15 августа 2017 г.
11-15 августа – очень значимые для нашего народа дни. 55 лет назад совершил свой первый полет в космос мало кому тогда известный чувашский парень Андриян Николаев. И весь мир узнал, что на карте Земли есть такая республика, как маленькая, но славная Чувашия.
Конечно, дата эта знаменательная и в истории космонавтики. Ведь в СССР стартовал первый эксперимент с групповым полетом двух космических пилотируемых кораблей. 11 августа 1962 года был запущен «Восток-3» с космонавтом Андрияном Николаевым на борту. А 12 августа на орбиту вывели «Восток-4» с Павлом Поповичем. Для чувашского народа эта дата была и остается большим национальным праздником.
СПРАВКА «СЧ»
Первый полет Андрияна Николаева длился 3 суток 22 часа и 22 минуты (около 95 часов).
За это время «Восток-3» облетел более 64 раз вокруг Земли и прошел расстояние более 2 млн 600 тыс. километров.
Второй полет он совершил с 1 по 19 июня 1970 года в качестве командира космического корабля «Союз-9» (совместно с В.И. Севастьяновым). Корабль сделал 286 оборотов вокруг Земли за 424 часа 59 минут. Полет продолжался 17 суток 16 часов 59 минут.
Торжества по случаю 55летия первого полета славного соотечественника в космос прошли во многих регионах страны, где компактно проживают наши соплеменники, но особенно пышно – в Чебоксарах и селе Шоршелы МариинскоПосадского района. На праздник по традиции (как на все мероприятия, связанные с именем нашего Андрияна, так в народе звали и зовут космонавта-3) приехали его «звездные братья» – и работавшие рядом с ним в первом отряде космонавтов страны, и продолжающие дело первопроходцев. Звездный десант нынче представляли летчикикосмонавты дважды Герой Советского Союза Борис Волынов с супругой Тамарой Федоровной, Герои России Николай Бударин и Валерий Корзун, дочь летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Павла Поповича Наталья Березная, начальник Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Юрий Лончаков и его заместитель Александр Павловский.
И митинги возле памятников в столице, и праздник на родине героя-космонавта – это был разговор на тему «Знаете, каким он парнем был!» Об Андрияне Николаеве, летчике-космонавте СССР, человеке большой души и большого сердца, рассказывали его соратники, коллеги, друзья, односельчане и просто знавшие и почитающие его.
«Из сотен и сотен военных летчиков в первый отряд космонавтов нас отобрали всего 20 человек. Значение имели наши физические и моральные качества, – вспоминал, к примеру, Борис Волынов. – Нам предстояло пройти серию испытаний, чтобы доказать свою пригодность для еще, по сути, несуществующей профессии. Во время тренировок проверяли, как человеческий организм и психика реагируют на длительную изоляцию, скачки давления, кислородное голодание, высокую температуру, невесомость и перегрузки. Естественно, мы присматривались друг к другу. Так вот, Андрияна выделяли характер, сила воли, стремление к новому. Например, на тренировках вестибулярного аппарата Николаев превосходил нас намного, был устойчивее всех».
По словам Волынова, подвиг Николаева состоял не только в том, что он первый провел в космосе такое длительное время, но и в том, что первым испытал на себе и состояние невесомости. «Вопрос стоял так – отстегиваться ему от ремней кресла или нет. Дело в том, что во время приземления кресло катапультировалось. Если вовремя не успеть пристегнуться – Николаева выбросило бы и все. Это был большой риск». Андриян Григорьевич с заданием с честью справился – и в невесомости «поплавал», и пристегнуться успел, и на Землю вернулся живым и здоровым.
Что это значило для самих космонавтов, немножко приоткрылось из воспоминаний дочери Павла Поповича Натальи Березной. Ей было шесть лет, но, по словам Натальи Павловны, в памяти все так, как будто происходило вчера: «Мы встречали их во Внуково. Столько людей собралось! Все красивые, нарядные! И дорожка такая красивая!.. Вот на ней появились Павел Романович и дядя Андриян. Я бросилась к папе, а он меня и не заметил. Машинально взял на руки… По прошествии нескольких лет я спросила у него, почему тогда был так холоден. И папа рассказал, что, увидев меня, чуть не расплакался, еле-еле сдержал себя… Ведь в полете они не раз прощались с нами, со своими близкими…»
Слова «дядя Андриян» в устах Натальи Павловны звучали по-особому тепло, да так, что вызывали ответное чувство у окружающих. И в Чебоксарах, и в Шоршелах не было отбоя от желающих поговорить с ней и сфотографироваться. Очень душевным и пронзительным получился праздник в Шоршелах, в мемориальном комплексе Андрияна Николаева. Тому способствовали не только воспоминания друзей космонавта-3, но и концерт творческих коллективов района (например, ансамбль села «Светлые ключи» спел новую, ими самими сочиненную песню про своего славного земляка), и рассказы односельчан.
«Мне было пятнадцать лет, я работала в Чебоксарах и жила в рабочем общежитии, – вспоминала жительница села Луиза Алексеева. – И когда передали по радио, что в космосе Андриян Николаев, я несколько раз обежала все общежитие, крича: «Я его знаю, это парень из нашего села!.. Быстро собралась и поехала в деревню, чтобы вместе с односельчанами разделить великую радость. Мы и сегодня гордимся нашим Андрияном. Он многое сделал и для родного села».
«Мы должны гордиться Николаевым не только как космонавтом, но и как человеком, немало сделавшим для развития республики», – напомнил на митинге в Чебоксарах и председатель Ассамблеи народов Чувашии Лев Кураков. Отметив, что «Андриян Григорьевич сумел получить сотни миллионов рублей из резервного фонда Президента России для социальной поддержки Чувашии», он призвал посвятить уроки мужества в школах 1 сентября дважды Герою Советского Союза Андрияну Николаеву.
«Более 21 суток пробыл в космосе наш земляк Андриян Николаев во время двух своих орбитальных полетов»
Ни одно общественное мероприятие в Чувашии Андриян Григорьевич не оставлял без внимания, поддержал Куракова и начальник управления Центра подготовки космонавтов Валерий Корзун. После возложения цветов на могилу космонавта-3 Валерий Григорьевич подчеркнул: «Правильно сделали, что Андрияна Николаева похоронили на родине. Не знаю в мире места, где таким образом похоронен космонавт, как в Чувашии. Здесь его любят, чтят. Есть у нас захоронения на Новодевичьем кладбище в Москве, не сравнить… Здесь всегда люди. А человек живет, пока его помнят…»
Примечательно, что и в Чебоксарах, и в Шоршелах было много молодых – школьники, студенты, родители с детьми. На это обратили внимание и высокие гости. Отметив, что приятно видеть горящие глаза юных, призвали их последовать примеру Николаева: «Чувашия, чуваши, знайте – идет набор в отряд космонавтов».
Елена Зайцева
Источник: "Советская Чувашия"