Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (реорганизовано)ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Автотранспорт Чувашии: на пороге перемен

24 августа 2005 г.

Основные показатели

 

Регулярные перевозки пассажиров маршрутными автобусами в республике осуществляют 20 крупных и средних государственных и частных предприятий, в том числе 10 предприятий Республиканского государственного унитарного предприятия «Чувашавтотранс». Кроме этого, около 900 частных мелких предпринимателей - владельцев транспортных средств также заняты в этой сфере деятельности. Все они работают на 621 маршруте, их них: 74 - городских. 433 - пригородных, 122 - междугородных в том числе 34 - межобластных.

На них задействовано более 2 тыс. автобусов, в том числе 1100 автобусов предпринимателей, из которых более 700 ед. работают на городских маршрутах в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь и Шумерля. При этом в последние годы наблюдается явная тенденция увеличения объема перевозок пассажиров индивидуальными предпринимателями. Так, в прошлом году ими перевезены 45,6 млн. человек, что в 2,74 раза больше, чем в 2003 г.

Вместе с тем по-прежнему основным перевозчиком в сфере пассажирского автотранспорта общего пользования является РГУП «Чувашавтотранс», обслуживающее 494 автобусных маршрута, в том числе 46 - городских, 344 - пригородных и 114 - междугородных и межобластных. В отличие от работы индивидуальных предпринимателей, объем перевозок пассажиров предприятиями «Чувашавтотранс» в прошлом году по сравнению с предыдущим снизился на 9,6% и составил около 214 млн. пассажиров. Причем это с учетом привлечения транспорта индивидуальных предпринимателей, которые работали на 35 маршрутах. Несмотря на это, доля перевозок пассажиров автотранспортом общего пользования в общем объеме пассажирских автоперевозок все еще остается высокой: около 70%.

В республике, как и во многих российских регионах, сложилась непростая ситуация с обновлением парка автобусов. Однако в настоящее время дело сдвинулось с «мертвой точки». Так, в прошлом году РГУП «Чувашавтотранс» приобрело по лизингу 40 новых автобусов, в основном марки ЛиАЗ. Списано же было 128 ед. В текущем году предполагается приобрести еще 29 автобусов. К началу июля в РГУП уже поступила первая партия из трех новых автобусов марки ПАЗ, два из которых переданы в ООО «Шумерлинское УТК», а один - в ООО «Чебоксарское УПК». А вообще по состоянию на 01.01.2005 г. количество маршрутных автобусов РГУП «Чувашавтотранс составило 766 ед., в том числе 431 -с полной амортизацией, т.е. более половины парка автобусов. Поэтому на кардинальное решение проблемы обновления автобусного парка республики понадобится еще немало времени... и денежных средств. Сегодня новый подвижной состав приобретается как за счет бюджетных средств республики, так и за счет собственных средств предприятий. Например, в этих целях из бюджета Чувашской Республики в 2004 г. РГУП «Чувашавтотранс» было выделено 32489 тыс. руб.

Как известно, в отличие от частников, автотранспорт общего пользования несет на себе бремя социального характера, выполняя перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, которые порой ниже их себестоимости. Например, стоимость проезда по городу на АТОП равна 4 руб. 50 коп. В прошлом году на покрытие убытков от регулируемых тарифов из бюджетных средств республики было потрачено 51,2 млн. руб., что на 16% больше предыдущего периода. Кроме этого, на покрытие расходов по перевозке льготных категорий пассажиров РГУП «Чувашавтотранс» было выделено 95,1 млн. руб.

По состоянию на 01.05.2005 г. из средств республиканского и федерального бюджетов на государственную поддержку предприятий всех видов общественного пассажирского транспорта перечислено 83,2 млн. руб. В том числе на дотации на покрытие убытков от перевозки пассажиров автомобильным транспортом - 23,6 млн. руб., а также на покрытие расходов по перевозку льготников - 42,3 млн. руб.

В соответствии с соглашением между Минфином России и Кабинетом министров Чувашии на каждого федерального льготника поступает 50 руб. в месяц. Эта сумма не покрывает действительных затрат автоперевозчика, поэтому определенные тяготы от проведения так называемой монетизации вновь перекладываются на автотранспорт общего пользования. Республиканским же властям придется изыскивать дополнительные средства на покрытие убытков от перевозок этой категории населения.

Хотя убытков у пассажирских предприятий общего пользования хватало еще и до проведения монетизации. И причин тому - множество. Все они хорошо известны. Это и работа, в отличие от предпринимателей. по регулируемым тарифам, которые не покрывают истинных затрат автоперевозчика. К ним можно также отнести изношенный автопарк, перехватывание пассажиров частниками и, как следствие, недостаточное заполнение автобусов, убытки от перевозки «льготников», «издержки» системы налогообложения, работа на социально значимых убыточных маршрутах, наличие нерациональной структуры парка, высокая стоимость нового подвижного состава, запасных частей и комплектующих, постоянный рост топлива и т.д. Например, в Чебоксарах стоимость бензина А-92 составляет уже 14,2 руб., а дизельного топлива - около 13 руб. Удельный вес топливной составляющей в себестоимости перевозок пассажиров превышает 30%.

Все эти причины. а также отсутствие необходимых средств на обновление подвижного состава, содержание имеющегося парка и технической базы, нехватка средств для достойной оплаты труда сотрудников авто-предприятий привели к процедуре банкротства РГУП «Чувашавтотранс. В настоящее время здесь введено внешнее управление. Отразилось это и на работе отдельных предприятий, входивших в систему РГУП «Чувашавтотранс». Например. изменилась жизнь Канашского ПАТП, с работой которого помогли познакомиться руководитель Чувашского республиканского отделения Ространснадзора Юрий Титов. досконально знающий проблемы отрасли изнутри, а также директор это-го предприятия Родион Мясников.

 

Работать без убытков: миф или реальность?

 

Канашское пассажирское автотранспортное предприятие было образовано в апреле 1960 г. Оно занимается перевозкой пассажиров автобусами на городских. пригородных, междугородных маршрутах в районах Чувашии и до сих пор является одним из крупных в республике,

До 1 января 2004 г. Канашское пассажирское автотранспортное предприятие было филиалом РГУП «Чувашавтотранс». Подвижной состав состоял из 134 автобусов, из них: малого класса - 5 ед., среднего - 124, большого - 3 и особо большого - 2 ед. Полтора года тому назад финансовому состоянию ПАТП вряд ли бы кто позавидовал. На 1 декабря 2004 г. долги предприятия перед поставщиками, бюджетом и налоговыми органами достигли 27,5 млн. руб. Поэтому о работе с прибылью приходилось только мечтать. Однако мечтам свойственно сбываться. И в данном случае этому способствовало принятое решение о создании на базе филиала отдельных предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров.

После анализа прежней структуры управления было организовано 8 обществ с ограниченной ответственностью с самостоятельными балансами, работающих на едином налоге на вмененный доход. Количество автобусов в каждом из этих обществ не превышает 20 ед. Руководством деятельностью всех этих небольших предприятий стала заниматься ООО «Управляющая компания «Канашское пассажирское автотранспортное предприятие».

Так какова же цель этих преобразований? Прежде всего, с самого начала деятельности была поставлена основная задача: работать без убытков. То есть получаемые доходы от перевозки пассажиров должны покрывать все расходы и затраты. При этом для достижения этой цели рассматривались два основных направления: увеличить доходы от перевозки пассажиров и найти пути сокращения затрат.

Одним из вариантов последнего явилось коренное изменение структуры предприятия. В связи с этим было составлено   новое   штатное расписание, в результате которого появились такие новые должности, как менеджер по персоналу, специалисты по маркетингу и информационным системам. Вместо бывших громоздких отделов с их жесткими рамками функциональных обязанностей появились новые структуры. Среди них, например, отдел информационных систем, который обрабатывает всю информацию   по   производственной, экономической и финансовой  деятельности. В состав отдела входят специалисты, занимающиеся как экономикой  так и технической подготовкой производства. Создана единая информационная база учетной и отчетной деятельности. Такой подход позволил оперативно вмешиваться в ход производственного процесса, тем самым более гибко использовать имеющиеся транспортные средства. Например, на одних и тех же маршрутах в разное время применять автобусы различной вместимости, рационально составлять графики профилактических ремонтных работ, проведения ТО-1 и ТО-2.

Безусловно, изменение структуры предприятия имело для некоторых сотрудников и негативные последствия. Ведь в результате проведенных преобразований численность работающих была сокращена. Если в 2004 г. на предприятии были заняты 607 человек, то сейчас - 451. Столь существенное сокращение персонала не привело к ухудшению качества обслуживания пассажиров. Как заверил директор ООО «УК «КПАТП» Родион Мясников, сокращение численности работников не повлияло ни на качество обслуживания пассажиров, ни на количество обслуживаемых маршрутов. Сегодня за предприятием закреплен 131 маршрут по городским, пригородным, междугородным и межобластным маршрутам. Их протяженность составляет 6388,9 км, из них в сельской местности - 2389,6. Работа в новых условиях изменила отношение водителей и кондукторов, а также других работников к выполнению своих обязанностей. Оно стало более ответственным за результаты своего труда.

Новая структура управления позволила отказаться от традиционных форм и методов планирования. Четкое определение путей получения доходов и проведения анализа расходов и затрат позволяет ежемесячно составлять бюджет по каждому ООО, которые утверждаются на балансовой комиссии при директоре Управляющей компании. Руководство ООО ежедневно по компьютеру отслеживает выполнение, прежде всего, бюджетных показателей, анализируя доходную и затратную части бюджета. Ежемесячно на финансовой комиссии руководители ООО отчитываются о выполнении месячного бюджета. Здесь же определяются размеры вознаграждений по итогам месяца.

Пока заработная плата работников невелика. Её средний размер за 4 месяца этого года составил 3737 руб. против 3400 руб. за тот же период прошлого года. В апреле же средняя заработная плата была равна 4114 руб. И хотя ее размер оставляет желать лучшего, тем не менее наличие положительной динамики вселяет в работников радужные надежды.

Новая система управления позволяет наиболее гибко применять систему оплаты труда. Например, последовательно повышается зарплата водителей и кондукторов, работающих на городских маршрутах, а также ремонтных рабочих. Это достигается путем применения системы премиальных доплат за повышение не только качества и количества выполненных работ но и достижение плановых финансовых результатов. Здесь. прежде всего, речь идет о сокращении затрат и увеличении доходов от конкретного вида деятельности. Сегодня на предприятии возобновлена система экономического соревнования среди водителей и кондукторов. По итогам работы за месяц занявшие первые три места водители и кондукторы во всех ООО получают дополнительно премию в размере от 1000 до 2500 руб.

Повысить заработную плату работникам позволяют обнадеживающие общие итоги работы предприятия за последнее время. Так по истечении 4 месяцев текущего года уже удалось достичь поставленной цели, а именно: работать без убытков. Кроме этого, по пригородным маршрутам получили хоть и небольшую. но прибыль. В целом же доходы созданных предприятий от перевозки пассажиров выросли и составили 19,3 млн. руб. против 18,2 млн. руб. по сравнению с тем же периодом прошлого года. Отрадно заметить, что предприятие стало постепенно расплачиваться и с долгами. Так в настоящее время задолженностей по налогам в бюджеты и внебюджетные фонды, а также перед поставщиками, у предприятия нет. При этом удалось добиться погашения имеющихся долгов в сумме 7 млн. руб.

В определенной степени добиться положительных финансовых результатов позволило применение новой системы налогообложения: единого налога на вмененный доход, что позволило сократить расходы на уплату налогов ежемесячно на 300 тыс. руб. Помимо этого, предприятие постоянно расширяет сферу дополнительных услуг населению. На его территории нашлось место для платной стоянки различных видов автотранспорта, имеется гостиница, организован ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств населения, заключены договоры на обслуживание школьных автобусов. При этом предприятие активно занимается рекламой своей деятельности и продвижением оказываемых ею услуг на автотранспортном рынке.

Вместе с тем. оказывая различные услуги населению, предприятие не забывает своих работников. Например, они могут посетить сауну, функционирующую на территории предприятия, за чисто символичную плату - 15 руб. Не забыли здесь и об организации регулярного питания сотрудников. На предприятии обеспечено горячее питание в столовой, средняя стоимость обеда составляет 16-25 руб. Такая забота способствует тому, что на предприятии работают целые трудовые династии. Среди них семьи Никифоровых, Павлиновых и др. Например, водитель автобуса Николай Никифоров работает на предприятии более 27 лет. За добросовестную работу он награжден правительственными наградами. Здесь же трудится экономистом его жена, дочь, сват и др. Общий трудовой

стаж работы династии Никифоровых на ПАТП составляет более 200 лет.

Однако все перечисленные успехи, достигнутые в последнее время даются вовсе не так легко, как кажется на первый взгляд. Сегодня автобусов на предприятии насчитывается 127 ед. и многие из них далеко не новые. Структура парка такова: около 90% - автобусы среднего класса, порядка 4% - малого класса. чуть более 2% - большого класса и столько же особо большого класса. Среди них есть автобусы марки ЛиАЗ. ПАЗ, Икарус, ЛАЗ и др. В прошлом году автобусный парк пополнился на 8 ед.: ЛиАЗ-5256 - 1 ед., ПАЗ-4234 - 2 ед. и ПАЗ-4230 - 5 ед. В планах предприятия приобретение новых автобусов по разным формам финансирования, при этом особое внимание будет обращено на лизинг. И всё же, поддержание парка в надлежащем состоянии, который в последнее десятилетие практически не обновлялся, требует неимоверных усилий. Во время посещения предприятия довелось увидеть, как ремонтные рабочие буквально заново возрождают автобусы, которые уже давно пора списывать. На ремонт одного такого «тяжелобольного» автобуса чтобы поставить его на «ноги» уходит почти месяц. Он полностью разбирается, при этом производятся кузовные работы: заменяются проржавевшие боковины и задняя часть автобуса, перестилается пол, реставрируются сиденья и т. д. Таким образом, дыры буквально латаются. В результате отремонтированный автобус, благодаря умению и смекалке ремонтных рабочих вновь выходит на линию. До сих пор на улицах Канаша и других районах республики еще можно встретить старые "отреставрированные» ПАЗики и Икарусы, общий пробег которых перевалил уже за миллион километров.

Неспроста именно об этом говорили водители предприятия представителям администрации г. Канаша, а также сотрудникам Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашии, посетившим предприятие в так называемый День министерства. Интересно отметить, что в республике для налаживания обратной связи каждую третью среду месяца проводятся Дни министерств. В эти дни представители республиканских министерств  встречаются с трудовыми коллективами предприятий городов и районов Чувашии. Например, во время встречи на Канашском ПАТП представители Минтранса и администрации города услышали в свой адрес вопросы, касающиеся, прежде всего, закупки новых автобусов и ремонта автодорог.

Причём особую остроту эти проблемы приобрели в условиях рыночной экономики. Ведь вхождение в рынок пассажирских перевозок частных перевозчиков, особенно с автобусами малой вместимости типа «Газель», поставило предприятие в жесткие условия конкуренции. Так, за 4 месяца 2005 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество перевозимых пассажиров уменьшилось на 23%, а доля льготников составила более 12%. Вместе с тем сегодня у пассажира появилось право выбора: каким подвижным составом ему воспользоваться. При этом он учитывает различные факторы, включая комфортабельность транспортного средства, его безопасность, регулярность движения, стоимость проезда, расположение остановок, скорость доставки и др. Кроме этого, пассажир далек от мысли, кому принадлежит транспортное средство: государственному предприятию либо частнику. Для него главное - вовремя добраться до места назначения. Тем более ему неведомы те страсти, которые порой кипят на том или ином маршруте между различными перевозчиками.

Не секрет, что многие муниципальные автопредприятия с трудом терпят присутствие на маршрутах индивидуальных предпринимателей, причем вполне аргументированно обосновывая свою неприязнь. Другие ведут себя более эмоционально, требуя вообще убрать частников с маршрутной сети. А вот у директора ООО «УК «КПАТП» Родиона Мясникова на сей счёт имеется иное мнение.

 

 

Не бороться, а сотрудничать

 

Прийти к другому мнению ему помогла поставленная перед коллективом цель: работать без убытков. Поэтому, если при анализе деятельности созданных предприятий выявляются убыточные маршруты, то тут же ставится задача по выявлению причин создавшегося положения. С этой целью проводится изучение пассажиропотоков на данном маршруте как собственными силами, так и с привлечением студентов. В результате обследования выявляются «узкие» места, делаются необходимые экономические расчеты и выводы, в том числе и о неэффективности дальнейшего использования на этом направлении автотранспорта предприятия. И что же в итоге: закрывать маршрут? А как же пассажиры? Пусть их совсем немного, да и автобусы ходят практически полупустые. Но тем не менее даже этим немногочисленным пассажирам нужно добраться до места назначения. Какой же рациональный выход из создавшегося положения?

Решение, причём на первый взгляд вроде бы простое, было найдено: привлечь к перевозкам частника. Если автопредприятию невыгодно использовать на данном маршруте свои автобусы, то для владельца, допустим, 15-местной «Газели», такие перевозки весьма прибыльны. Наполняемость у этого транспортного средства чаще всего бывает около 100%, да и расход топлива в 2 раза ниже, чем, допустим, у того же ПАЗа. Поэтому на сегодняшний день автопредприятие сдало в аренду частникам 8 маршрутов. Тем самым было принято взаимовыгодное решение как для ПАТП, так и для частных предпринимателей. Родион Мясников уверен, что с частниками надо не бороться, а сотрудничать. В настоящее время предприятие заключило с ними около 100 договоров, в том числе и на оказание услуг по хранению и техническому обслуживанию их автотранспорта. Таким образом, установлено весьма разумное сотрудничество между перевозчиками различных форм собственности. Как говорится, «всем сестрам по серьгам»: у автоперевозчика не стало убыточного маршрута, частник занялся весьма прибыльным для него делом, а пассажир вовремя и безопасно доберется до места назначения.

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика