13 июня 2013 г.
Лет 8 назад, когда я подавала документы в налоговую инспекцию на имущественный вычет, меня попросили принести справку об отсутствии долгов по налогам. Взять её нужно было там же, в инспекции, но у другого специалиста, в другом кабинете, отстояв положенную очередь. Даже возмутилась тогда: что за беготня по кабинетам, ведь вся информация хранится в одной организации! А до того – вспоминать страшно, сколько порогов было обито при сборе документов для постановки на учет в жилищную комиссию.
Сегодня, похоже, «одно окно», про которое тогда говорили много, но делали не торопясь, распахнулось - в стране началось введение системы межведомственного электронного взаимодействия.
СМЭВ представляет собой обязательный межведомственный обмен информацией и документами, необходимыми для предоставления государственных и муниципальных услуг. Органы, предоставляющие данные услуги, не вправе требовать от заявителя документы и информацию, которые уже имеются у государственных органов и организаций, органов местного самоуправления.
То есть человеку отныне нет необходимости собирать справки в одних инстанциях, чтобы отнести их в другие.
В нашей республике запущен региональный сегмент инфраструктуры СМЭВ, на что было потрачено более 20 миллионов рублей из республиканского бюджета. Участниками системы являются 15 органов исполнительной власти (министерства и ведомства), 26 муниципалитетов и 291 сельское поселение. Шумерля подключилась к СМЭВ в апреле в тестовом режиме, а с мая началось полноценное использование.
За май-июнь посредством межведа, как проще называют СМЭВ, было сделано около 40 запросов. Основная их доля пришлась на четыре структурных подразделения администрации г.Шумерля: отделы строительства и архитектуры, земельных и имущественных отношений, секторы учёта и распределения жилья, по опеке и попечительству. Последний, например, предоставляет гражданам всего 7 услуг, одна из которых - подготовка заключения в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребёнка, отмене усыновления (удочерения). В перечне требуемых документов числится справка об отсутствии судимости заявителя, выданная МВД республики. Раньше ждать эту справку надо было месяц-полтора, причем прилагая массу документов. Чтобы ускорить результат, заявителям приходилось тратиться на поездки в Чебоксары на личный приём - сдать их, а потом забрать. Сотрудникам сектора по опеке и попечительству тоже приходилось несладко – иной раз в почтовое письмо для правоохранительных органов вкладывалось несколько десятков бумажных копий и оригиналов различных документов. Сейчас многострадальную справку специалисты получают уже на 5-й день после отправки запроса! «Благодаря межведу, работа по предоставлению муниципальных услуг значительно облегчилась и ускорилась, что очень важно для нас и наших посетителей. Одна только эта справка, например, важна не только при усыновлении, но и при приёме на работу. А сколько других нужных документов можно получить оперативно и бесплатно!», - поделилась мнением специалист-эксперт сектора по опеке и попечительству Татьяна Трошина.
Его разделяет и специалист-эксперт отдела строительства и архитектуры Надежда Петрова. Из отдела запросы идут в основном в шумерлинское подразделение Управления Росреестра по Чувашии (регпалату). «Когда-то граждане должны были, заплатив установленную сумму, ходить в регслужбу и все оформлять сами. Позже запросы делал наш отдел на бумаге, на оформление каждого запроса уходило много времени – подготовить текст, заверить подписью главы администрации, передать доверенному сотруднику, который сам отвозил документы в регслужбу, а потом забирал оттуда. Сейчас для получения сведений нам требуется один, максимум два дня, так как запросы, поступившие по СМЭВ, обрабатываются ведомством в первоочередном порядке», - пояснила специалист.
Система межведомственного электронного взаимодействия только внедряется, и поэтому не всё проходит гладко. Например, нельзя получить сведения об имуществе или земельном участке без указания в запросе кадастрового номера. Часто сами заявители его не знают, нет таких данных и в администрации. Почему бы не продумать вариант поиска сведений по адресу или иным данным? «Сейчас мы обобщаем замечания и предложения по усовершенствованию системы, - сообщила начальник отдела информатизации администрации города Оксана Мартынова. – Передаем их в Мининформполитики Чувашии, курирующее работу регионального сегмента СМЭВ. Надеемся, в скором времени всё наладится».
Кстати, министерство тщательно отслеживает работу муниципалитетов по межведу, ведет статистику запросов к сервисам органов власти. Мониторинг за май показал активных пользователей системы среди муниципалитетов, в число которых вошла и администрация Шумерли. Однако, по оценке министерства, в целом органы власти лишь 15 % межведомственных запросов направляют по СМЭВ. В числе причин столь низкого показателя называются психологический барьер и недоверие к электронной информации. В помощь работникам органов власти Мининформполитики запустило портал it.cap.ru, где размещена законодательная база, справочная информация о системе, новости и статистика запросов, предусмотрена связь со специалистами. К 2018 году, согласно указу Президента России, доля услуг, оказываемых населению в электронном виде, должна вырасти до 70 %. По итогам прошлого года Чувашия заняла 5-е место в рейтинге регионов ПФО по уровню развития информационного общества. С более широким внедрением СМЭВ республика по итогам первого квартала 2013 года поднялась на 3-е место.
В общем, работать в межведе не просто удобно, но и экономически выгодно. Соответствующий пункт включен правительством Чувашии в перечень показателей экономического соревнования между сельскими и городскими поселениями. Эти соревнования начали проводить в республике с текущего года с целью стимулирования пополнения местных бюджетов, улучшения инвестиционного климата, обеспечения устойчивого развития территорий и повышения качества жизни населения.
Где получить
муниципальную услугу?
Сегодня по системе межведомственного электронного взаимодействия предоставляется 80 услуг, из них 34 – муниципальные. Большую часть муниципальных услуг можно получить в многофункциональном центре, который открылся в феврале 2013 года на первом этаже в здании городской администрации, кабинет № 109.
Услуги сектора опеки и попечительства:
1) предоставление согласия органа опеки и попечительства по совершению отчуждения недвижимого имущества несовершеннолетних граждан;
2) выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии несовершеннолетнего ребенка;
3) постановка на учет кандидатов в усыновители;
4) подготовка заключения в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);
5) выдача разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет;
6) заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
7) объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипация).
Услуги отдела образования:
1) предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
2) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Услуга организационно-правового отдела - организация пенсионного обеспечения (назначение, определение размера и выплата пенсии за выслугу лет) лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа (муниципального района).
Услуга отдела культуры - предоставление информации об объектах культурного наследия, находящихся на территории Чувашской Республики.
Услуги сектора учета и распределения жилья:
1) постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений;
2) выдача молодым семьям, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья;
3) выдача государственных жилищных сертификатов;
4) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Услуги отдела строительства и архитектуры:
1) выдача разрешения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
2) выдача разрешения на ввод построенного, реконструированного объекта капитального строительства в эксплуатацию;
3) выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства;
4) выдача разрешения на установку рекламной конструкции;
5) выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
6) информирование населения о наличии свободных земельных участков.
Услуги отдела земельных и имущественных отношений:
1) передача муниципального имущества, принадлежащего на праве собственности городскому округу (муниципальному району), в безвозмездное пользование;
2) предоставление в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
3) выдача выписок из реестра муниципального имущества муниципального района Чувашской Республики.
Услуги финансового отдела:
1) возврат плательщикам излишне уплаченных в бюджет муниципального района (городского округа) сумм по кодам администрируемых неналоговых доходов;
2) выдача справки об отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджета муниципального района (городского округа) средствам, выданным на возвратной основе.
Режим работы МФЦ: с понедельника по пятницу – с 8.00 до 20.00, в субботу – с 9.00 до 14.00, воскресенье – выходной. Контактная информация: тел. 8 (83536) 2-30-38, эл. почта: mfc.gshum@mail.ru, smev-mfc@gshum.cap.ru.
Чтобы не ходить по этажам, кабинетам, не ждать нужного специалиста, можно просто подать все необходимые документы в МФЦ и, собственно, ждать результата. Все «бумажки» неличного характера, то есть уже имеющиеся в органах и ведомствах по вашему вопросу сведения, в МФЦ получат и подготовят без вашего участия. Предоставление услуг в МФЦ осуществляется бесплатно, за исключением случаев, установленных законодательством РФ. С получением услуг республиканских и федеральных структур пока сложнее – в МФЦ вас просто проконсультируют, зададут направление дальнейших действий.
Что могут потребовать?
К документам личного хранения, которые гражданин или организация обязаны предоставить согласно ч.6 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ, относятся следующие:
1. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
2. Документы воинского учета.
3. Свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.
4. Документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
5. Документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида.
6. Документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида.
7. Документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы.
8. Документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания.
9. Документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
10. Справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения.
11. Документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы.
12. Решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
13. Учредительные документы юридического лица.
14. Решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.
15. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
16. Документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
17. Удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки.
18. Документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.
19. Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Н. Игнатьева.