Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » «Коллективное музицирование как метод развития музыкальных способностей».

26 декабря 2022 г.

Доклад преподавателя первой квалификационной категории

МБУ ДО «Детская музыкальная школа им. М.Д. Михайлова» г. Канаш ЧР Авдеевой Ирины Анатольевны

«Коллективное музицирование как метод развития

музыкальных способностей».

 

Ансамбль – это коллектив, или группа исполнителей, выступающих совместно; это единый организм, в котором музыканты связаны между собой невидимыми нитями; это коллективное музицирование, в процессе которого несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Каждый юный музыкант должен как можно раньше приобщиться к ансамблевой игре.

Способности – это психические свойства личности, необходимые для успешного выполнения определенной деятельности. Способности могут быть общими и специальными. Специальными в данном случае считаются способности музыкальные, о которых мы будем говорить.

Классик отечественной психологии Борис Михайлович Теплов определил, что: «Музыкальные способности – это индивидуальные психологические свойства человека, порождающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, а также обучаемость в области музыки».

Четыре основные части: это музыкальный слух, ритм, музыкальная память и музыкальность т.е. (эмоциональная отзывчивость) отражают специфику музыкальных способностей. Остановимся вкратце на этих четырех основных частях.

Первое – музыкальный слух.

Благодаря музыкальному слухучеловек способен воспринимать, представлять и воспроизводить музыкальные звуки. Человек наделен двумя разновидностями слуха: внешним (способностью воспринимать реально звучащую музыку) и внутренним (способностью представлять себе слышанное ранее либо предслышать, то есть внутренним слышанием). Они неразрывно связаны между собой. Музыкальный слух, как внешний, так и внутренний, может быть относительным или абсолютным.

Занимаясь в классе ансамбля слух ученика развивается. В процессе игры, обучающиеся непрерывно контролируют слухом не только свои партии, но и партии других голосов, развивают умение слушать общее звучание всей музыкальной ткани произведения, развивается не только слух высотный, мелодический, но и гармонический.

Второе – это ритм.

Из всех музыкальных способностей труднее всего развивается ритм. Природные задатки имеют большое значение. Ведь ритмические способности очень тесно связаны с психикой. Здесь важно знать тип темперамента каждого ученика. Чувство ритма особенно высоко ценится, если оно связано не с внешней фиксацией ритмических особенностей, а с внутренним ощущением, слышанием ритмического рисунка. Ритм также делится на внешний и внутренний. Внутренний ритм должен воспитываться как на начальном, так и на любом этапе развития ученика, и это работа всегда должна иметь слуховую основу. Ритмические способности, по сравнению с музыкальным слухом, первичные. Проявляются они значительно раньше, чем слух.

Работать над ритмом в классе ансамбля следует без эмоциональных «перегибов» самого педагога: т.е., крика, громкого стука ногой и тому подобного. Важно научиться играть в ансамбле ритмически ровно, научиться замедлять и ускорять. При изучении произведения и овладения ритмической структурой – полезно продирижировать его от начала до конца. Метроритмическая организация музыки подчиняет себе и организует общий психологический настрой всех участников ансамбля. Ритмические способности при всей их простоте и массовости требуют к себе бережного и внимательного отношения.

            Третье – музыкальная память.

Музыкальная память – необходимый компонент музыкальных способностей. Мы знаем, что память человека – функция сложная. Музыкальная память, как и общая, включает в себя процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Различают три вида музыкальной памяти: эмоциональную, образную, логическую (т.е., запоминание чувств, эмоций, конкретных музыкальных образов, логики соотношения звуков, построений, разделов сочинения). Кроме того, музыкальная память дифференцируется по типам:

1) Слуховая память,которая позволяет узнавать произведения целиком и отдельные элементы – интервалы, аккорды; помогает, запоминать в момент разучивания и удерживать в памяти надолго все произведения, которые составляют профессиональный «багаж» музыканта.

2) Зрительная память. Например, на ноты, часто помогает музыканту воспроизвести забытый текст. На занятиях по ансамблю, прежде чем разбирать новое произведение, можно поработать с нотами без инструмента, важно найти в этом полезные и нужные стороны.

3) Двигательная память. Это память на движение, это автоматизм движений, ставших привычкой. Ведь игра на любом инструменте – это обязательно движение.

            4) Эмоциональная память – память на переживания. Эмоциональная память обучающихся тесно связана с его отношением к музыкальному произведению, которое он слушает или играет. Работая над произведением в классе ансамбля, совместно можно поискать тот образ, который вызывает у обучающихся сильный эмоциональный отклик.

5) Смешанная память. Использование разных сторон своей памяти при работе, знание возможностей своей памяти и умение рационально пользоваться ею – это очень ценное свойство.

            И четвертое – это музыкальность или эмоциональная отзывчивость.

Музыкальность – это способность к эмоциональному отклику на музыку. Музыкальность опирается на слух, слуховые способности. Но проявление этих способностей требует небольшого опыта самого ребенка. Музыкальность проявляет себя, как эмоциональная отзывчивость. Эмоциональная сторона первичнее. При благоприятных условиях музыкальность проявит себя раньше других музыкальных способностей.

Развитие музыкальности в классе ансамбля я вижу в приобщении к самым различным сторонам музыки и музыкальной жизни. Т.е. не надо ограничиваться своим инструментом, а больше слушать оркестровую и оперную музыку, любить народную песню, посещать как можно больше концертов и самим быть их участниками. Задача педагога состоит в том, чтобы научить обучающихся понимать искусство и владеть им, разбудить их творческие способности и вооружить техникой, научить творчески работать.   

Подводя итог вышесказанному, я хочу сказать, что все виды музыкальных способностей тесно взаимосвязаны между собой и поддаются развитию в процессе педагогической деятельности, а именно в классе ансамбля при увлеченности и полной самоотдачи на занятиях. А мы знаем, что коллективное исполнительство весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы.

 

Список литературы:

1. Тизоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов.

2. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне.

3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, - 2002 г.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология, - 2019 г.

Мой МирВКонтактеОдноклассники

Система управления контентом
429330 Чувашская Республика, г. Канаш, ул. 30 лет Победы, 15
Телефон: 883533 2-27-17; 883533 2-24-39
Факс: 8 83533 2- 27 -17
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика