25 июня 2019 г.
Ветер раскачивал и приподнимал палатки, опрокидывал стойки и манекены, сдувал со столов вышитые салфетки и срывал с привязи гроздья воздушных шаров. Но сорвать традиционный праздник плуга «Акатуй» ни ему, ни низким тучам, ни даже внезапно пролившемуся на головы зрителей дождику не удалось.
Для земледельца – а этот чувашский праздник можно считать профессионально-сельскохозяйственным, ведь он посвящен окончанию полевых работ – дождь в эту пору безусловное благо. И хотя людей, реально знакомых с крестьянским трудом, среди участников мероприятия было явно немного, в атмосферу «Акатуя» горожане окунулись с энтузиазмом. Выходили плясать вместе с приехавшими из Чувашии артистами и местными фольклорными коллективами, водили хороводы, дегустировали экзотические чувашские блюда шартан и хуплу, пробовали свои силы в импровизированных мастерских по шитью и кружевоплетению...
У длинного стола с разложенными на нем яркими замысловато украшенными шапочками останавливаются преимущественно дамы. Рассматривают, выспрашивают хозяек экспозиции о тонкостях швейных техник, удивляются и с уважением качают головами. Сколько времени уходит на изготовление такой красоты? А на освоение ремесла? Наверное, всю жизнь нужно учиться?
– Можно за месяц сшить, а можно и полгода одной шапкой заниматься, смотря как работаешь, – отвечает Валентина Дмитриева. Она приехала на праздник в Петербург из Козловского района Чувашии, из деревни Малое Бишево.
Себя Валентина считает пока ученицей в рукоделии:
– Вышла на пенсию, стало скучно, вот я и занялась. Увлеклась по-настоящему...
А вот Зинаида Воронова – профессионал. Она – доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств (Чебоксары). Рассказывает, что мастерицы, выпускницы ее кафедры, – «товар» штучный и востребованный:
– В других вузах на курсе бывает по 30–40 студентов, а у нас каждый получает индивидуальную подготовку, так что из стен института они выходят хорошими специалистами. Мы преподаем студентам рисунок, живопись, резьбу по дереву, чувашский костюм, чувашскую вышивку, бисероплетение... Есть и практические занятия по изготовлению головных уборов.
Чтобы создать чувашскую шапочку, одного умения вышивать мало. Нужно хорошо разбираться и в традиционной «семантике» узоров и символов. Знать, что шапочка с наконечником-шпилем на макушке – тухья – праздничный убор для девушки, а с тупым навершием или вовсе без «донышка» – хушпу – для замужних женщин. Понимать, какие узоры что обозначают.
Неотъемлемая часть наряда – монеты, из которых составляли монисто, а также расшивали ими тухьи и хушпу.
– Насколько богата девушка, столько будет пришито монет и серебряных украшений на ее головной убор, – поясняет Зинаида Воронова. – В былые времена за одну такую шапочку можно было приобрести две коровы или лошадь, а за самые дорогие, расшитые серебряными рублями, – небольшое стадо коров. Кстати, вес всех украшений праздничного костюма чувашской женщины (головных, нагрудных, поясных, набедренных) мог доходить до 15–16 килограммов!..
Рядом – выставка старинного русского кружева от Дома национальностей, клуба кружевниц и клуба чувашских ремесел и вышивки (последний был создан в 2015 году при мастерской ремесел «Ярослава» ПМК «Спутник»).
– Основная цель работы клуба – воссоздание старинных образцов, обучение азам народных чувашских рукоделий – вышивке, ткачеству, плетению поясов, вязанию крючком, – рассказала преподаватель Марианна Медведева. – Сегодня он объединяет увлеченных этим искусством петербурженок на двух площадках – в подростковом молодежном клубе «Петроградский» и в мастерской ремесел «Слобода» Приморского культурного центра.
Марина Клементьевская учит всех желающих азам кружевоплетения. Тут же проходит занятие по чувашской вышивке от Ирины Трефиловой. А Марианна Медведева проводит мастер-класс по плетению чувашской тесьмы – кружевной прошвы для рубашек чувашек-анатри (одна из трех этнических групп чувашского народа, объединяющая «низовых», то есть обитающих ниже по течению Волги, чувашей; кроме них есть еще верховые – вирьял и средненизовые – анат енчи. – Прим. ред.).
– И девичьи, и женские рубашки чувашек-анатри принято было украшать кружевной тесьмой красного цвета с белыми зигзагообразными узорами, – поясняет Марианна. – Интересно, что у русских использовалась такая же тесьма: ее вшивали в навершники крестьянки Рязанской и Тамбовской губерний, мастерицы же Московской и Смоленской использовали ее для украшения рукавов. Так называемое михайловское дореволюционное кружево – неажурное, плотное, сплетенное из толстых нитей – присутствует и в чувашском, и в русском костюме. Удивительная особенность этого численного мерного кружева состоит в том, что оно плетется без предварительно прорисованной схемы – сколка, его узоры воссоздаются по памяти и передаются из рук в руки, из поколения в поколение. Говорят, некоторые кружевницы при таком плетении могли использовать до 600 коклюшек!
Мастерицы из клуба вышивальщиц Петербурга на празднике учили всех желающих вышивать швом «йепкен» (по-русски «роспись»). Это уникальный двусторонний шов, позволяющий покрывать полотно одинаковыми узорами и с «лица», и с изнанки. Его зачастую использовали в создании узоров чувашских женских рубах – так называемых розеток «кеске».
Сами участницы «рукодельных» объединений северной столицы были рады пообщаться с именитой исследовательницей вышивки Евгенией Жачевой, приехавшей на петербургский «Акатуй» из Чебоксар, и поучиться у нее малоизвестным приемам украшения салфеток, поясов и сурбанов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6466) от 25.06.2019 под заголовком «Анатри встали в хоровод».
https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/anatri-vstali-v-khorovod-chuvashskiy-prazdnik-akatuy-proshel-v-peterburge/
Источник: «Санкт-Петербургские ведомости»