08 июля 2010 г.
На III Чебоксарском международном кинофестивале особой популярностью у зрителей пользовался праправнук чувашского просветителя Ивана Яковлева, известный актер, представлявший картину “Пятница, 12”, член жюри высшей лиги КВН, обладатель кинопремий “Золотой орел” и “Ника”, заслуженный артист России Михаил ЕФРЕМОВ. Вот что он рассказал о себе на пресс-конференции, встречах со зрителями и студентами, в коротком интервью журналисту “Граней”.
Михаил родился 10 ноября 1963 года в театральной семье. Его отец — легендарный актер и режиссер Олег Ефремов, мать — актриса “Современника” Алла Покровская, дед — выдающийся оперный постановщик, главный режиссер Большого театра с 1952 по 1982 годы Борис Покровский. Впервые Михаил вышел на сцену МХАТа еще мальчиком — в спектакле “Уходя, оглянись!”. В кино снялся тоже будучи школьником: фильм “Когда я стану великаном” сделал его одним из самых популярных юных актеров страны.
— В такой семье вы, наверное, недолго мучались с выбором профессии?
— Не помню, чтобы в детстве мечтал стать актером. Представлял себя таксистом, очень нравилось воображать себя крупным военачальником, историком. На сцену и экран меня вывела судьба.
— А не папа?
— Если он этому и способствовал, то только на генном уровне. Вот с выбором вуза помог. Когда узнал, что я подал документы в Щукинское училище, в ультимативной форме предложил подать их в Школу-студию МХАТ. Я его понимаю: отец хотел, чтобы проблемный юноша был под постоянным контролем.
— Не представляю, как можно заучивать огромные тексты или вам позволяют импровизировать перед камерой?
— Когда текст ложится на внутреннее действие персонажа, то запоминается легко. Тяжелые неестественные монологи “фотографирую” в памяти и заученное выдаю дословно. В “Дубровском” весь монолог на французском языке запомнить сразу было очень трудно. Во время съемок ассистенты развешивали в павильоне листочки с текстом, написанным русскими буквами. У всех актеров своя методика заучивания текстов, и мне тоже приходится зубрить роли.
Михаил Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ, но уже после первого курса (это был 1982 год) его забрали в армию. По возвращении он продолжил обучение в Школе-студии МХАТ (курс В.Богомолова).
После окончания учебы Михаил Ефремов возглавил театр-студию “Современник-2”, где играли Никита Высоцкий, Мария Евстигнеева, Вячеслав Невинный-младший. Но продолжалось это недолго. В 1991 году труппа распалась, и Михаил пришел работать актером и режиссером к своему отцу во МХАТ, на сцене которого играл еще ребенком.
Восемь лет Михаил Ефремов отдал этому театру. На протяжении всего периода у него не раз возникали разногласия с отцом. В итоге в 1999 году Ефремов покинул МХАТ. Сам он об этом периоде говорит так: “С профессиональной точки зрения то, что я пошел во МХАТ, хорошо. Но я очень много узнал нехорошего о людях именно там”.
Михаил Ефремов не раз в своих интервью упоминал о прапрадеде по материнской линии — чувашском просветителе Иване Яковлеве. “Я форс-мажор с детства. У меня прапрадед — основатель чувашского алфавита и письменности, он был другом отца Ленина, в свое время открыл триста школ”. И, естественно, эта сторона его биографии не осталась без внимания во время приезда в Чебоксары.
— Как сегодня выглядит новое поколение рода Яковлева?
— Оно увеличивается. У меня пятеро детей. Скоро будет шестой. Правда, Иваном пока никого не назвали.
— В вашей семье говорят о Яковлеве, культивируют его личность, есть ли какие-то традиции?
— Чувашских традиций в моей семье особых нет, есть православные и интеллигентские. Года полтора-два назад устроили вечер в Доме актера. Собралась наша семья, пришли мои старшие сыновья Никита и Николай, которые впервые узнали о национальных корнях.
Помимо Яковлева есть, например, прабабушка, приехавшая в Москву в 1936 году и знавшая 14 иностранных языков. За это, наверное, ее арестовали. В войну заключенных в лагере перестали кормить, и она умерла от голода. Люди, возвращавшиеся из лагерей, рассказывали, как моя прабабушка там всем помогала. Этой историей заинтересовались мои дети, нашли книжку с генеалогическим древом, изучают.
— Вам понравилась персональная экскурсия по яковлевским местам?
— Я не впервые в Чебоксарах, по этим местам уже ездил. В первый раз попал сюда в 12 лет — с мамой на круизном теплоходе по Волге. Помню, как в Чебоксарском порту нас встретили на черных “Волгах”. Я понял: “О-о, мы потомки почитаемого в Чувашии человека”.
Если быть до конца честным, Иван Яковлевич никогда не был в Чебоксарах. Он жил и работал в Симбирске, родился в Тетюшах.
— Одна из тем фестиваля — кинематограф малых народов. Если у нас в республике соберутся снять фильм о чувашах, согласитесь в нем сыграть роль, а возможно, и продюсировать такую картину?
— Если пригласите, сыграю. А планов каких-то нет. Мне кажется, проблема малых народов — надуманная вещь, мне не нравится слово “народы”, мне по душе “люди”. Люди, несмотря на цвет кожи и язык, одинаковы. Зачем делить на малые и большие? Вот я сейчас ездил к памятнику своего прапрадеда. Увидел: память сохраняют, есть библиотека. И что, я буду рыдать: “Ой, малый чувашский народ!”?
— На телевидении засилье второсортных сериалов. Могут ли кинофестивали повысить уровень зрителя?
— Как потомок просветителя (улыбаясь), считаю, что когда собираются люди и говорят о культуре, то это ни для кого даром не проходит. Что касается сериалов, то это наша работа, и покуда за нее платят, будем сниматься. За один съемочный день я получаю столько, сколько за месяц в театре. А у меня пятеро детей.
В прессе шумят, будто сериал “Школа” не нравится зрителям, а его все смотрят. То же самое желтая пресса пишет, что читатели хотят знать, с кем я сплю, но на самом деле я таких читателей не видел. Я не противник сериала “Школа”. А половина страны считает иначе, и депутаты пытаются закрыть фильм. На мой взгляд, это хороший человеческий фильм, более того, художественное произведение.
— Вы относитесь к актерству исключительно как к способу заработать деньги?
— Нет, ну так тоже говорить неправильно. Конечно, я вкладываю свою душу в то, что делаю. Это касается театра, к кино я не отношусь с таким пиететом. Кино — это чистый заработок, а театр — искусство. Конечно, есть работы, которые мне категорически не нравятся, но я их сделал.
В наше время приходится брать разные роли, не всегда удачные. Так что в моем понимании актерство это такая же работа, как и любая другая. В конце концов у маляра же не спрашивают, зачем он покрасил дом краской, которая ему не нравится.
— Часто вы играете военных. Что для вас война?
— К войне я отношусь как к безумию. Я не люблю стрельбу, оружие и любые орудия для убийства. Может, поэтому не нравятся охота, рыбная ловля. Терпеть не могу прикосновение железа к телу. Поэтому никогда не стану наркоманом и не сделаю татуировки.
Сорокашестилетний Михаил Ефремов станет отцом в шестой раз. Жена известного артиста — Софья Кругликова, которая преподает в Академии имени Гнесиных, уже родила Михаилу двух дочерей — Веру и Надежду, а теперь вынашивает третьего ребенка.
В общей сложности актер был женат четыре раза. Первая супруга Ефремова, редактор Ася Табакова, родила ему сына Никиту. От второй, Евгении Добровольской, есть еще один сын — Николай, от третьей, актрисы Ксении Качалиной, дочь Анна-Мария и, наконец, четвертая — именитый звукорежиссер Софья Кругликова.
— Где трудится ваша жена Софья?
— Работает с Гариком Сукачевым. Она у меня, между прочим, золотые уши России, как говорит Дима Дибров. Великолепный звукорежиссер, просто замечательный!
— Сыновья пошли по вашим стопам?
— Будем надеяться. Старший, Никита, учился у Константина Аркадьевича Райкина, он принят в труппу “Современника”, у него уже роль в “Трех товарищах” Ремарка. Снялся в семи или восьми картинах. А Николай играет в кино, учится на первом курсе РАТИ у Алексея Бородина, главного режиссера, уже снимается. Коля, как и я когда-то, с утра до ночи пропадает в институте и театре. Но так и должно быть — если действительно отдаваться этому делу, а не просто так. У меня еще дочки подрастают: подождем лет десять, посмотрим, по какому пути они пойдут.
— Чему хотели бы научить своих детей?
— Ничему. У меня не лежит душа к воспитанию. Я считаю, что главное воспитание — это свобода. Я вообще воспитываю детей политикой невмешательства, поскольку сам достаточно плохой пример. Чем реже они меня видят, тем лучше вырастают. Конечно, это шутка. Но поскольку я не любил, да и сейчас не люблю, когда меня воспитывают, я более демократичный, нежели мог бы быть…
— Вы так воспитаны?
— Меня никто особо не воспитывал, я в детском саду был на пятидневке.
— У вас нет замыслов о совместной работе с детьми?
— Рано пока об этом говорить. Любой проект — очень конкретная вещь. Он начинает осуществляться, когда совпадут многие обстоятельства.
— Скажите, а у вас никогда не возникала неудовлетворенность своей игрой, профессией?
— О, еще как возникала! Лет десять назад у меня вообще депрессия была по этому поводу. Я взялся серьезно анализировать современное искусство и себя в нем. Дошел до того, что захотелось на все плюнуть. Думал: зачем я кривляюсь, изображаю из себя кого-то, да еще и деньги за это получаю?
В общем, был нешуточный внутренний конфликт. Но потом взял себя в руки и даже стал работать лучше. Понял, что это единственное, для чего я предназначен в жизни. Больше ничего не умею — только играть.
— На экране сплошной реализм и насилие. Не хотели бы снять романтический фильм?
— А какой в этом смысл? Нынешняя жизнь лишена романтики. Раз я ее не вижу, значит, и снимать подобные фильмы бессмысленно. В нашей жизни столько лжи и несправедливости, что романтическим фильмам сейчас нет места на экране, что, собственно, мы и наблюдаем.
Из-за постоянной суеты, в которой находится человек, очень хочется сделать то, что действительно нравится. Так что советую периодически посылать все к черту, позволить себе отдохнуть или заняться тем, чем хочется.
Источник: "Грани"