Отдел образования администрации Янтиковского муниципального округа Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Организация учебного процесса с использованием учебного пространства кабинета биологии

05 декабря 2024 г.

Организация учебного процесса с использованием учебного пространства кабинета биологии

       Из опыта работы учителя биологии МБОУ «Янтиковская СОШ имени Героя Советского Союза П.Х.Бухтулова» Янтиковского МО  Чувашской Республики   Михайловой Альбины Петровны

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты, а вместе с ними и цели и содержание школьного биологического образования. Окружающий нас мир, природные особенности территории рассматриваются не отдельно, а в тесной взаимосвязи с социумом, деятельностью человека.

Наступивший XXI век, век информационных технологий, требует от преподавателя биологии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках биологии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную биологическую информацию, анализировать ее, чувствовать свою сопричастность ко всему, что происходит в обществе и природе. Вслед за требованиями социума на первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию, понимающей основные законы и закономерности взаимодействия природы и общества, осознания человека как части природы, судьба которой зависит от человеческого общества.

Новые задачи невозможно решать, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим освоить приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ.

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованные.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их

систему знаний; планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Работая в кабинете мы постарались реализовать 4 группы требований к созданию целостной образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности. Среда должна:

– мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений, навыков;

– формировать у учащихся

– формировать у учащегося систему предметных, межпредметных и надпредметных умений, навыков;

– развивать у него познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств (внимания, памяти, эмоций, чувств и др.).

Для обеспечения учебного успеха кабинет биологии имеет:

1. Учебники, энциклопедии, словари, пособия, учебные и научные книги по предмету;

электронные и бумажные носители учебно-методической информации.

2. Обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, меж – и

надпредметным навыкам.

3.Оснащен средствами, обеспечивающими комфортные условия протекания

познавательной деятельности учеников с разными особенностями

психофизиологической сферы.

В кабинете для учеников   имеются   ресурсы, обеспечивающие разные способы

восприятия одного и того же нового материала (через анализ текста, практическую

работу, индивидуальную и коллективную деятельность и т.п.).

4. Созданы условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению именно этого предмета.С этой целью:

кабинет имеет большое количество ресурсов для реализации основной цели школы – обеспечение ученику возможности приобретения в стенах образовательного учреждения навыков здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности, самообразования;

кабинет  стал для моих учеников  местом саморазвития, так как я  представляю свой предмет в кабинете не как цель, а  как средство развития ученика.

Названные условия   способствуют  реализации  деятельностного подхода к образованию.

Реализация деятельностного подхода в обучении биологии в значительной степени зависит от оснащения кабинета   необходимым оборудованием.

Выстраивание образовательного пространства – процесс длительный и тяжелый, который, видимо, никогда не заканчивается.

Существует устойчивое представление, что именно образовательная среда, то есть в широком смысле окружение ребенка в школе, формирует его знания и личностные особенности. В этой связи возникает закономерная мысль: для того чтобы школьная среда по-настоящему влияла на развитие личности, среду необходимо максимально насытить, то есть оснастить “островками” культуры, осваивая которые, ребенок сможет учиться и творить, продвигаясь согласно своим познавательным интересам.

Для плодотворной работы учителю нужно не только овладеть передовыми педагогическими технологиями, но и стремиться создать современный кабинет биологии. Многие годы моей работы посвящены созданию такого кабинета.

Хорошо оборудована лаборантская, в которой систематизировано все имеющееся оборудование, пособия, методическая литература и др.

Комфортное рабочее место  позволяет с наименьшими затратами оборудовать урок всем необходимым, дает возможность  работать над повышением эффективности урока и качества обученности по предмету.

Каждое лето пополняем кабинет новыми экспонатами, которые используются на уроках. Это оживляет урок, повышает интерес к предмету, заставляет не просто наблюдать ту или иную особенность живого организма, а объяснить, в связи с чем она появилась в процессе эволюции, какие преимущества дает организму, как позволяет выдержать борьбу за существование, выжить в процессе естественного отбора.

В кабинете представлен животный и растительный мир Чувашии: чучела птиц, зверей, рыб; раковины моллюсков, имеется большая коллекция насекомых, клювы, лапы, крылья птиц; хвосты, лапы, зверей; коллекция яиц и перьев разных птиц, их гнезда; кожа змей и ящериц; образцы древесины разных пород деревьев, коллекция семян; образцы корней, листьев, необходимых для изучения соответствующих тем ботаники; влажные препараты животных. Все экспонаты систематизированы и хранятся в удобных  местах.

Чем может быть для учащихся кабинет биологии во внеурочное время? Он является местом проведения кружка, факультатива; местом для самостоятельной работы по подготовке домашних заданий и выполнению проектов;  просто местом, куда приятно прийти и пообщаться… друг с другом, с учителем, с книгой и свежим научно-популярным журналом.

В кабинете имеются комнатные растения, которые являются не только украшением интерьера, но и выступают в качестве демонстрационного материала при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Содержание комнатных растений отвечает требованиям безопасности (отобраны растения, которые не вызывают аллергических реакций).

На базе кабинета я веду кружок “Юные защитники природы”, где учащиеся учатся определять растения, получают навыки выращивания рассады. Ценно то, что рассада для клумб   не покупается, а выращивается вместе с учениками.

Все растения кабинета  подобраны таким образом, чтобы их можно было использовать в качестве иллюстрации видов стеблей, формы листьев, типов жилкования и т.д. Растения подобраны по экологическим группам, что облегчает уход за ними.

У истоков формирования многофункционального кабинета биологии были учащиеся класса химико-биологического профиля.  Благодаря их активному участию удалось достичь того, что кабинет стал центром образовательного процесса.

Хозяева кабинета являются активными участниками олимпиадного движения, членами кружка «Юные защитники природы», который работает на базе кабинета и занимаются проектной деятельностью.

В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.

Таким образом, в кабинете биологии создан современный образовательный комплекс, включающий такие традиционные средства, как лабораторное оборудование: световые микроскопы,  наборы микропрепаратов для всех разделов курса биологии, а наборы препаровальных инструментов, укомплектованные наборы микробиологической лабораторной посуды. К этой группе относятся и современные наглядные пособия: ламинированные плакаты, муляжи, коллекции насекомых  и гербарии растений. Сейчас  этот комплекс входит и компьютерная мультимедийная техника в совокупности с электронными интерактивными образовательными комплексами. Благодаря этому комплексу становится возможным проектирование индивидуальной образовательной траектории для учащихся. Таким образом, компьютерная техника в кабинете биологии позволяет сформировать информационно-компьютерную среду, позволяющую анализировать получаемую информацию индивидуально, учитывая особенности практически каждого учащегося.

Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, различные социальные роли, межличностные отношения и др. Передача происходит не только и не столько на уроках и внеурочной деятельности, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

 

Журнал «Биология в школе» - №5,7. -  2023г.

 

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
429290, Чувашская Республика, Янтиковский район, с. Янтиково, пр. Ленина, 13
Телефон: 8 (83548) 2-15-41, 8 (83548) 2-14-47
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика