Осуществление мер по реализации федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принятого 24 июля 1995 года федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» стало одним из главных направлений деятельности МЧС России в 1995 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года была одобрена федеральная целевая программа «Создание и развитие РСЧС» в составе четырех подпрограмм «Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», «Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Оснащение техническими средствами сил РСЧС» и «Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе», что способствовало улучшению финансирования и выполнению предусмотренных мероприятий.
Важным шагом в деле совершенствования системы управления РСЧС стало создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, получившей статус федерального координирующего органа РСЧС.
5 ноября 1995 года Правительство Российской Федерации приняло постановление «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым было утверждено Положение о РСЧС, определены функции федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и перечень создаваемых ими функциональных подсистем РСЧС.
Совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в МЧС России продолжала развертываться работа в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. С этой целью совместно с Госгортехнадзором России было подготовлено и 1 июля 1995 года утверждено Правительством Российской Федерации Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, согласно которому все предприятия, учреждения и организации, имеющие потенциально опасные производства, обязаны заявить местным органам власти, населению и соответствующим отраслевым структурам о достаточности принятых мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций при эксплуатации этих объектов.
Работа по внедрению системы декларирования безопасности объектов наряду с участием в лицензировании и страховании потенциально опасной деятельности стала занимать важное место в деятельности органов управления ГОЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов.
Большого напряжения сил всех уровней и материальных затрат потребовало проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ряда крупных чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны.
Самым трагическим событием 1995 года стало Нефтегорское землетрясение на севере Сахалина, унесшее жизни около 2000 человек. По своей силе, масштабам разрушений и количеству жертв оно оказалось одним из крупнейших в истории России.
В аварийно-спасательных работах, которые проводились под руководством министра С.К. Шойгу, было задействовано более 1600 спасателей и значительное количество специальной техники, в том числе 25 самолетов и 16 вертолетов. Из-под завалов было извлечено 406 человек, осуществлены экстренные меры по первоочередному жизнеобеспечению жителей пострадавшего поселка.
В преддверии этой катастрофы в связи с прогнозом возможного сильного землетрясения на Камчатке были подготовлены и проведены командно-штабная тренировка и штабное учение по ликвидации возможных последствий землетрясения, активное участие в руководстве которыми приняли Н.И. Локтионов и С.С. Салов
Безусловно, эти мероприятия способствовали успешным действиям сил РСЧС при ликвидации последствий Нефтегорского землетрясения.
В целом в 1995 году войска гражданской обороны привлекались к ликвидации чрезвычайных ситуаций более 100 раз. Поисково-спасательные службы министерства провели около 700 поисково-спасательных операций, в результате которых было спасено 1132 человеческих жизни.
Большой объем работы был выполнен авиацией МЧС, самолеты и вертолеты которой совершили 210 вылетов в зоны ЧС. Было перевезено почти 5 тыс. тонн грузов и более 3 тыс. пассажиров.
В этот период началось становление Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России, созданного постановлением Правительства Российской Федерации в мае 1995 года.
Значительные силы и средства МЧС России, ряда функциональных подсистем в течение всего 1995 года принимали активное участие в выполнении первоочередных работ по восстановлению систем жизнеобеспечения населения Чеченской Республики и оказанию ему гуманитарной помощи.
На территории Чеченской Республики было создано Территориальное управление МЧС России, развернуты сводные отряды, сформированные на основе сил и средств соединений и воинских частей войск гражданской обороны.
В 1995 году МЧС России стало активно заниматься проблемой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на акваториях. В июне была проведена Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Проблемы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России».
На конференции было разработано положение о взаимодействии заинтересованных федеральных министерств и ведомств по решению данной проблемы, а 26 августа 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации был утвержден «План взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и водных бассейнах Российской Федерации».
Важным для повышения эффективности функционирования РСЧС стало принятие Правительством Российской Федерации постановления от 24 июля 1995 года «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
В период с 30 мая по 1 июня 1995 года в Мурманской области на базе Кольской АЭС прошло международное командно-штабное учение «Полярные Зори-95», где отрабатывались действия по ликвидации крупной радиационной аварии на атомной электростанции.
В 1995 году был проведен комплекс мероприятий по повышению готовности войск гражданской обороны. В регионах в составе спасательных бригад и механизированных полков гражданской обороны завершилось формирование 10 спасательных (десантных) отрядов и 14 подразделений переправочно-десантных средств. На Дальнем Востоке был создан поисково-спасательный отряд в составе 3 водолазных катеров для проведения аварийно-спасательных работ на акваториях.
Вместе с тем, уровень готовности РСЧС оставался недостаточным. Особенно это касалось основного оперативно-тактического звена РСЧС – ее территориальных подсистем. Отсутствие у субъектов Российской Федерации собственных мобильных аварийно-спасательных сил, подчиненных соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям и штабам ГОЧС, снижало возможности территорий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Понимая необходимость разработки стратегических проблем развития МЧС России, а также приоритетных направлений государственной политики в области гражданской защиты, руководством министерства было принято решение о создании самостоятельного научного подразделения. Приказом МЧС России от 3 октября 1995 года был образован Центр стратегических исследований гражданской защиты. Его первым начальником стал Н.Н. Долгин.
|