24 августа 2017 г.
Всероссийский фестиваль тюркских народов, который приняли Чебоксары в день своего рождения, стал достойной составляющей праздника. Это отметили и гости, участвовавшие в нем. Так, член Президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Владимир Зорин, в частности, заметил: «Это интересно, когда в программу празднования включены не только развлекательные мероприятия, но и такие серьезные международные конференции, как о здоровом городе и здоровом туризме, и круглый стол о культуре тюрков».
Со своей самобытной культурой участники фестиваля знакомили жителей Чувашии два дня. Выступления творческих коллективов можно было посмотреть на специально оборудованных площадках в парках «Лакреевский лес», имени А.Г. Николаева, около ДК «Салют». Но особенно много людей тюрки «собрали» на Красной площади. Яблоку здесь негде было упасть и при официальном открытии фестиваля 19 августа, и на гала-концерте 20 августа.
Хотя географию страны творческие коллективы представили очень широко, среди них были лишь чуваши, татары, башкиры, казахи и ногайцы. На это обратили внимание и зрители. Так, чебоксарка Алевтина (так она назвалась, несмотря на солидный возраст) призналась, что ожидала увидеть и представителей кавказских народов, и малочисленных северных, и сибирских. «Некоторые из них приезжают к нам на «Родники России», например, вот калмыцкий коллектив не первый раз у нас, – собеседница обратила внимание на выступавший ансамбль. И неожиданно спросила: – Этот народ тоже относится к тюркским?»
Ответ чуть позже прозвучал из уст заведующей отделом культуры администрации Ики-Бурульского района Калмыкии Нины Аджадыковой. Заметив, что ансамбль танца «Торга» (Жаворонок) не случайно прибыл на этот праздник, Нина Николаевна подчеркнула, что они единственные на форуме представляют монгольскую ветвь алтайской языковой семьи, макросемьи родственных языков, в которую ученые включают также тюркскую и тунгусо-маньчжурскую языковые ветви.
Впрочем, открытий в познавательном смысле на фестивале было немало. Например, бесермянский фольклорный ансамбль «Азвесь крезь» (Серебряные напевы) из Удмуртии. Как охотно поведали участницы ансамбля, бесермяне – народ загадочный. Ученые до сих пор спорят о его происхождении. По одной из распространенных гипотез, бесермяне – удмуртизированные тюрки, согласно другой – тюркизированные удмурты. «Нас ученые относят к финно-угорским народам, но мы-то знаем, что наши далекие предки жили в Волжской Булгарии, рядом с чувашами, и оттуда переселились на берега реки Чепцы. В ранних документах (16–17 века) их даже фиксировали под словом «чуваш», постепенно заменяя словом «бесермяне», – выказали знание истории певуньи. Кстати, костюмы у них были схожи с костюмами низовых чувашей. «Это наряды наших бабушек и прабабушек, мы специально их достали из сундуков и привели в порядок, чтобы приехать на фестиваль тюрков», – охотно продолжили разговор собеседницы. По их словам, бесермяне были исключены из списка народов России в 1933 году. Приказав им записываться удмуртами, власти решили завысить численность коренного населения для создания Удмуртской автономной республики.
Восстановить историческое имя народа удалось только в годы перестройки, в 1991 году. Если по переписи 1926 года численность бесермян составляла 10034 человека, то по переписи 2010 года – чуть более трех тысяч. «Нас остается все меньше, среди 500 жителей нашего села Юнды «чистых» бесермян, может, найдется человек десять – семьи у нас все смешанные. На родном языке (письменного у нас нет) разговаривают еще наши дети, а внуки уже нет… Вот мы и восстанавливаем обычаи, пропагандируем наши уникальные крези (песни), чтобы сохранить их в составе общероссийской культуры», – подытожила беседу одна из пожилых участниц ансамбля Генриетта Диянова.
Главной составляющей фестиваля, конечно же, стал круглый стол на тему «Традиционная культура тюркских народов в общекультурном российском пространстве». Проходил он в Музее чувашской вышивки. Разговор шел о формировании общероссийского гражданского единства и этнокультурном развитии всех 193 народов России. Кстати, Владимир Зорин, основной докладчик, заметил, что в СССР насчитывали 126 народов. Правильная национальная политика позволила «достать» народы из небытия, из вычеркнутых списков.
Говорили долго и много. И о том, что надо делать, чтобы такое большое количество разных народов всегда ощущали себя одной большой семьей. И что для этого делается в отдельных регионах. Если обобщить все выступления, получается следующее: фундамент российской государственности составляет единство народов страны, а тюркские народы составляют среди них немалую часть.
Единство же может быть достигнуто только путем диалога, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимосотрудничества. А культура как раз и представляет наиболее пластичное поле для объединения. Через познание культур, через познание обычаев, традиций народы начинают понимать и уважать друг друга, у них возникает чувство солидарности, единения. Поэтому и нужны фестивали, праздники, концерты, круглые столы и множество других мероприятий.
Каждый из нас может сказать о себе: я – чуваш, татарин, аварец, якут и так далее, но в то же время каждый из нас – россиянин. «Когда мы говорим об укреплении единства нашего гражданского самосознания, общероссийской гражданской нации, мы всегда должны помнить, что это не только 193 народа, но и целые пласты цивилизационных традиций и культур», – отметил, в частности, Владимир Зорин.
Нужно сказать, разговор не обошелся без споров. Возражения вызвало отождествление тюркского мира с исламским. По мнению Маргариты Лянге, президента Гильдии межэтнической журналистики, ставить знак равенства между ними некорректно, так как кряшены, алтайцы, чуваши, якуты, хакасы, тувинцы и ряд других тюркоязычных народов в большинстве своем придерживаются других традиционных для России религий.
Кстати, на круглом столе велись не только научные споры. Экспертный обмен мнениями о путях объединения народов страны очень оживили выступления творческих коллективов. Так, усилить рассказ о свадебных обрядах чувашей известному ученому-музыковеду Михаилу Кондратьеву помог фольклорный ансамбль «Уяв», показавший фрагмент обряда с плачем невесты. Его пример подхватил и председатель национально-культурной автономии татар Чувашии Ферит Гибатдинов, «вытащив» на суд круглого стола ансамбль «Мишар».
И «Мишар», и выступивший за ним ансамбль ногайцев–карагашей «Дослык» из Астраханской области продемонстрировали фрагменты своих национальных свадебных обрядов. Ногайцы-карагаши – это еще один народ, который с 1926 года был вычеркнут из списка народов России (их записывали татарами), и свое историческое имя вернул в 90-е годы…
Думается, что эти выступления лучше любых слов рассказали и о родственных связях, и о взаимопроникновении культур, и о самобытной неповторимости каждой этнической культуры, которые так необходимо сохранять и развивать.
Почему в Чувашии?
«Советская Чувашия» уже писала, что фестиваль «Тюрки России» организован вместе с Министерством культуры России, Российским домом народного творчества имени В.Д. Поленова, Центром культуры народов России. Проводился он в Чебоксарах впервые. Как отметил Владимир Зорин, в 2001-2004 годах министр Российской Федерации, курировавший национальную политику, место проведения выбрано не случайно – это результат того, что республика в вопросах межнациональной политики опирается на традиции предыдущих поколений, причем ее руководство всегда поддерживает межнациональный диалог своим участием. А взаимное сотрудничество государственных органов и общественных объединений и есть залог успеха национальной политики.
Вторую уникальность республики Зорин видит в том, что в Чувашии основное население – тюркоязычное. При этом оно делится как бы на две группы – одна исповедует православие, другая – ислам. И никогда между ними не было религиозных войн. Впрочем, как и во всем многонациональном Поволжье, которое весь мир считает уникальным явлением. Поэтому и было решено провести здесь фестиваль тюркских народов.
Елена Зайцева
МАРГАРИТА ЛЯНГЕ, член Совета по национальным вопросам при Президенте России:
– Такие встречи полезны. В процессе вроде бы научной дискуссии услышали какие-то важные акценты. Например, о монополизации Волжской Булгарии со стороны Татарстана. Узнали факты, что Волжская Булгария была полиэтничным образованием. И сейчас делать из нее только татарское древнее государство – это, как минимум, грешить против истины. Мне кажется, что на таких встречах очень важно расставлять вот эти точки, эти вешки. Вот были озвучены исследования, в которых игнорируются финно-угорские компоненты в других культурах. Утверждают, что это новое. Ничего нового нет. Надо просто знать чуть лучше историю соседних народов, тогда будет понятно, почему на мусульманских кладбищах начинают завязываться полотенца. Это обычай финно-угорских народов, что и доказывает взаимовлияние, взаимопроникновение культур. Будем ближе к истине, когда будем чаще встречаться. Главное при этом – говорить откровеннее. Не боясь кого-то обидеть, представлять разные точки зрения.
Источник: "Советская Чувашия"