Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Штрихи как средство выразительности

27 января 2025 г.

                  «Штрихи как средство выразительности в классе аккордеона»

      Одной из основных задач, которые решаются в классе аккордеона, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. В процессе обучения, следует обращать внимание на качество звучания инструмента, связывая это с образами исполняемой музыки, одновременно закрепляя определённые движения технического аппарата с определенным характером звукоизвлечения.

          «Музыка – это искусство звука», говорил Г.Нейгауз. Выразительный звук - основа художественного исполнения любого музыкального произведения. На характер звука влияют: тембр, меховедение (его сила) и способ звукоизвлечения. Одной из составляющих работы над звуком (формирование туше) является работа над штрихами. Техника извлечения звука на любом инструменте связана с определенными движениями. На аккордеоне она зависит от навыков ведения меха и характера соприкосновения пальцев с клавиатурой (туше). Способ прикосновения пальцев к клавишам - туше. Toucher (фр.) - трогать, прикасаться, ощупывать, осязать. Мех участвует во всех стадиях звукоизвлечения. На аккордеоне в результате различных сочетаний ведения меха и туше возникают разнообразные приемы исполнения штрихов.

          Термин «штрих» в переводе с немецкого «strich» - это черта. Существует множество определений понятия «штрих». Этот термин употребляется в разных значениях, в зависимости от того, в каком виде искусства применяется. В живописи – это мазок кисти, в поэзии - слово, в музыке – конечно, звук. Несмотря на то, что в разных видах искусства понятие штриха различное, штрихи имеют и общую характеристику - все они являются результатом (продуктом) действия, а не самим действием. Трактовка штриха на разных инструментах чаще всего относится к изменению характера звука и зависит от определённого движения руки (кисти, пальцев, предплечья).

          Ф. Липс предлагает такую формулировку: «Штрих - обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции».

          Артикуляция - способ исполнения последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних (т.е. звуков). Звук на аккордеоне извлекается при нажиме на клавиши с предыдущим, одновременным или последующим движением меха.

          Существует три способа исполнения, взаимодействия работы пальцев и ведения меха:

      • Артикуляция мехом

      • Пальцевая артикуляция

      • Мехо-пальцевая артикуляция.

      Наиболее полная систематизация штрихов дана Б. Н. Егоровым. Он выделил 17 штриховых градаций. Ф. Р. Липс, представил 10 штриховых градаций, которые на практике наиболее точно отвечают конкретным задачам исполнительства. Поскольку же категория раздельных штрихов достаточно обширна, ее, в свою очередь, следует разбить на три группы по степени краткости или выдержанности разделяемых звуков: 1. группа «связных» штрихов - legatissimo, legato, portato, detache; 2. группа - выдержанных штрихов - tenuto, marcato,non legato; 3. группа отрывистых штрихов - staccato, martele, staccatissimo.

    Рассмотрим основные штрихи, которые в большей степени используются в исполнении произведений в детской музыкальной школе.

Исполняя произведение кантиленного характера, преимущественно используется штрих легато. Штрих legato (от итал. «legare» - связывать, связно, протяжно) плавный переход от одного звука к другому, звуки как бы вытекают один из другого "связываются, пропеваются". Данный штрих относится к группе залигованных штрихов. Атака - мягкая. При таком способе исполнения палец не снимается с клавиши до тех пор, пока другой палец не нажмет следующую клавишу. В нотах легато обозначается дугообразной линией, называемой лигой. Важно чутко осязать поверхность клавиши кончиками пальцев. “Клавишу нужно ласкать! Клавиша любит ласку! Только на нее она отвечает красотой звука! ’’ - говорил Н. Метнер. Чаще прием легато исполняется совмещенными пальцевыми и кистевыми движениями (огромное значение имеет правильно выбранная аппликатура).

Штрих нон легато очень распространенный вид артикуляции, так как включает в себя всю гамму штрихов, находящихся между легато и стаккато. Наиболее сложно добиться качественного выполнения данного приема при использовании длинных цепочек звуков, однотипных по длительности и характеру звучания. Сложность заключается в достижении одинакового разделения, одинаковой атаки и снятия звуков.

 В подвижных, ритмичных произведениях, в большей степени используется штрих staccato,который обеспечит легкий танцевальный характер.

Staccato может быть пальцевым, кистевым или меховым. Часто идёт совмещение пальцевого и кистевого staccato.

Важно следить за точным исполнением штрихов, следить за точным выполнением аппликатуры. Необходимо определить, какими штрихами (сочетания штрихов) передаётся характер произведения, вместе с обучающимся найти ассоциации к названию пьесы. Это облегчит ребенку понимание музыкального материала, и обеспечит яркую передачу музыкального содержания произведения. 

Во время концертного выступления нужно сконцентрироваться, постараться сыграть пьесы выразительно, ярко, с минимальными потерями.Важно научиться вырабатывать чувство уверенности перед выступлением, способность максимально концентрировать внимание, эмоции, волю. Следует обратить внимание на такие нюансы, как качественное исполнение штриха, точность при работе с ритмом, и аппликатурная дисциплина.

Штрихи являются очень важным средством выразительности в музыке. От характера и качества выполнения штрихов зависит воплощение музыкально - образного содержания и стиля исполняемого произведения.

 Преподаватель В.А.Чудинова 

Мой МирВКонтактеОдноклассники

Система управления контентом
429330 Чувашская Республика, г. Канаш, ул. 30 лет Победы, 15
Телефон: 883533 2-27-17; 883533 2-24-39
Факс: 8 83533 2- 27 -17
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика