Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ГИТАРЫ В ДМШ

09 сентября 2021 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ

В КЛАССЕ ГИТАРЫ В ДМШ

                    Димитриева Татьяна Васильевна

Преподаватель струнного отделения

МБУ ДО «ДМШ им. М.Д. Михайлова.» г. Канаш ЧР

E- mail: muz@gkan.cap.ru

 

Музыка в современном  мире -  это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски методики музыкальной работы  в школе, являются актуальными. Задачей педагога является постепенный перевод заинтересованности учащихся на высокохудожественные образы музыкального искусства. Использование классических произведений для гитары может помочь в решении данного вопроса.

В современных условиях,  именно детские  музыкальные школы в процессе своей педагогической и просветительской деятельности призваны к осуществлению благороднейшей и наиважнейшей миссии - целенаправленно формировать истинно художественные вкусы нашей молодежи, прививать искреннюю любовь к выбранному инструменту. Развивать её творческую активность и самовыражение, воспитывать высокую духовность и  бережное отношение к национальной и мировой музыкальной культуре, и в целом, способствовать  формированию всесторонне, развитой личности средствами инструментального исполнительства. И широчайшие возможности для осуществления этой высокой идеи предоставляются педагогам и их воспитанникам именно в классе гитары.

В условиях возрастающего интереса к гитаре, можно отметить увеличение числа желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. Большой приток учащихся в музыкальные школы, кажется,  должен был бы вызвать стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. К сожалению, уровень игры учащихся по сравнению с другими странами и другими инструментами, остается невысоким. В данной ситуации необходимо рассмотреть такой важный и актуальный аспект процесса обучения учеников музыкальных школ, как мотивация их занятий. Проблематика мотивации в контексте гитары не рассматривалась обширно и требует пристального внимания и изучения.

Учебная деятельность учащихся музыкальных школ различается в зависимости от возраста  и  индивидуальных особенностей каждого ребенка.

От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызвал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду. Обучение можно подразделить на две большие категории. Первое,  связанное  с содержанием самой учебной деятельностью и процессом её выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Невысокий уровень знаний – не недостаток ученика, а его беда. Задача преподавателя – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путём - через формирование учебной деятельности. При прочих  благоприятных условиях (здоровья ученика, отношения к нему преподавателя) результат не заставит себя ждать, но начинать надо как можно раньше.

Второе - связано с более широкими взаимоотношениями ребёнка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребёнка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять  определённое  место в системе доступных ему общественных отношений. Это необходимо для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте.

В соответствии с этим можно выделить основные причины интереса к  гитаре. К ним относится,  в первую очередь, желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников (гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания). Иногда  интерес  к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная  композиция или  песня. Большое  количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей.

На этапе формирования методики преподавания гитары необходимо уделить внимание вопросам определения целей и задач обучения игре на гитаре. Данные цели должны благотворно влиять на развитие личности учеников и на повышение культурного уровня страны в целом. В процессе освоения инструмента, педагогу необходимо объяснить ученику и его родителям цели и перспективы обучения. Обучение может преследовать различные цели: дальнейшее профессиональное обучение, аккомпанемент, сочинение музыки или просто удовольствие музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям.

Рассмотрим некоторые основные  причины  снижения интереса к гитаре в начале обучения.

Большинство детей,  приходящих в ДМШ, не представляют себе объёма требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики  сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности и по другим дисциплинам. Часто  первые  шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребёнка с программой ДМШ. Добровольно возникшее желание играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность. Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом. То есть людям, которые хотят играть песни, надо объяснять и рассказывать, что,  во-первых, кроме песен есть ещё и классическая музыка, а, во-вторых, песни – это не прерогатива музыкальных школ. Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами. Существует понятие «подготовить почву для саморазвития» и задача – не убить врождённое стремление познания. Мотивы, почему ребёнок не желает заниматься, а убегает на улицу, нужно рассматривать в каждом конкретном случае отдельно. Основную проблему мотивации к игре на инструменте мы испытываем как раз с учениками класса гитары. Чтобы начать играть на гитаре достаточно ровно и попадать в ноты, нужно затратить намного больше энергии и прилежания по сравнению, например, с фортепиано.

Обучение игре на классической гитаре – это сложная деятельность. Главным  в обучении является активное участие  ребёнка в этой деятельности. В ходе активной деятельности ученик превращается в её субъекта, а это означает, что у него складываются новые особенности психического (умственного, нравственного) развития - психические новообразования. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях. Концертная деятельность и ансамблевая практика также способствуют повышению интереса к занятиям. Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т.п.

 Занятия в учреждении дополнительного образования в классе с педагогом составляют сравнительно небольшую часть времени (45 мин) два раза в неделю. Этого недостаточно для, глубокого усвоения учебного материала. Очень важно правильно организовать домашнюю работу. Задача классной работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду. Ученику важно понять, что систематические занятия на гитаре, главное условие овладения исполнительским мастерством. В этом ребенку совершенно необходима помощь родителей, особенно, если ребенок младшего школьного возраста. Важно научить ученика трудиться самостоятельно.

Эффективный способ формирования творческих навыков - не упускать из вида цель. Необходимо регулярно подчеркивать прагматический аспект процесса обучения игре на гитаре, путём составления списка всех преимуществ, которые будут доступны после достижения цели.

Другим действенным способом является похвала за любые достигнутые результаты

Обучение музыке – это многосторонний процесс, в котором педагог должен формировать у ученика не только профессиональные навыки игры, но и здоровый эстетический вкус, широкий художественный кругозор и моральные качества передового, прогрессивного человека.

Весьма важно воспитать нужное отношение к искусству и занятию им. Уже одно это может благотворно сказаться на формировании мировоззрения ученика. Важно, чтобы он научился ценить искусство за то прекрасное, что оно даёт людям, за те богатейшие возможности, какие оно открывает для активной жизненной позиции, за ту радость творческого труда, какую оно дарит тому, кто им серьёзно занимается. Сделать так - полюбил автора больше,  чем себя, произведение – больше, чем свою трактовку, исполнение – больше, чем последующий за ним успех, - вот к чему должны быть направлены все усилия педагога.

Посещение концертов, театров, музеев, экскурсии в памятные культурно – исторические места следует проводить не только со всем классом, но и с отдельными учащимися. Важно, чтобы юный музыкант как можно больше получал ярких художественных впечатлений. Благотворность воздействия концертов больших артистов, искусство которых оставляет неизгладимый след в сердцах слушателей трудно переоценить.

Эстетическое воспитание протекает тем успешнее, чем более разносторонне оно ведётся. Необходимо при любой возможности обращать внимание ученика на красоту образов музыки, литературы, картины или скульптуры.

       Пробуждать глубокий и стойкий интерес к музыке – одна из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно резко повысить работоспособность ученика – добиться большей сосредоточенности, усиления слухового контроля.

Известно, что некоторые педагоги успешно развивают любовь к музыке. Каким образом это делается? Обычно, прежде всего, тем, что они сами горячо её любят, что соприкосновение с искусством заставляет их «загораться». Это создаёт в классе подлинно художественную, творческую атмосферу и увлекает учеников.

Успех обучения зависит от того, как взаимодействуют занятия, проводимые педагогом в классе и самостоятельные домашние занятия ученика. Научить ребенка понимать музыку. Звуки должны быть не просто физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту звука, тембр. Сделать так, чтобы  исполняемое музыкальное произведение отражало не язык нотной записи, а представляло бы некоторое художественное явление. Класс  гитары существует в Канашской детской музыкальной школе более пятнадцати лет. За эти годы много ребят овладели азами гитарного искусства, знакомясь с произведениями композиторов разных эпох, стран,  развивая и повышая свои музыкальные и творческие способности.

Занятия за инструментом позволяют воспитанникам ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем играть в ансамблях разного типа. Развивать внутренний музыкальный слух, научиться подбирать по слуху мелодии, аккомпанировать голосу.

При всей доступности и кажущейся простате, гитара достаточно сложный инструмент. Ребенок, севший за инструмент, должен решать одновременно множество задач. Грамотно исполнять музыкальный текст, правильно прочитать ноты, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуры, нюансировку, решая задачи метроритма, темпа. Учитывать правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Слушать, интонировать и петь пальцами правой руки музыкальные фразы и предложения. Постоянно следить за координацией обеих рук. Очевидно, что задач при игре на гитаре множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координационную или техническую сложность и требует определенного времени в изучении и практического усвоения на грифе гитары.

Для успешного обучения старайтесь с первых уроков найти с учеником психологический контакт. Не стремитесь вести занятия только со способными детьми. Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, искусство педагога заключается в том, чтобы любой ученик стал прекрасным исполнителем, приобрел устойчивый интерес к музыкальным занятиям, который может сохраниться на всю жизнь. Для этого необходимо составить такой режим домашней работы ученика, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов, приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день. В течение первых месяцев обучения, по возможности родители должны присутствовать на уроке, чтобы потом могли контролировать выполнение домашнего задания. С первых шагов обучения приучить ученика к самостоятельной работе за инструментом. Строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий ребенка. Использовать удобный жесткий стул необходимой высоты, подставку для левой ноги, чтобы избежать искривления позвоночника. Соблюдать тишину во время занятий. Внимательно относиться к физическому и эмоциональному состоянию ученика. Посещать годовые концерты и конкурсы  вместе с родителями. Постоянно формировать у ребенка потребность слушать классическую музыку и анализировать услышанное. Учить детей как вести себя на сцене, выход, поклон, уход. Работайте уверенно, с уважением и любовью к ученику, гитаре, музыке. 

 

 

 

 

Список литературы.

  1.       Вещицкий П.О. Самоучитель игры на 6-ти струнной гитаре. М.: Советский композитор,1987.130с.
  2.       Иванов – Крамской А.М. Школа игры на 6-ти струнной гитаре. Ростов-на-Дону: Феникс,2004.151с.
  3.       Карпов Л. Методическое пособие для преподавателей и учащихся музыкальных учебных заведений. Санкт-Петербург:2002.23с.
  4.       Кирьянов Н.Г. Искусство игры на 6-ти струнной гитаре часть 1. М.: Центр содействия развитию искусств «Тоника»,1991.127с.
  5.       Ларичев Е. Самоучитель игры на 6-ти струнной гитаре. М.: Музыка,1997.88с.
  6.       Разуткина Л. И. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств диссертация … кандидата педагогических наук: 13. 00. 01Чебоксары;2008.188с.
  7.       Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: от истоков до наших дней; пер. с фр. М.: Музыка, 1991.87 с.

 

 

Мой МирВКонтактеОдноклассники

Система управления контентом
429330 Чувашская Республика, г. Канаш, ул. 30 лет Победы, 15
Телефон: 883533 2-27-17; 883533 2-24-39
Факс: 8 83533 2- 27 -17
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика