23 сентября 2022 г.
Скрипичное семейство
«Скрипка является наиболее совершенным и превосходнейшим из всех инструментов…» такую оценку дает французский музыкант и ученый XVII столетия Мерсенн. К этому времени, когда были произнесены эти слова (напомним, что фортепиано еще даже не появилось), уже начинался золотой век скрипки. В скрипичное семейство, помимо собственно скрипки, вошли альт, виолончель и контрабас.
Историки музыки утверждают, что первым из инструментов скрипичного семейства появился альт (где-то на рубеже XVI-XVIIвеков). А через 100 лет в составе оркестра прочное место заняли все четыре инструмента. Альт, виолончель и контрабас создавались для ансамблевой и оркестровой игры, хотя известны случаи и их сольных выступлений.
Иное дело – скрипка. Обладая сильным, ярким, выразительным звуком, она как бы создана для сольной игры. Именно скрипка по тембровому богатству и силе звучания оказалась близкой поющему человеческому голосу, и с развитием оперного искусства стала лидирующим инструментом в оркестре и в своем скрипичном семействе.
Распространение скрипки, как лидирующего инструмента, получило в европейских странах. Среди них главная роль принадлежала Италии. Именно здесь в XVI веке сложились школы выдающихся скрипичных мастеров – кремонская и брешианская, создавшие непревзойденные и по сей день инструменты скрипичной группы. Особенно ценятся скрипки мастеров из семейства Амати, Гварнери и конечно инструменты, сделанные великим Страдивари. Также ценны инструменты француза Вильема, русских мастеров Батова, Витачека, Кочергина, Мурадова, Яровой, Почекина и других.
Среди исполнителей скрипичного семейства хочется вспомнить великие имена: Антонио Вивальди, Никколо Паганини, Леопольд Моцарт, Генрик Венявский, Пабло де Сарасате, Фриц Крейслер, Яша Хейфец, Натан Мильштейн, Давид Ойстрах, Юрий Башмет, Мстислав Ростропович, Святослав Кнушевицкий, Наталья Гутман, Наталья Шаховская, Самуил Самосуд и другие.
Они являлись и являются лучшими представителями скрипичного искусства, радуя и очаровывая своим мастерством нас – слушателей.
Заведующий оркестровым отделением М.В. Гончарова-Чмарова