16 ноября 2023 г.
Борьба за цели административной реформы не останавливается на полдороге. Я обратился к генпрокурору с просьбой проверить позицию ФАС России в отношении порядка замены административного штрафа на предупреждение.
Порядок этот закреплен в части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля (это важно), штраф подлежит замене на предупреждение. Если нет вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, имущественного ущерба, и т.д.
Так вот, ФАС России зацепилась именно за формулировку «выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». И отказывает в замене штрафа на предупреждение, если дело об административном правонарушении было возбуждено на основании решения о нарушении законодательства о рекламе, а не по результатам мероприятий, проведенных в порядке Федерального закона №248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле.
Лично я считаю, что ФАС России трактует часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ неправильно, и это подтверждается судебной практикой. Например, решениями судов по делу №А71-17430/2022.
И кстати, еще до вступления в силу 248-ФЗ Верховный Суд РФ выпустил определение, в котором указал, что способ выявления правонарушения не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Таким образом. И регуляторная гильотина, и реформа контрольно-надзорной деятельности проводились для того, чтобы снизить административное давление на всех направлениях. И назначение предупреждения при первичном нарушении, не причинившем ущерб, отвечает как раз этой цели - вне зависимости от того, в рамках каких действий нарушение было выявлено. Надеюсь, прокуратура расставит все по местам.