07 ноября 2023 г.
Концепция написана не чиновничьим новоязом, а нормальным и понятным языком. По содержанию – полная поддержка. Команда Дмитрия Григоренко делает очень большую, важную и полезную работу. Те принципы, которые были заложены новым законом о госконтроле в теории, за несколько лет предстоит сполна реализовать на практике. Но в преддверии начала славных дел (а уполномоченные будут вовлечены в процесс напрямую) не могу не сказать о нескольких вещах.
Первое. Правительственная концепция декларирует ответственность контрольных органов за экономическое развитие и рост. Мы много лет пытаемся добиться, чтобы ЦБ России вменили какую-то ответственность за экономический рост, а тут его ее предписано вменить даже не финансовому регулятору, а контролерам.
Этот подход абсолютно не вяжется с планом по сбору штрафов с бизнеса, сохраненным по традиции в проекте федерального бюджета. Я обращал на это внимание премьера, и мы уже видели ответ Минфина РФ. Предстоит увидеть еще и ответ Минэка РФ. Каким бы политкорректным он ни был, факт остается фактом: упор на всемерное сокращение контрольных мероприятий несовместим с планом по штрафам, даже если он имеет сугубо индикативный, а не директивный характер. Второе. В концепции есть очень интересный пункт.
Предлагается освободить от административной ответственности за нарушения обязательных требований должностных лиц государственных и муниципальных учреждений. Объясняется это так: «вопросы устранения значительного количества нарушений обязательных требований, выявляемых у государственных и муниципальных учреждений, связаны с компетенцией учредителя, в том числе, поскольку влекут необходимость выделения дополнительного финансирования. В связи с этим исполнение контролируемыми лицами предписаний об устранении таких нарушений взаимосвязано с принятием решений учредителями, то есть фактически, в значительной степени, находится вне пределов компетенции контролируемых лиц».
В переводе на обыденный язык – сотрудники бюджетных учреждений и рады бы устранить нарушения, да бюрократический процесс согласования слишком громоздкий. Поэтому давайте штрафовать их не будем, ограничимся требованием разработать «дорожную карту» по устранению нарушений и карту эту выполнить. На это у бизнеса реакция в духе интернет-мемов: «А что, так можно было?». А мелкий бизнес, у которого нет в штате специалистов по комплаенсу, значит, способен справиться с исполнением требований лучше, чем госучреждения? Государство у нас, наверное, «слабая сторона» в договорных отношениях? В концепции щедро упоминается, что после отработки практики подобный подход можно будет распространить и на иные «контролируемые лица». Но мы не видим ни малейшего основания ставить госучреждения на первый план. Уж если речь о «дорожных картах» по устранению нарушений, давайте распространять их на всех.
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей