Предыстория создания чрезвычайной службы России
В нашей стране пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе первой мировой войны, когда авиация получила бурное развитие и стала способной наносить удары по тылам противника.
Позднее, в 1932 году, была образована местная противовоздушная оборона (МПВО). Дату принятия Советом Народных комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне территории СССР» - 4 октября 1932 года - принято считать днем рождения МПВО.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
Следующий кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году в связи с появлением ракетно-ядерного оружия, спецификой защиты от него, необходимостью снизить потери и последствия в случае его применения.
МПВО была преобразована в Гражданскую оборону СССР, получившую значительное развитие. Ее состояние в 60-70-е годы ХХ века было одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны со стороны вероятных противников СССР.
Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Это подтвердила авария на Чернобыльской АЭС, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Именно Чернобыльская катастрофа показала назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия ускорила принятие решения по данному вопросу.
1990 год. Создание Российского корпуса спасателей
17 июля 1990 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». 27 декабря 1990 г. был образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Эта дата и принята за начальную точку отсчета истории чрезвычайной службы России.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. Председателем Российского корпуса спасателей был назначен Шойгу Сергей Кужугетович.
Таким образом, в России впервые был создан федеральный орган исполнительной власти, предназначенный для решения проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные усилия созданного корпуса были направлены на организацию взаимодействия с органами государственного управления и органами надзора, осуществляющими функции по обеспечению промышленной и экологической безопасности, защите населения в экстремальных условиях, решению вопросов, связанных с обеспечением оперативного привлечения профессиональных аварийно-спасательных и других сил и средств, независимо от их ведомственной подчиненности, к ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на формирование первичной нормативной базы для квалифицированного решения задач предупреждения и ликвидации катастроф и стихийных бедствий.
1991 год. Образование Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
Основными направлениями государственной политики, положенными в основу деятельности созданного ГКЧС РСФСР, были:
разработка принципов построения российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования органов государственного управления Российской Федерации;
создание законодательной и нормативной базы защиты населения, окружающей среды и обеспечения устойчивости экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций;
разработка государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения при их возникновении, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства;
создание аварийно-спасательных сил;
организация подготовки инженерных и научных кадров в интересах российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
организация международного сотрудничества Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Одной из первых операций нового ведомства и проверки его профессиональной готовности стала ликвидация угрозы обрушения многометровой трубы на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе в сентябре 1991 года, когда верхняя 700-тонная часть трубы нависла над сооружениями предприятия.
Ликвидировать сложившуюся чрезвычайную ситуацию было поручено ГКЧС России. Руководство операцией осуществлял начальник отдела Госкомитета С.М. Кудинов. После тщательной проработки было принято решение вместо подрыва всей трубы произвести подрыв направленным действием только наклонившейся ее части, сохранив при этом нижнюю часть трубы и сведя к минимуму возможный очаг разрушения.
Точный расчет военных инженеров и мужество спасателей во главе с А.Н. Рожковым, будущим Героем Российской Федерации, заложивших взрывчатку на высоте 120 метров, позволили «положить» поврежденную часть трубы в расчетное место (позже эта операция была занесена в «Книгу рекордов Гиннесса»).
В 1991 году силы ГКЧС РСФСР также привлекались к участию в ликвидации последствий наводнений в Поволжье, Бурятии, Читинской области и землетрясения в Краснодарском крае.
Событием, имеющим важное значение для дальнейшего развития чрезвычайной службы России, организации современной системы защиты населения, материальных и культурных ценностей в мирное и военное время, явилось создание в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР Государственного комитета при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На созданный Госкомитет были возложены следующие основные задачи:
координация деятельности органов государственного управления РСФСР по защите населения и национального достояния, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением противником современных средств поражения;
обеспечение создания российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
руководство работами по ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
организация разработки и реализации государственных программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения при их возникновении, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства;
координация работ по созданию государственных чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
организация обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществление государственного надзора на территории РСФСР за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;
участие в международном сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ГКЧС РСФСР было поручено создать при Госкомитете Штаб войск гражданской обороны для управления соединениями, воинскими частями и подразделениями гражданской обороны и региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске, а также принять в установленном порядке от министерства обороны органы управления, соединения, воинские части и подразделения, учреждения и учебные заведения Гражданской обороны, дислоцирующиеся на территории РСФСР, со всем личным составом, вооружением и материально-технической базой.
В результате проведенной реорганизации в России был образован единый федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
|