года совершенствовалась система управления федеральной системой оповещения, был испытан и введен в эксплуатацию комплекс технических средств автоматизированного рабочего места оперативного дежурного МЧС России, обеспечивающий автоматизированную передачу сигналов оповещения. Большой вклад в решение этих проблем внесли В.А. Штейн и А.В. Командиров.
Значительное внимание в 1996 г. уделялось решению проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Совместными приказами МЧС и Госгортехнадзора России был определен перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы безопасности промышленных объектов, а также перечень промышленных объектов Российской Федерации, подлежащих декларированию в 1996 г.
Активно работала Государственная экспертиза проектов МЧС России, осуществлявшая экспертизы проектов таких потенциально опасных объектов, как атомные электростанции и предприятия ядерно-топливного цикла, крупные ГРЭС, морские порты, метрополитены, транспортные комплексы, объекты нефте- и газодобычи.
В течение 1996 г. был разработан «План эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» для территорий всех субъектов Российской Федерации, создана компьютерная база «Сводные данные по эвакуационным мероприятиям из зон возможных чрезвычайных ситуаций», разработано «Руководство по эвакуации».
Был также осуществлен ряд мероприятий инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, проведены широкомасштабные мероприятия в Северо-Кавказском регионе по профилактике инфекционных заболеваний.
В 1996 г. весеннему половодью подверглись Красноярский край, Мурманская и Камчатская области, где пришлось проводить масштабные аварийно-спасательные работы.
Лесные пожары в летний период охватили 2 млн. га тайги. Наибольший урон они нанесли Забайкальскому региону, где с апреля по сентябрь было зарегистрировано более 6 тысяч пожаров. Наиболее сложная ситуация сложилась в Туве, Якутии, Бурятии, Хакасии, Красноярском и Хабаровском краях, Иркутской, Читинской, Челябинской и Курганской областях.
22 мая в г. Светогорск Ленинградской области в результате взрыва газа была разрушена секция пятиэтажного жилого дома. Взрыв унес 19 жизней. В аварийно-спасательных работах вместе с российскими спасателями участвовала финская спасательная команда «Иматра».
16 ноября в г. Каспийск Республики Дагестан был совершен террористический акт — взорван девятиэтажный жилой дом, средняя часть которого протяженностью 30 м была разрушена. В результате теракта погибло 68 человек, в том числе 21 ребенок.
В ходе аварийно-спасательных работ, которыми руководил министр С.К. Шойгу, из-под завалов было извлечено 106 человек. Работа спасателей получила высокую оценку председателя Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдина.
В 1996 г. продолжалась активная подготовка органов управления, сил, должностных лиц и населения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая велась путем проведения оперативной, мобилизационной, профессиональной подготовки и обучения населения.
Основу оперативной подготовки составили учения и тренировки, проводимые на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Под руководством председателя Правительства РФ - начальника гражданской обороны Российской Федерации В.С. Черномырдина в июне 1996 г. была проведена командно-штабная тренировка по оперативному решению задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В 1996 г. состоялось несколько всероссийских и международных научных конференций по радиационным аспектам чернобыльской катастрофы, в том числе конференция в Вене, организованная МАГАТЭ, ВОЗ и другими международными организациям. На них были подведены итоги работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и подготовлены рекомендации по дальнейшим работам.
Большой вклад в реализацию федеральных целевых программ по преодолению радиационных последствий аварий и катастроф внесли сотрудники Министерства Т.А. Марченко, Б.К. Блинов, А.М. Зиборов, С.А. Бублий и другие.
1997 год. Развитие поисково-спасательных служб на федеральном, территориальном и местном уровнях
В 1997 г. приоритетными направлениями деятельности всех подсистем и звеньев РСЧС, её органов управления были качественное совершенствование деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, формирование государственной политики в этой области путём разработки и внедрения федеральных и региональных целевых программ по стратегическим направлениям предотвращения и смягчения рисков крупных катастроф, развитие теоретической и нормативной правовой базы, выход на практические результаты в научно-технической политике, развитие и совершенствование сил и средств РСЧС, завершение формирования территориальной политики МЧС России и ее активная реализация.
В целях реализации этих направлений деятельности началась разработка федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», продолжилась разработка программ развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Активно осуществлялись меры, направленные на повышение готовности и развитие поисково-спасательных служб и других сил МЧС России. Соответствующими приказами МЧС России были утверждены план мероприятий по развитию и совершенствованию ПСС МЧС России и порядок применения федеральных, региональных и территориальных ПСС МЧС России и временные нормативы по их действиям.
Были введены в действия новые нормы обеспечения региональных ПСС и поисково-спасательных отрядов МЧС России аварийно-спасательными средствами, имуществом и техникой, определены первоочередные меры по внедрению робототехнических технологий в системе Министерства, утверждена программа создания робототехники на 1997-2000 гг.
В сентябре 1997 г. председатель Правительства Российской Федерации обратился со специальным письмом к руководителям субъектов РФ принять личное участие в создании и поддержке местных поисково-спасательных отрядов, их оснащении и содержании за счёт местных бюджетов, имея конечной целью создание таких отрядов в каждом субъекте Российской Федерации и, при наличии возможности, в городах и районах. Данное обращение получило необходимый отклик и стало началом большой работы по созданию таких подразделений практически во всех территориальных подсистемах РСЧС. К концу 1997 г. было создано 43 отряда общей численностью свыше 2000 человек.
В целом участие аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России, служб и формирований территориальных подсистем и звеньев в ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера и масштабов, а также проводимые многочисленные учения и проверки убедительно свидетельствовали о возросших возможностях сил МЧС России и РСЧС по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации. Только сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны и поисково-спасательные службы МЧС России в течение года провели около пяти тысяч спасательных операций, в результате которых было спасено 7081 человек.
6 декабря 1997 г. в Иркутске потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Его падение на жилые дома микрорайона города привело к гибели 70 человек. Благодаря оперативным действиям специалистов МЧС удалось спасти 162 человека.
Значительный объём работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и обеспечением поисково-спасательных операций, был выполнен авиацией МЧС России. В целях дальнейшего усиления её роли в повышении мобильности и оперативности реагирования сил РСЧС была разработана концепция развития авиации МЧС России до 2005 г.
1998 год. Начало реализации федерального закона «О гражданской обороне»
На Всероссийском сборе руководящего состава РСЧС и гражданской обороны по подведению итогов 1997 г. были обозначены следующие основные приоритеты 1998 года: активизация мер по реализации территориальной политики МЧС России; совершенствование гражданской обороны; создание основ теории управления рисками катастроф; продолжение создания и совершенствования механизма предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; модернизация сил МЧС России и РСЧС.
Актуальность и важность этих мер особенно ярко подтвердили большие масштабы чрезвычайных ситуаций природного характера, происшедших в 1998 г. Уже в начале мая в результате ледовых заторов на р. Северная Двина вблизи г. Великий Устюг Вологодской области были подтоплены 26 населенных пунктов с населением около 39 тыс. человек.
Ещё более сложная обстановка возникла во второй половине мая в Республике Саха (Якутия), где ледовые заторы на р. Лена вызвали повышение уровня воды на 2,9 м выше критического, в результате чего в зоне затопления оказались более 172 населенных пунктов с населением 475 тыс. человек. Погибли 15 человек, экстренно были эвакуированы из опасных мест более 51 тыс. человек.
Опоздание с принятием необходимых мер по борьбе с заторами и защите населения и объектов его жизнеобеспечения в предпаводковый период, а также недостаточная организованность в действиях отдельных звеньев территориальных подсистем РСЧС потребовали привлечения для нормализации обстановки значительных сил и средств соответствующих субъектов Российской Федерации и федерального центра.
В целях обеспечения более активного взаимодействия с территориями, оказания необходимой организационно-методической помощи КЧС и органам управления ГОЧС субъектов Российской Федерации в Министерстве были разработаны «Основные направления региональной политики МЧС России», приказом МЧС России был утвержден план мероприятий по их реализации, организован систематический контроль за его выполнением.
Важнейшим мероприятием реализации территориальной политики МЧС России, как одного из приоритетов 1998 г., явилось продолжение работы по заключению соглашений (договоров) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий и взаимодействии в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Было изучено положение дел по практической реализации прав и обязанностей местных органов власти по организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 30 субъектах Российской Федерации. На места было направлено 15 рекомендаций и других материалов, обобщающих лучший опыт работы по указанным вопросам.
В начале 1998 г. вступил в действие федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к реорганизации гражданской обороны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время. В развитие этого закона началась работа по ускоренной разработке нормативных актов правительства Российской Федерации.
Несмотря на ограниченные финансовые возможности, достаточно успешно выполнялась среднесрочная программа научно-технической деятельности МЧС России на 1997-2000 годы. Осуществлялись исследования по развитию теории спасательного дела, поиску более эффективных путей и методов решения возложенных на Министерство задач по защите населения и территорий в мирное и военное время.
Совершенствовалась организационно-штатная структура сил МЧС России. В центральном регионе на базе отдельной спасательной бригады был сформирован первый в России спасательный центр МЧС.
17 июня 1998 г. произошли взрывы на складе воинской части Уральского военного округа вблизи пос. Лосиный Свердловской области, в результате которых погибли 14 человек. Силами МЧС проводилась эвакуация населения из поселка и ближайших деревень. При ликвидации этой чрезвычайной ситуации проявили личное мужество и профессионализм начальник Главного управления ГОЧС Свердловской области В.Ф. Лахтюк и сотрудники управления В.В. Лазуткин, А.Э. Корытовский и В.А. Жарков.
В сентябре 1998 г. в Сахалинской области начались сильные лесные пожары, распространившиеся на площади свыше 420 тыс. га. В результате пожаров погибли 8 и пострадали свыше 600 человек, сгорело 136 домов, был причинён материальный ущерб в размере 723 млн. рублей. К ликвидации пожаров, эвакуации населения из опасных зон были привлечены значительные силы и средства МЧС России, в том числе два самолета Ил-76 ТД и вертолет Ми-8 МТВ2.