15 мая 2010 г.
Питерский десант актеров стал самым представительным на Международном кинофестивале в Чебоксарах. Артисты отмечали чистоту и ухоженность чувашской столицы, великолепие просторов Волги, по которой совершили путешествие на теплоходе, гостеприимство хозяев. А на встречах со зрителями рассказывали о своем творчестве в кино и театре.
Заслуженный артист России Семен Фурман: “Я неудобный актер”
— Начало моей трудовой деятельности связано с Ашхабадским театром юного зрителя. В семидесятых в Москве существовала актерская биржа. Туда съезжались со всей страны раз в год режиссеры и набирали пополнение в труппы своих театров. Я почему-то записался в Туркмению, наверное, там солнца больше и есть арбузы. В те годы творческие люди не задерживались подолгу на одном месте, меняли города, театры.
С тех пор много воды утекло, я давно обосновался в любимом Питере, веду скромную, оседлую жизнь, выезжаю иногда, как сейчас, на кинофестивали. Однако привычка к перемене театров осталась, поскольку физически не переношу говорить со сцены чужие тексты. Мне нужно импровизировать, это мой конек, сильная актерская сторона. В кино приходится заучивать слова, и, как правило, ничего хорошего в итоге не получается. Потому у меня возникают постоянные творческие конфликты с режиссерами: две-три репетиции и работа прекращается. Когда мне доверяют или позволяют импровизировать, тогда появляются маленькие шедевры на сцене. На самом деле театр — это импровизация, это то, что происходит в конкретную минуту и никогда не повторится больше.
Народный артист России Анатолий Равикович: “Козаков был деспот на съемочной площадке”
— К картине “Покровские ворота”, принесшей известность всем ее создателям, у меня до сих пор неоднозначное отношение. Снимался в ней уже в зрелом возрасте, в 41 год, сложившимся актером. Стабильное положение в театре, много играл. Привык к тому, что всегда являюсь сорежиссером собственной роли, со мной советуются, принимают предложения. Так, во всяком случае, поступал Игорь Владимиров.
Когда попал к режиссеру фильма Михаилу Козакову, о самостоятельности и речи быть не могло. Козаков не считался ни с чем — званием, заслугами, требовал неукоснительного выполнения указаний. Настоящий тиран, деспот. Он определял интонацию голоса, движение пальцев рук, поворот головы. На съемочной площадке я чувствовал себя зайцем, которого дрессировщик учит играть на барабане. И под таким жестким прессингом находились все исполнители, переживали, страдали. Но вот фильм вышел на экраны, и на нас обрушилась слава. Зритель принял картину. Козаков оказался прав, он очень точно определил, какой должна быть тональность картины, чтобы полюбилась миллионам людей.
Взаимоотношения актера и режиссера всегда сложные. В конечном итоге в их споре арбитром является зритель.
Народная артистка России Ирина Мазуркевич: “Я выбрала профессию не на час”
— Прежде всего я театральная актриса и люблю свою профессию. В ней уже свыше 35 лет. В кино была занята много, но это иное от театра искусство, хотя чаще всего именно оно приносит актерам известность. В своем дебютном фильме “Чудо с косичками” снялась в пятнадцать лет, после первого курса Горьковского театрального училища, а на втором — в картине “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”. Очень скоро стала востребованной актрисой, сейчас не смогу и назвать всех фильмов, в которых играла. Но главным делом оставался театр.
В театр им. Ленсовета меня пригласил Игорь Владимиров. Он приехал к нам в училище на выпуск и был председателем экзаменационной комиссии. После просмотра дипломного спектакля подошел и просто сказал: “Приезжай, ты нам нужна”. Я пришла в театр на пике его популярности и заслуженной славы. Люди ночами стояли за билетами. Игорь Владимиров создал тогда удивительный театр с великолепными актерами. Я выходила на сцену с Алисой Фрейндлих, Алексеем Петренко, Анатолием Равиковичем, моим будущим мужем. В них не было никакой звездности, зазнайства. Когда играешь с замечательным партнером, который ловит каждое слово, живет на сцене, не возникает сложностей. И не переставала учиться: смотрела все постановки, репетиции и впитывала в себя по крупицам все то, что называется мастерством. К любому делу следует относиться профессионально. За известностью не гонялась, она пришла как-то сама собой.
P.S. В начале 90-х, когда не снималось кино, театры опустели, жалование артистам не платили, Ирина Мазуркевич не сложила руки. Народная артистка села за руль старенького “жигуленка” и поехала таксовать по Питеру. И хотя “бомбила” всего два дня, это дало уверенность, что она может справиться с любыми жизненными трудностями.
Источник: "Грани"