02 сентября 2024 г.
Об этом в ходе семинара на тему «Типичные ошибки при открытии бизнеса», организованного аппаратом Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей, рассказал научный сотрудник проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Егор Артеменко.
Зачастую начинающие предприниматели пренебрегают составлением подробного бизнес-плана, отметил эксперт. Многие его составляют чуть ли не «на коленке», лишь приблизительно расписав свои ближайшие действия. Более или менее ответственно к планированию подходят только те, кто собирается взять кредит для начала бизнеса – банк в обязательном порядке потребует этот документ, составленный по всем правилам. Остальные надеются «на авось» и, как правило, прогорают в ближайшие полгода-год.
А ведь бизнес-план – это основной документ, с помощью которого вы сможете начать своё дело, а впоследствии развивать и управлять им. В нём обязательно должны быть прописаны такие моменты, как:
главная цель бизнеса – конкретные цифры объёма продаж, величина прибыли, срок достижения;
стратегия развития бизнеса с учётом возможных неблагоприятных ситуаций, причём помимо основного необходимо разработать план действий при возникновении непредвиденных обстоятельств;
предполагаемые суммы бизнес-затрат, обязательно с запасом на непредвиденные расходы;
результаты маркетингового анализа рынка – портрет целевой аудитории, её потребности, данные мониторинга конкурентов и т.д.
При разработке бизнес-плана не стоит впадать в другую крайность и прорабатывать его до мельчайших деталей. Вы всё равно не сможете предусмотреть все возможные риски и обезопасить себя от всех трудностей – рынок слишком непредсказуем, да и умение действовать по обстановке ещё не раз вам пригодится.
Задавайте себе такие вопросы:
Кто ваши покупатели и клиенты?
Какие у них потребности и уровень дохода?
Сколько покупателей и клиентов вы можете обслужить?
Какой средний чек готов оставить ваш покупатель?
Как часто возникает у потребителя нужда в подобном товаре или услуге?
Каков порог насыщения в вашей нише?
Ориентируйтесь не на то, что вы можете продать или предложить, а на то, в чём нуждается ваш потребитель, и за что он готов платить.
Для составления бизнес-плана целесообразно обратиться в специализированные центры поддержки бизнеса, где специалисты помогут создать бизнес-план, рассчитать финансовую модель, предусмотреть различные риски
Если вы не представляете себе, что именно должны делать и за что вам заплатит клиент или покупатель, то приступать к реальным действиям рано, отметил Егор Артеменко. Изучайте всю доступную информацию, связанную с вашим бизнесом: бизнес-планы, книги и статьи, предложения франчайзеров, реальные кейсы и т.д. Если у вас есть возможность хотя бы временно поработать в компании, работающей в выбранном вами направлении или смежном с ним, то обязательно ею воспользуйтесь.