Отдел образования администрации Янтиковского муниципального округа Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Сучкова В.И., Духовно - нравственное воспитание детей и молодежи "Помним! Гордимся!"

14 сентября 2023 г.

Сучкова Валентина Ильинична,     классный  руководитель

9 класса МБОУ "Тюмеревская СОШ" Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики

 Духовное и нравственное воспитание

 ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ!

      В преддверии празднования 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мероприятия, посвященные героям и их подвигам, становятся еще актуальнее.

            Каждый современный человек должен знать как историю своей малой Родины, так и  имена земляков-героев, которыми нужно гордиться, - вот цель внеклассного мероприятия «Помним! Гордимся!»

Задачи:

  • формирование духовно-нравственных, гражданских  качеств личности;
  • воспитание гордости за своих земляков;
  • беречь и приумножать традиции и ценности своего народа.

            Данное мероприятие основано на использовании местного краеведческого материала, что делает исторические события более близкими и понятными, повышает у учащихся интерес к героическому прошлому и настоящему родного края.

            Мероприятию предшествует подготовительная работа: ребята делятся на три группы: первая  группа работает над материалами о земляках – героях в музее, вторая – в библиотеке, третья группа готовит песни, танцы и стихи о войне. Учащиеся знакомятся с героическими подвигами  земляков в годы Великой Отечественной войны, собирают материал об участниках боевых действий и тружениках тыла, записывают беседы с участниками исторических событий, просматривают  литературу, сборники документов и воспоминаний, работают с семейными архивами героев, собирают вырезки из газет, фотодокументы, письма. В результате такой работы у детей повышается опыт исследования воспоминаний, документов; развиваются навыки работы с научной литературой, архивными источниками; появляется умение наблюдать и анализировать наблюдения.           

            Воспитание гражданина, патриота своей страны – одно из главных условий возрождения нации. Янтиковский муниципальный округ  Чувашской Республики – наша малая Родина. Знать историю своего края – одно из необходимых условий воспитания патриотизма у школьников.

            Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что завоевано старшим поколением: свободу, независимость, мир.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация и книги о земляках – героях.

Участники: учащиеся 6-9 классов

Время проведения: 60 минут

Ожидаемые результаты: формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории; участие школьников в деятельности духовно-нравственного направления; положительная мотивация учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны.

Методы реализации: работа с литературой и материалами музея и библиотеки, разработка сценария, репетиции; самостоятельная работа учащихся по подготовке выступлений; проведение мероприятия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Классный руководитель: Мы живем в одном из живописнейших уголков России – Чувашской Республике. Наш родной район – Янтиковский, который знаменит добрыми делами, ратными подвигами земляков. Их имена увековечены в памятниках и обелисках нашего района, в названиях его улиц. Мы часто не задумываемся над названиями наших улиц, по которым мы передвигаемся ежедневно: ездим, прогуливаемся, спешим по делам. А ведь практически каждая из них  хранит свою удивительную историю.  Порой мы не замечаем вывески, на которых написано: «В этом доме родился и вырос…»

Ученик 1. Я буду говорить о земляках,

О тех, бесстрашных и ушедших рано,
Чьи голоса звучат издалека,
Сжимая сердце матери, как раны.


Ученик 2. О тех, кто в дверь не постучит уже,

Чьи имена теснятся в длинных списках.
Слились, как в песне, как в одной душе,
Их души молодые в обелисках.

 

Классный руководитель: Слово предоставляется первой группе, изучавшей экспозицию районного музея, они поделятся с нами результатами своих исследований. Вы готовы, ребята?

(Ребята рассказывают, пользуясь своими рабочими записями, об экспозиции школьного музея)

Ученик 3. Мы изучили экспозицию районного  музея. В музее мы можем видеть фотографии, документы, боевые награды и личные вещи ветеранов войны. Больше всего нас заинтересовала диорама о братьях  Игнатьевых из деревни Латышево.

(Рассказы детей сопровождаются показом презентации)

Ученик 4. Родословное древо Игнатьевых восходит к его основателю Мемедею, жившему в 15-16 веках. Судьба этого рода сложилась так, что всем  поколениям в свое время пришлось встать на защиту Родины. Так, при Николае первом брат прадеда Игнатьевых по отцовской линии Захар Данилович был на солдатской службе в течение 25 лет, и он вернулся с наградой – саблей с датой, выбитой на ней: 1809 год. Приехав в родную деревню, он приучал парней солдатской жизни и военной науке в одном из оврагов, проводил разные соревнования, маршировки. И по сей день этот овраг называют его именем – Захаркин овраг (на родном языке – Захарка  сырми ).

            Михайлов Игнатий Михайлович (1875-1947) был крестьянином-середняком, артиллеристом и военным писарем Псковской крепости и Керченской крепости береговой обороны. Жена, Михайлова Пелагея Кононовна ( 1881-1952 ), была домохозяйкой.  В семье Игнатьевых было 7 детей:

  1. Агафия – 1905-1994;
  2. Иван (1)- 1907-1945;
  3. Иван (2)-Ванюк-1909-1942;
  4. Анна - 1911-1989;
  5. Павел – 1913-1982;
  6. Михаил-1918-1942;
  7. Василий-1921-1997.

            Родители воспитывали своих детей по принципу: « Не будь сыном только своего отца - будь сыном Родины, народа!» В семье царил дух честности, уважения, принципиальности, готовности на любые испытания во имя Отчизны.

            В 1915-1917 годах Игнатий Михайлович участвовал в Первой Империалистической войне под Двинском. Мог ли он думать тогда о том, что судьба его пятерых сыновей будет связана с новой войной? Каким большим и ветвистым было бы родословное древо Игнатьевых, если бы не было войны?

            С первых же дней войны пятеро сыновей из семьи Игнатьевых встали на защиту Родины. Все они защищали Ленинград.

Ученик 5. Голод и холод.

Война и разруха.

Сильный был город,

Не падал он духом!

Дыхание смерти было повсюду,

Но выжили, выжили люди!

(В ходе выступления учащихся звучит симфония №7 Дмитрия Шостаковича)

Ученик 6.   Иван (1) Игнатьевич Игнатьев, старший сын Игнатия Михайловича и Пелагеи Кононовны, родился в 1907 году. В 1921 году  из-за голода детей из Чувашии вывозили в другие области ( по линии Помгола). Иван попал в Тверскую область.Там он учился в школе для чувашских детей. Затем он учился в Янтиковской школе. До Великой Отечественной войны работал в колхозе и системе потребительской кооперации. На войну был призван в первые же дни.  Он стал связистом. Под городом Пушкин Ленинградской области Иван был ранен в руку, кроме того, кашель от простуды в сентябрьской болотной жиже все усиливался, так как солдатам приходилось сидеть в болоте, скрываясь от врага, и дышать через камышовые трубки. Его отправили в госпиталь Нижнего Тагила.

От тяжких дум о войне матери Ивана часто снились сны. Однажды ей приснился сон: будто ее сын Иван подъехал к палисаднику родительского дома на белом коне, сидит в седле, шинели и подает ей блин. Пелагея Кононовна рассказала о сне соседкам. Они, чтобы утешить женщину, сказали: « Жив твой Иван, скоро вернется».

Осенью 1943 года Ивану из-за плохого здоровья пришлось вернуться в родную деревню. Он хотел устроиться на работу, но его не брали, так как у него отказала правая рука. В семье Ивана было 6 детей: Мария, Зоя, Раиса, Дария, Гаврил, Анатолий. Нелегко было  Ивану Игнатьевичу и его жене Екатерине выживать в сложившейся ситуации.

Иван умер от ран, полученных на Ленинградском фронте, 15 февраля 1945 года, не дожив всего несколько месяцев до Дня Победы.

Ученик 7.  Иван (2)-Ванюк-Игнатьевич   родился в 1909 году. Он первый среди родных получил высшее образование и 18 лет проработал в Шихазанской средней школе: сначала-завучем, потом-директором. В грозный для Родины час, 31 декабря 1941 года, оставив на попечении жены Хрестины четверых малолетних детей, Иван Игнатьевич встал на защиту Отечества.   В марте 1942 года Иван окончил школу политруков в городе Шуя Ивановской области и в числе лучших курсантов был направлен в Действующую Красную Армию старшим политруком первого батальона 1247 стрелкового полка ( это стало известно из фронтового письма лейтенанта Авакумова Николая Михайловича). Нелегко было работать в те годы почтальоном, не всегда он приносил хорошие вести. Морозным утром конца 1942 года пришло горе в дом Игнатьевых: погиб Ванюк, политрук роты морской пехоты.

            Иван Игнатьевич погиб от вражеской пули в бок на поле боя в районе Чудово.Он похоронен в лесу Чудовского района. Координаты  братской могилы: восточная долгота-3124, северная широта-59 21. 

Ученик 8.  Павел Игнатьевич   родился 8 августа 1913 года. Учился в Янтиковской школе. Окончив школу в декабре 1931 года, он поступил в Алатырский педагогический техникум Алатырского района Чувашской АССР. Учился хорошо, получал повышенную стипендию, был спортсменом. В июне 1935 года сдал выпускные экзамены и был назначен учителем естествознания и географии в Ст.Айбесинскую среднюю школу Алатырского района. Но Павел Игнатьевич туда не поехал, 21 августа 1935 года устроился учителем естествознания и физического воспитания в APC Канашского вагоноремонтного завода, где проработал с 21 августа по 20 октября 1935 года-до призыва на действительную службу в ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения ТОФ). С 25 октября по 10 ноября 1937 года Игнатьев – первый эпроновец из Чувашии. Получил специальность водолаза. Первое погружение состоялось 5 мая 1936 года в бухте Улис ВМБ во Владивостоке. Присужденная глубина-110 метров. В 1937 году демобилизован в запас. До 1942 года работал учителем географии и истории, завучем и директором в школах  Янтиковского района.

      28 мая 1942 года Павел Игнатьевич был мобилизован в действующий КБФ. Ехали они из Москвы до Ленинграда 5 суток, вместо 12 часов. По дороге им пришлось видеть целые горы трупов. Солдатам давали «суп с целыми зернышками пшеницы (пол порции), без хлеба. ( 30-40 зернышек пшеницы в порции).

       В январе 1944 года во время ликвидации блокады Ленинграда Павел Игнатьевич получил приказ  командира командовать звеном аэросаней, вооруженным морской дымовой аппаратурой. Было приказано закрывать дымовой завесой вооруженные силы, переходящие через Финский залив в районе Кронштадта, обеспечить полную маскировку, скрытность и безопасность перехода, переход войск без потерь. На улице был мороз: температура – 22-24 , штиль, гололед. На льду образовалось множество воронок от бомб врага. Вдруг аэросани угодили туда. Они еле-еле вышли из кабины и выкарабкались на лед. Павел Игнатьевич и его боевые друзья добрались до морского госпиталя имени И.П.Павлова в Кронштадт в «ледяном панцире».

       24 июня 1944 года при высадке десанта на о. Писари волна взрыва авиабомбы врага выбросила солдатов из катеров за борт (в море). Сколько воинов погибло при этом ?! Сколько  изувечено?! При этом контужен был и Павел Игнатьевич.

        7 мая 1945 года Игнатьев Павел Игнатьевич был направлен в управление ВМ учебных заведений в Адмиралтейство Ленинграда.

     В 00.05 минут 9 мая 1945 года корабли и части Ленинградской ВМБ получили радостное сообщение Верховного Главного командования об окончательном разгроме фашистов. 11 мая 1945 года Павел Игнатьевич получил приказ о назначении учителем географии и офицером-воспитателем (замполит командира курса ЛВМПУ). Он награжден орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда».

       Во время очередного отпуска в марте 1946 года Павел Игнатьевич и его отец обсуждали вопрос о дальнейшей службе. На желание сына обосноваться в Ленинграде, отец, угнетенный горем после гибели трех сыновей в войне, больной, прикованный к постели, сказал: «Какова судьба Василия (младшего сына в семье), находящегося на службе в Балтике, мы не знаем. Семейное положение-тяжелое…Зачем мы тебя родили?»

        7 июля 1946 года Павел Игнатьевич оставил Ленинград и приехал в родную деревню.Он начал работать директором школы, учился заочно, окончил Казанский Государственный педагогический институт.

          Павел Игнатьевич умер в 1982 году.

(Звучит песня «Баллада о солдате» в исполнении учащихся

(Слова М.Л. Матусовского, музыка В.П.Соловьева-Седого))

Ученик 6. Михаил Игнатьевич  родился в 1918 году, он был шестым ребенком в семье. Михаил окончил Янтиковскую школу колхозной молодежи в 1936 году, летом работал на Канашском вагоноремонтном заводе, затем поступил в Астраханский речной техникум на судоводческое отделение. До призыва на действительную службу  он работал на ледоколе «Саратовец», с 1938 года- служба на флоте. А потом - война…Он сразу уехал  на войну, даже не повидавшись с родными.

    Михаил был штурманским электриком подводной лодки С-7. В одном из боевых походов подводная лодка затопила 5 транспортов врага, за что 10 человек из экипажа наградили орденом Ленина, в их числе был и Михаил Игнатьев. Через несколько месяцев вражеская торпеда затопила С-7, большинство членов экипажа погибло, в том числе и Михаил.

Вечная память 24-летнему подводнику, Михаилу Игнатьевичу Игнатьеву!

Ученик 7. Василий Игнатьевич  родился 12 ноября 1921 года. Он был пятым сыном в семье. Отец назвал его Василием в честь своего брата. Трудно было в тот голодный год его матери, Пелагее Кононовне. Из-за голода она сильно заболела и не могла вскармливать грудью новорожденного Василия. Все лето стояла жара, раскаленная земля была в трещинах. Ни капли дождя не выпало. Озимые хлеба засохли, а яровые не взошли. Люди ели хлеб из лебеды. Для спасения малых детей в деревне Латышево учительница Елизавета Петровна Строгонова организовала специальную детскую кухню, где варили кашу «АRA». Тогда говорили, что эта каша была американская (ARA-AmericanReliefAdministration).

    В 1940 году, после окончания школы, Василий Игнатьевич начал службу в Кронштадте. В Великой Отечественной войне он был комендор-зенитчиком на эсминце «Строгий». 874 дня корабль был на огневой позиции в районе поселка Новосаратовка за период обороны Ленинграда. Много походов совершил за войну эсминец «Строгий», на котором служил Василий Игнатьевич. Последний бой он дал весной 1945 года на реке Нева. Василий Игнатьев награжден медалью Нахимова, орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда».

     После войны Василий Игнатьевич вернулся к мирной жизни. Всю жизнь он проработал учителем  бок о бок со своей супругой в Ивановской школе Янтиковского района. Они воспитали достойных граждан Отечества, их дети свято берегут память отца-отважного патриота Василия Игнатьевича Игнатьева.

       Василий Игнатьевич умер в 1997 году.

(Исполняется танец «Свеча памяти» в исполнении группы учащихся)

Классный руководитель: А теперь послушаем вторую группу.

Ученик 1. В книге чувашского писателя Антипа Николаева «Рассказывайте, клены», найденной нами в школьной библиотеке, говорится о старшем сержанте – разведчике Николае Афанасьеве, который совершил подвиг Александра Матросова. 

Ученик 2. (Выступлениесопровождается показом презентации) Николай Афанасьев родился в селе Кармалы Янтиковского района Чувашской Республики в 1923 году. В  семье Илларионова Афанасия Илларионовича и Андреевой Агафии Андреевны было шестеро детей: 4 девочки и два мальчика. Николай был третьим ребенком. В школе Коля учился хорошо, дружил со спортом. Его брат Семен вспоминает, что Коля был очень трудолюбивым, честным. Он всегда был готов помочь друзьям. После окончания школы он работал в артеле «Швейник» в городе Канаш. Затем он поехал в Чебоксары учиться на бухгалтера.  В июле 1942 года Николай ушел на войну. Воевал на Калининском фронте в составе учебного батальона 178-й стрелковой дивизии.

  …Январь 1943 года. 178-я стрелковая дивизия находилась севернее Ржева, на рубеже населенных пунктов Кондраково- Михалкино. Велась ожесточенная война. В ночь с 28 на 29 января группе разведчиков старшего сержанта Афанасьева было приказано уничтожить вражеский дзот на участке наступления батальона капитана Сафонова.

       Дзот… Его не задел ни один снаряд, ни одна мина его не нашла. Теперь, когда бойцы поднялись в атаку, косматые вспышки рыжего пламени медленно перемещались из стороны в сторону по темному зеву амбразуры. Пули разлетались веером, вздымали фонтанчики снега, секли ветки кустов. «Из-за него погибнут все бойцы»,- подумал Николай Афанасьев. Он вскочил на ноги, размахнулся и метнул гранату в амбразуру. Раздался оглушительный взрыв, пулемет замолчал. Но через минуту заговорил снова, намного быстрее, увереннее и с большей злобой. Коля, часто дыша и напрягая мускулы, вскочил и бросил последнюю гранату.

Три шага до дзота…

Строчит пулемет,

Завязла пехота,

Ни шагу вперед…

И – в вечность бросок…

Россию под Ржевом

От пули фашистской

Собою закрыл паренек.

Вражеский пулемет смолк. Но и сержант получил ранение. Он упал у самой амбразуры. Его друзья с криком «ура!» обрушились на врага…

Ученик 3. На следующий день Николая похоронили у той самой ели, где он погиб, закрывая своим телом амбразуру. Рядом с елью поставили памятник, увенчанный красной звездочкой. В рамке на цинковой пластинке – описание подвига старшего сержанта Николая Афанасьева, изображение ордена Красной звезды, которым он был награжден посмертно.

    Наш земляк Афанасьев совершил подвиг Матросова. Об этом написал лейтенант Сафонов  в своем письме отцу героя: «…Ваш сын Николай Афанасьев погиб смертью героя…Николая любили бойцы и командиры за храбрость и отвагу…»

А Коля, в этом тихом поле,

Лежит, не встанет никогда…

Лишь горький ветер, нам порою,

Напомнит страшные года.

Сегодня мало кто заплачет

Придя к могилам той войны,

Но это все-таки не значит

Что позабыли Колю мы.

Ученик 4. Не забывает родной народ своего героя. 29 октября 1975 года в его родной школе установлен бронзовый бюст-памятник. Его автор – Майраслов Алексей Петрович, уроженец деревни Яншихово-Норваши  Янтиковского района. В мае 1976 года разбит сквер имени героя Афанасьева. По обе стороны сквера  растут ели, такие же, как и подо Ржевом.

Ученик 5. В январе 1967 года на собрании колхоза «Слава» было принято решение о ходатайствовании перед сессией  исполкома Тюмеревского сельсовета назвать  одну из улиц села Кармалы именем Николая Афанасьева. Итак, улица, где родился и вырос герой, называется улицей Афанасьева. Советуем прочитать эту книгу.

Классный руководитель: Давайте почтим минутой молчания память всех погибших за Родину.

(На слайде под звуки Реквиема Моцарта появляются строки: 5429 уроженцев Янтиковского района отправились на фронт, 3156 из них не вернулись)

Мы будем всегда с благодарностью помнить о наших земляках, как и обо всех воинах, сражавшихся за наше мирное небо над головой, за свободу нашей Родины.

(Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце», слова Л.И.Ошанина, музыка А.И.Островского)

 

 

 

 


Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
429290, Чувашская Республика, Янтиковский район, с. Янтиково, пр. Ленина, 13
Телефон: 8 (83548) 2-15-41, 8 (83548) 2-14-47
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика