Сайт первого Президента Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

2004.02.04 На вопросы "Интерфакса" отвечает Президент Чувашской Республики Николай Федоров

Николай Васильевич, как Вы относитесь к возможному продлению срока полномочий президента РФ?


Положительно. Я учитываю при этом чрезвычайную важность фигуры главы государства с учетом нашего российского менталитета и истории.


Как бы мы, исходя из своих демократических подходов, не возмущались чрезмерными полномочиями, которые есть у президента Российской Федерации, на нынешнем этапе, по крайней мере, в течение ближайших десяти лет - и тактически, и стратегически это оправданно.


Почему я допускаю возможность продления конституционного срока полномочий президента? Я вижу и видел раньше, работая в Москве, и теперь, когда работаю в регионе, что после избрания президента примерно до полугода уходит на формирование правительства и утряску, настройку работы и так далее. Затем где-то полтора года они работают с очень хорошим настроением и планируют что-то, даже пытаются сначала создавать долгосрочные планы, затем переходят к среднесрочным и, наконец, к тактическим, потому что за два-полтора года все начинают думать о следующих выборах - и президент, и его команда, и правительство. И мы такой настрой в регионах ощущаем на собственной шкуре.


И на огромной территории нашей страны каждые четыре года проводить выборы - значит лишать главу государства возможности для создания и выполнения стратегических планов.


Четыре года - далеко не самый оптимальный срок для российских условий. Президента можно избирать на два срока по семь лет. Это позволит организовать стратегическое планирование и будет служить делу стабилизации положения в экономике, социальной и других сферах. Что касается внесения возможных поправок в Конституцию, то в этом направлении, чтобы не было подозрения, что речь идет о действующем президенте, можно принять американскую систему, когда вносимая поправка фактически становится действующей только через семь лет.


Что касается опасения "узурпации власти", то при определенных возможностях эту власть можно узурпировать и за два года.


Речь идет об укреплении конституционных ветвей власти и конституционной ответственности, а не о сроках.


Как Вы относитесь к идее укрупнения российских регионов?


Аргументация сторонников укрупнения основывается на том, что это позволит выровнять бюджетную обеспеченность территорий. Я сильно сомневаюсь в такой аргументации. Это абсолютно порочная аргументация, и мне не понятно, почему без укрупнения регионов мы не выполняем все федеральные законы, в том числе бюджетные, налоговые кодексы, которые концептуально направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности всех 89 субъектов Российской Федерации.


Это значит, что федеральный центр никак не может справиться с выравниванием бюджетной обеспеченности всех регионов. Можно подумать, субъекты Федерации способны сами справиться с этим выравниванием, с этой исторической, экономической и политической задачей! Возможности бюджета даже укрупненного региона значительно уступает возможностям федерального центра.


Эта аргументация либо от лукавого, либо просто вранье для непосвященных людей!


Более того, мотивация федеральных органов власти и руководства регионов, которые хотят укрупняться, совершенно разная.


В ходе объединения двух-трех регионов в единый субъект РФ каждый из них теряет выход на федеральный уровень, своих представителей в Госдуме и Совете Федерации. То есть они теряют своих, в нормальном понимании этого слова, лоббистов.


Кроме того, никто не может твердо гарантировать, что средства в укрупненном регионе равно будут распределяться по всей территории.


Если подобные идеи возникают снизу, то к ним надо серьезно относиться и прислушаться, но если они инспирированы сверху, то это может пагубно сказаться и на всей федеральной политике.


Чувашия также в числе пяти регионов Российской Федерации является пилотным регионом проекта по реформированию системы государственного управления, осуществляемого при участии Европейского Союза. Как Вы охарактеризуете реализацию проекта на сегодня - что уже сделано, что предстоит сделать? Каковы конечные цели и задачи проекта?


Реформирование системы государственного управления осуществляется в целях создания публичной государственной службы, которая отвечала бы критериям эффективности, профессионализма и соответствия потребностям современного гражданского общества.


Выработка практических рекомендация по совершенствованию государственной службы, исходя только из зарубежного опыта реформирования государственной службы, является крайне неэффективной, несмотря на возможности адаптации общепризнанных универсальных форм и методы повышения эффективности государственного управления. История и менталитет российской государственной службы имеют существенные отличия от других стран и индивидуальные особенности, без учета которых, любые, даже наиболее общепринятые и внешне прогрессивные, рекомендации не дадут эффекта. Целесообразно интенсивно накапливать собственный опыт модернизации государственной службы, учитывая региональные и национальные традиции.


В 2003 году был проведен функциональный анализ деятельности всех органов исполнительной власти Чувашской республики, в ходе которого были проанализированы вопросы закрепленности выполняемых ими функций в нормативных правовых актах. Основной акцент сделан на анализ конкретной области деятельности органов власти, участвующих в эксперименте, а именно: министерств культуры, здравоохранения, управлений культуры, по делам молодежи, физической культуры и спорта администрации Чебоксарского района. В ходе исследования разработаны предложения по устранению дублирования излишних и фиктивных функций, предложения по включению в положения об органах и их структурных подразделениях необходимых, но не оформленных нормативно функций. Подготовлены предложения по определению индикаторов результативности конкретных сотрудников и включению их в систему оценки деятельности государственных служащих, работающих в органах исполнительной власти, участвующих в эксперименте. Разработана схема взаимосвязи качества выполняемых функций с оплатой труда и премирования государственных служащих, проекты соответствующих локальных нормативных актов. Практическое использования наработанных предложений сдерживает отсутствие федерального нормативного акта, позволяющего участникам эксперимента не придерживаться существующих бюджетных ограничений, поскольку часть предложений связана с необходимостью модификации бюджетной отчетности.


В 2004 году предполагается практическое использование наработанных предложений, вписывающихся в требования действующего законодательства, и тиражирование отдельных фрагментов на другие органы исполнительной власти Чувашской республики.


В частности, для применения системы измерения результатов деятельности органов исполнительной власти ЧР будут установлены показатели, характеризующие результат деятельности или успешность движения к достижению цели - показатель конечного эффекта. Установление для каждого министерства (ведомства) обобщенных показателей конечного эффекта в виде стратегических планов действий на ближайшие три года позволит соотнести ресурсное обеспечение государственных органов власти с объемом и качеством выполняемых ими функций. В перспективе эти меры позволят перейти к планированию бюджетных расходов на основе стоимости функций государственного управления и планируемых результатов.


Реализация эксперимента позволит наработать практический опыт применения новых подходов по функциональному и организационному изменению структуры, методов планирования, бюджетирования, финансирования, мониторинга, оценки и контроля деятельности государственной службы в зависимости от типов осуществляемых функций, и в конечном итоге поднять уровень государственной службы на качественно новый и, главное, более эффективный уровень.


Еще Чувашия является одним из пилотных регионов по целому ряду направлений федеральной программы "Электронная Россия", в частности, развития телемедицины. Какие мероприятия правительство Чувашии планирует провести в этой сфере в 2004 году?


Реализуемые в Чувашии пилотные проекты федеральной целевой программы "Электронная Россия" охватывают практически все направления развития республики - от компьютерно-коммуникационной инфраструктуры до базовых информационных ресурсов.


В первом полугодии 2004 года совместно с Минсвязи России мы завершаем масштабный проект интеграции органов власти и бюджетных учреждений на всей территории республики в единую сеть. В министерствах и муниципалитетах установлены и подключены к сети более тысячи современных компьютеров, созданы высокоскоростные компьютерные сети во всех районных центрах, развернут республиканский ситуационный центр. Таковы практические результаты этого проекта.


Развивается единая телемедицинская сеть, которая охватывает не только республиканские, но и районные лечебные учреждения, и позволяет проводить телемедицинские консультации с ведущими медицинскими центрами страны. По показателю подключенности к Интернету школ, в том числе сельских, наша республика лидирует среди других субъектов федерации.


Хочу отметить важнейшее наше достижение - создана развитая инфраструктура общественного доступа к информационным ресурсам и сервисам. Муниципальные центры общественного доступа открыты во всех районных центрах, все больше информационных киосков появляется в публичных местах.


В центрах общественного доступа гражданам бесплатно предоставляется доступ к сети интернет и порталу органов Чувашской Республики, объединившему сайты более семидесяти органов власти республики и обеспечивающему всестороннее информирование граждан о деятельности власти.


Все принятые президентом и кабинетом министров Чувашской Республики решения в течение считанных минут появляются в сети Интернет, в режиме реального времени размещаются новости, объявления о проводимых конкурсах на государственные и муниципальные закупки, планы мероприятий, публикации прессы, кадровые вакансии и многое другое. Жители села могут получить в Интернете реальную и интересующую их информацию: сколько стоит в различных районах республики сельскохозяйственная продукция, как получить справки о составе семьи, субсидии на покупку племенного скота и элитных семян, возмещение лизинговых платежей, когда можно прийти на прием к главе администрации и много другой социально важной и необходимой информации. В 2004 году посредством портала будут реализованы первые интерактивные сервисы, предоставляемые гражданам органами власти. Развитие портала - это также один из пилотных проектов "Электронной России" по созданию базовых государственных информационных систем и ресурсов, реализуемых нами совместно с Минэкономразвития России.


Важнейшим направлением наших совместных работ является также создание объединенных государственных ресурсов (ОГИРов) в области персонифицированного учета населения. Сейчас ОГИРами охвачены органы ЗАГС, паспортные службы МВД и ЖКХ, формируются единые базы данных на муниципальном и республиканском уровнях. Во второй половине 2004 года будет сформирован единый республиканский ОГИР "ЗАГС-ПВС-ЖКХ" с полной выверкой и синхронизацией ведомственных баз данных.


Дальнейшее развитие ОГИР - реализация в Чувашской республике пилотного проекта взаимодействия граждан с государственными органами посредством мультипликационной интеллектуальной карты (проект "Мультикарта"), которая должна будет выполнять целый комплекс функций от международной платежной карточки до удостоверения личности и пропуска на предприятие.


Одной из важных задач для нас является качественное изменение обслуживания населения, избавление граждан от стояния в очередях в "присутственных местах", сбора громадного количества справок за счет внедрения системы оказания электронных услуг. Мы должны изменить в сознании граждан образ государства как огромной, неповоротливой и враждебной машины. Наша цель - построение "электронного правительства", обеспечивающего взаимодействие граждан, бизнеса и власти на принципиально новом уровне открытости и эффективности.


Вы возглавляете комиссию Государственного совета Российской Федерации по развитию системы государственного медицинского страхования. Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в этой сфере? Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для повышения эффективности системы медстраха?


Заявив о себе в начале 90-х годов, система обязательного медицинского страхования в целом завершила начальный период становления, и сегодня особенно остро встал вопрос о выборе дальнейшей схемы ее существования и реализации всех ее потенциальных возможностей.


Законопроект "Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации" в целом направлен на улучшение положения в здравоохранении. Вопрос включения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в систему обязательного медицинского страхования вполне оправдан. Его принятие возможно при соблюдении условий по определению страхователя указанной категории граждан и уплаты за них страховых взносов. Однако неоднозначным представляется вопрос предоставления адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам из очень разных бюджетов очень разных субъектов РФ.


Предоставление дополнительных государственных гарантий пенсионерам должно обеспечиваться стабильным источником финансирования, в первую очередь из федерального бюджета.


Один из активно обсуждаемых вопросов - добровольный выход участников из системы ОМС. Здесь необходимо обратить внимание на возможные нарушения таких принципов, как "обязательность" и "социальная солидарность". Выход из системы обязательного медицинского страхования наиболее обеспеченных категорий граждан не исключает сохранения или даже углубления дефицита финансовой обеспеченности программы ОМС, в связи с чем указанный вопрос требует дополнительного экономического анализа.


Что касается вопроса обеспечения финансовой стабильности системы медицинского страхования, то сегодня ни у кого не вызывает сомнений необходимость программного формирования финансирования, относится ли это к бюджетным источникам финансирования медицинской помощи или к различным системам страхования. Имеет определенное значение и выравнивание условий финансирования. С этой целью в законопроекте рассматривается вопрос об увеличении финансовых средств, консолидируемых в Федеральном фонде ОМС.


Действующий закон о медицинском страховании распространяется сразу на две системы - обязательного и добровольного медицинского страхования. Однако в настоящее время законодательством урегулированы далеко не все стороны ДМС, поэтому назрела необходимость разработать отдельный закон.


Чувашия является одним из немногих регионов России, который имеет кредитный рейтинг. Как сказалось присвоение кредитного рейтинга на экономической ситуации в республике? Какие меры правительство намерено предпринять для повышения инвестиционного потенциала региона? Каковы основные направления инвестиционной политики? Планирует ли регион размещать облигационные займы в России, а может, есть планы выхода на международный рынок заимствования?


Присвоение Чувашской республике в прошлом кредитного рейтинга "Рейтинговым агентством Интерфакс" (стратегический партнер агентства Moody's Investors Service в России - прим. ИФ), по национальной шкале оказало благоприятное воздействие на экономическое состояние республики.


Наличие кредитного рейтинга, отражающего высокое качество административного управления, хорошую кредитную историю, низкий уровень накопленного долга, высокую финансовую открытость позволило привлечь дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики. Это обеспечило сохранение устойчивых тенденций опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с темпами роста в целом по России. Так, за 2003 год рост инвестиций в основной капитал составил 13,0% (по России - 12,5%). Обеспечен рост производства на 8,1%, а реальные доходы населения повысились на 15,4%.


В конце 2003 года кабинетом министров Чувашской Республики подписаны соглашения о сотрудничестве с Всероссийским банком развития регионов" и банком "Петрокоммерц". В начале 2004 года заключено еще одно генеральное соглашение о сотрудничестве между кабинетом министров Чувашской Республики и ОАО "Волжская инвестиционная компания". Подготовлено соглашение о сотрудничестве между кабинетом министров Чувашской республики и банком внешней торговли.


В настоящее время в рамках подписанных соглашений решается вопрос о вхождении ОАО "Волжская инвестиционная компания" в состав акционеров ОАО "Лизинговая компания малого бизнеса" и финансирования данной компанией ряда лизинговых и энергоэффективных проектов, а также предоставление ОАО "Всероссийский банк развития регионов" кредитных и лизинговых услуг под инвестиционные проекты организаций реального сектора экономики Чувашской республики.


Кроме того, в конце прошлого года одной финансовой организацией приобретены облигации республиканского займа 2003 года.


Как известно, инвестиционный потенциал региона складывается из множества макроэкономических характеристик, основными из которых являются производственный и трудовой потенциалы, а также насыщенность социальной и инженерной инфраструктурой.


В связи с этим, инвестиционная политика, проводимая в Чувашской республике, направлена прежде всего на создание благоприятных условий для мобилизации имеющихся и привлечении новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор для обеспечения необходимых темпов экономического роста, развитие общественной инфраструктуры.


Наиболее перспективными направлениями инвестирования являются производство машиностроительной продукции, органических и неорганических химических соединений, глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов и керамических изделий, приборостроение, лизинг оборудования в различных отраслях экономики, развитие малого бизнеса, энергоэффективные и инновационные проекты. Приоритетными при оказании государственной поддержки остаются стратегически важные для республики объекты инженерной инфраструктуры, от которых зависит устойчивое функционирование всей экономики.


В настоящее время предприятиями республики ведется работа по реализации ряда интересных инвестиционных проектов, стоимость которых составляет более 10 млн. долларов США. В частности, в ОАО "Промтрактор" планирует создание нового модульного ряда промышленных тракторов и литейно-прокатного комплекса, ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" - внедрение прогрессивных технологий в литейном, инструментальном, кузнечном производствах, ОАО "Чебоксарский электроаппаратный завод" - осваивает производство современной электротехнической продукции - высоковольтных комплектных устройств и изделий низковольтной аппаратуры, ОАО "Химпром" - создает новые производства: водорода, трихлорсилана, полупроводникового качества, монохлоруксусной кислоты, новых химических средств защиты растений и другие.


Кроме того, при поддержке федерального бюджета начата реализация такого значимого для республики инвестиционного проекта, как "Развитие территории и акватории "Чебоксарского речного порта".


С целью стимулирования инвестиционной и инновационной активности предприятиям реального сектора экономики активно оказывается государственная поддержка в форме предоставления государственных гарантий, бюджетных и инвестиционных налоговых кредитов, льгот по налогам в части, направляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, для малого предпринимательства - субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам и расходов по лизинговым платежам. На эти цели в республиканском бюджете ежегодно предусматриваются значительные суммы. Только за последние четыре года более 140 предприятиям и организациям республики оказана государственная поддержка из республиканского бюджета Чувашской Республики на общую сумму 405,1 млн. рублей, что позволило создать и сохранить рабочие места, повысить налоговые поступления.


В 2003 году Чувашская Республика впервые вышла на биржевой рынок субфедеральных ценных бумаг, на котором инвесторы Чувашскую Республику как заемщика знали мало. Наличие у республики рейтинга способствовало размещению облигаций республиканского займа с переменным купонным доходом на Московской межбанковской валютной бирже в полном объеме (на сумму 285 млн. рублей), причем наши ценные бумаги пользуются большим доверием, чем бумаги Московской или Новосибирской областей.


Учитывая опыт прошлого года, в 2004 году размещение облигационного займа планируется в сумме 500 млн. рублей с более длительным сроком обращения (три года). Ценные бумаги Чувашии постепенно увеличивают срок обращения, что позволяет реализовать долгосрочные инвестиционные программы и исключать фрагментарность в инвестиционной политике. Средства от размещения облигаций будут направлены на реализацию крупномасштабных проектов по развитию фундамента цивилизованной экономики общественной инфраструктуры: газификация, строительство дорог и школ.


Вопрос о выпуске еврооблигаций нами не рассматривается в связи с запретом, установленным Бюджетным Кодоксом РФ, в связи с безответственной и просто безобразной практикой осуществления внешних заимствований в прошлые годы некоторыми субъектами Российской Федерации.


В Чувашии реализуется широкомасштабная программа развития села, в частности, увеличивается дорожное строительство, создается сеть сельских модельных библиотек, развивается ипотечное строительство жилья. Какие мероприятия запланированы в этом направлении на текущий год?


Много важнейших мероприятий, в частности:


- завершить основные работы по газификации населенных пунктов, и довести в конечном итоге уровень газификации жилья до 80 процентов;


- дальнейшее стимулирование строительства жилья в сельской местности, в том числе развитие ипотечного кредитования, которое создает хорошие перспективы для жилищного строительства на селе.В 2004 году будет продолжена работа по реализации эксперимента по использованию ипотечного жилищного кредитования в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", участником которого Чувашия стала в 2003 году;


- строительство, реконструкция, ремонт и обустройство автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты. Следует отметить, что по наличию автомобильных дорог на 1000 кв. километров территории Чувашская Республика уже занимает первое место среди областей и республик Приволжского федерального округа и четвертое место по Российской Федерации.


Моим указом 2004 год объявлен Годом молодежи и здорового образа жизни. Развитию массового и семейного спорта в республике всегда уделялось особое внимание. В июле 2004 года в Чувашии пройдут V Всероссийские летние сельские спортивные игры с участием сборных стран СНГ (впервые после распада СССР).


Будет продолжена работа по открытию отделений общей врачебной (семейной) практики, которые подтвердили высокую эффективность. Предусмотрено дальнейшее развитие новой формы социального института - сельского комплексного центра медико-социального обслуживания, соединяющего офисы семейного врача и отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.


Кроме того, по всей Чувашии продолжится открытие сельских модельных библиотек, оснащенных современным компьютерным оборудованием, телевизорами, видеомагнитофонами, музыкальными центрами, комплектами лицензионных видеокассет и компакт-дисков с образовательными программами, электронными энциклопедиями. Все библиотеки будут подключены к республиканской телекоммуникационной сети и сети Интернет. Предусматривается дальнейшее совершенствование услуг учреждений культуры для всех групп сельского населения через создание интегрированных и многопрофильных социокультурных учреждений культуры.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика