12 января 2023 г.
Николаева Валерия Вадимовна, учитель МБОУ «Турмышская СОШ»
Применение игровых технологий на уроках музыки
Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.
В практике проведения уроков музыки получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами (предлагаемыми педагогом), подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.
Игра «Музыкальное имя»
Задачей самых первых уроков музыки является знакомство учителя с детьми. Для этого подойдет игра, которая поддерживает уважительное вслушивание в имя одноклассника, в произнесение этого имени.
Дети вместе с учителем стоят в кругу. Учитель пропевает свое имя и отчество на очень несложный мотив, так, чтобы дети могли повторить его, а ребята как можно точнее повторяют «музыкальное имя» учителя. Затем учитель просит поднять руку того, кто тоже хочет спеть свое имя. Ученик так же пропевает свое имя, и весь круг точно повторяет его звучание. Эта игра продолжается до тех пор, пока есть желающие. Обязательно найдутся дети, которые не захотят «петь свое имя», – заставлять их не нужно: возможно, им требуется время, чтобы привыкнуть к ситуации, освоиться, достичь определенного доверия.
Игра, благодаря которой и в которой происходит творческое расширение смысловой позиции обучающихся, приобретение и знаний о музыке, и универсальных учебных действий - является ведущим методом работы с учебником в начальной школе.
Например, групповые игры с фрагментами текста
Написание эссе по прослушанному произведению.
Звучит произведение. Используя разноцветные стикеры, попросить записать свои впечатления о прослушанном произведении. Либо во время звучания, либо после, ни говоря ни слова, чтобы не нарушить ауру, которая создалась во время звучания музыкального произведения, дети записывают в течение 1-2 минут свои впечатления.
Это может быть индивидуальный проект. Можно проводить как вариант парной работы.
Передать ученикам, которых выберут на роль «писателей». Их задача попытаться понять, как услышали музыку одноклассники и написать маленькое эссе, от имени класса, включив наиболее часто встречающиеся эпитеты, наиболее содержательно оформленное высказывание.
При этом дети учатся друг у друга, а не у учителя.
Игры для развития чувства ритма.
Предлагаете поиграть детям на тех инструментах, которые всегда с собой (звучащие жесты). Учитель воспроизводит два хлопка, сопровождая их соответствующими слогами: «хлоп-хлоп». Дети по жесту учителя повторяют. Затем шлёпают по коленам: «шлёп-шлёп», негромко топают: «топ-топ», щёлкают пальцами: «щёлк-щёлк». Можно также сказать, что ещё есть цокающий язычок, а очень красивый гулкий звук получается, если стучать ладонями по грудной клетке. Вот сколько инструментов всегда с собой!
Игра проводится 1-2 минуты.
Звучит полька. Ученики на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: хлопок, шлепок по коленям, притоп, два пальчика над головой.
В таких играх у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
«Поем молча»
Исполняется фрагмент песни и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»развивает мышление, чувство ритма и слух учащихся.
Одна команда простукивает ритмический рисунок популярной песни. Другой команде предлагается назвать песню.
Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
Игра «Отгадай и повтори».
Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных и шумовых инструментов: ксилофона, колокольчика, треугольника, маракаса, деревянных ложек, бубна. Развивать тембровый и динамический слух.
Ширма для ведущего с набором музыкальных инструментов. Два столика для участников игры с аналогичными наборами музыкальных инструментов.
В игре принимают участие три человека, один из них – ведущий. Ведущий выбирает один из инструментов и исполняет небольшую ритмическую композицию.
Задача игроков отгадать прозвучавший инструмент, и продемонстрировать свой вариант игры. Выигрывает тот, кто правильно определил инструмент и сыграл на нем.
На фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов может проводиться один из видов вокальных игр - ритмодекламация.
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Главное правило: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать ложки.
Выбор музыкальных инструментов для детского музицирования на уроке зависит от нескольких факторов:
– наличие определенного набора и количества инструментов в кабинете музыки;
– владение учителем методами и приемами включения инструментального музицирования в драматургию урока;
– уровня музыкального развития каждого конкретного класса и готовности детей к применению инструментов на уроке.
В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность используется для общего музыкального и творческого развития.
«Свой оркестр»
Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом.
Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.
Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.
Игра - речевое «Эхо»
С помощью этой игры можно учить, например слова изучаемой песни.
Учитель выразительно произносит слова песни короткими фразами, дети повторяют, точно передавая интонацию учителя. Можно устраивать ловушки: то повышать, то понижать голос, говорить взволновано или с пафосом. Эхо должно точно отражать любые интонации.
Вариант игры - «Умное ЭХО»: учитель намеренно делает ошибки в тексте песни, а умное эхо, повторяя правильные слова, в момент ошибки замолкает.