28 мая 2010 г.
Сценарист и режиссер Михаил Коновальчук представлял на Чебоксарском международном кинофестивале свой фильм «День зверя», взявший по итогам приз «За лучший сценарий». Любителям кино хорошо известно это имя. По сценариям М. Коновальчука сняты такие фильмы, как «Духов день», «Путина», «Кома», «В нашу гавань заходили корабли», «Цветы календулы». Он – обладатель премии «Ника» и побывал в номинантах Каннского кинофестиваля.
Привезенная в Чебоксары история о мальчике-снайпере из гитлерюгенда поразила зрителей неожиданным для многих взглядом на события более чем полувековой давности. Впрочем, фильмография нашего гостя ясно говорит, что кинематографист никогда не шел хожеными тропами, а такой факт биографии, как работа военным журналистом, объясняет его интерес к поиску неожиданных, «взрывных» страниц в, казалось бы, давно прочитанных историях. Вот и в Чувашии он не просто гулял по городу, а изучал лица людей, которые окончательно убедили его начать работу над фильмом о столь важном для него герое, как Василий Иванович Чапаев.
– Михаил Иванович, спасибо за замечательный фильм. Он произвел большое впечатление. Хотя со Дня Победы прошло уже столько времени, взгляд на войну с другой стороны – по-прежнему единичные случаи в нашем кино. Почему возникло желание сделать такой фильм?
– Да, такое кино и сегодня не будет показано на больших экранах и тем более по телевидению. И это говорит о том, что у нас продолжают опираться не на человеческие ценности, а на идеологические клише. По этой же причине, вместо того чтобы по-настоящему заботиться о пенсии и жилье ветеранов, устраиваются гигантские парады и шоу. В процессе подготовки к фильму я просмотрел километры немецкой хроники. Нигде не использованной, а значит, никому не известной. С другой стороны войны стояли немцы. И если они не сумасшедшие, значит, их свели с ума. И они до сих пор рассчитываются за этих безумцев, которые свели народы в эту мясорубку. Потому мне, как сыну ветерана, было интересно, а кто именно был с той стороны? Конкретно. А с той стороны были те ребята, которые показаны в немецких хрониках. Спортивные, красивые, волевые. Так что же могло с ними произойти?
– Фильм имеет фактическую подоплеку?
– Моего отца, молодого лейтенанта, во время Великой Отечественной «снял» немецкий снайпер. Я хотел представить, кто мог это сделать. Наверное, такой вот мальчик из гитлерюгенда. Сидел на крыше, увидел советского солдата, выстрелил. Пуля попала в каску. Отец остался жив. А я, его сын, снял об этом фильм. А мальчика-снайпера сыграл уже мой сын. И я искал такие ракурсы, где он похож на своего деда.
– Вы были готовы, что столкнетесь с непониманием, даже с неприятием?
– На самом деле это наш долг – рассматривать предмет со всех сторон. Историю в том числе. Мы же не идиоты, а художники. Это сегодняшняя обязанность – знать, понимать, что происходило на самом деле. И почему.
– Почему фильм называется «День зверя»?
– Потому что это победа человеческого над звериным. В каждом из нас есть звериное и человеческое. И внутри происходит борьба. Помните знаменитую фразу Достоевского о борьбе добра и зла, что выбирают полем битвы сердца людей? Я сделал немного угловатое, эмоциональное кино, хотя я профессионал и знаю, как сделать все по нотам. Но мне надо было сделать именно так, чтобы люди немного задумались. Потому что людям сегодня положено быть всем довольными и почитать клуб «Челси», смотреть сериалы. А не думать.
– А кто продюсировал ваш фильм?
– Мы сняли ленту буквально за копейки по меркам сегодняшнего кино, за 200 тысяч долларов, работали, можно сказать, без зарплаты. Людям просто нравилась сама идея, и они знали, что делают. Кстати, художником фильма был ваш земляк Андрей Сафронов. Но продюсер у нас, конечно, был. Это Владимир Малышев, сейчас он ректор ВГИКа. Он полюбил этот сценарий и захотел, чтобы фильм был сделан.
– Эта история не будет иметь продолжения?
– Я написал сценарий о пленных немцах, румынах, болгарах под названием «Волчьи чары». И продолжение истории снайпера. Он у нас сын белогвардейского офицера, который служил в вермахте. Эти офицеры шли освобождать Россию от большевиков. И о них тоже мало что известно многим россиянам. 80 тысяч офицеров служили в вермахте, это были идейные враги большевизма. Играть в фильме уже согласились Алексей Петренко и Алексей Булдаков.
– Представляя свой фильм, вы признались зрителям, что ваш любимый герой истории – Чапаев. Почему?
– На Чапаева я «набрел» почти случайно. Одно время я интересовался Врангелем, копался в различных архивах. И обнаружил документы по Чапаеву. Они ведь почти ровесники и служили одновременно. И одновременно получали георгиевские кресты и боевые медали за храбрость. И вот «зацепился». Оказывается, мы ничего о нем толком не знаем. А это был удивительный человек. Например, такой эпизод. Когда его отправили учиться, он вышел при полном параде на Казанском вокзале, встал на колени и стал истово молиться. А когда ему преподавали тактику и стратегию генералы, то сам начинал их учить! И оказывался прав. Вот с такими людьми, если бы такие полководцы были в 30-х годах, войны даже не допустили бы. Его случайная гибель – это миф.
– И теперь вы собираетесь снимать про него фильм?
– Я действительно люблю этого героя. Не анекдоты о нем, а именно человека и гениального полководца. Я изучил все материалы, знаю про него столько, что могу спорить с любым исследователем. Потому что историки за деревьями не видят леса. Я уже написал большую киноповесть «Батька Чапай» и издал книжку. И, приехав сюда, убедился, что это кино можно сделать. Именно здесь. Представить москвича, который играет Чапаева, не могу. Я ходил по улицам, вглядывался в лица. Скажу так: из таких людей и появляются разные гении. Надеюсь, что смогу пробить эту идею и даже обратился к вашему Президенту с этим вопросом. Ему эта идея показалась интересной.
– Но в Москве гораздо больший выбор среди актеров, в столицу съезжаются и все подающие надежды из провинции.
– Вы знаете, почему на роль снайпера я выбрал сына? Потому что он служил и у него сильные мужские руки. А актера пробуешь, за руку берешь – а там кисель. Какой это снайпер? То же самое и здесь. Тип лиц именно таков, какой нужен для этого кино. Иду вот по Чебоксарам и думаю, господи, каждый десятый мужик похож на Василия Ивановича! У него были васильковые глаза, мощные руки при небольшом росте.
– То есть ваш приезд запустил механизм кинопроцесса?
– Конечно. Я написал книгу из любви к этому необыкновенному человеку. А сейчас увидел перспективу постановки. Мне показали и домик, где он жил. Интересно и в театрах побывать. На актеров посмотреть. Повторяю, главное, это люди. Здесь другой народ. Сильный. Массовку такую можно набрать, что умереть не встать.
Источник: "Советская Чувашия"