02 февраля 2022 г.
Этнографический уголок на основе изучения
чувашского языка и литературы в общеобразовательных школах
Этнография – это историческая наука, изучающая культуру и быт чувашского народа, их происхождение.
В связи с этим, что этнография не преподается в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий. В Янтиковской школе имени Героя Советского Союза П.Х.Бухтулова 2012 году при школе создан этнографический уголок «Аваллăх ахрăмĕ» («Эхо старины»), посвященной к Году культуры в России - 2013. Организовали кружок «Эхо старины» для 5-9 классов.
Этнографические занятия школьников в течении учебного года являются одной из форм изучения культуры и быта чувашского народа, родного края.
Занятия в этнографическом уголке развивает кругозор, повышает культурный уровень, знакомит учащихся с системой и методическими основами сбора экспонатов, дают им первичные навыки исследовательской работы.
Основными методами этнографического изучения являются наблюдение, сбор старинных материалов для этнографического уголка школы.
Основными целями этнографического уголка являются:
. расширение кругозора и повышение знаний культуры и быта чувашского народа;
. развитие навыков сбора и обработки экспонатов;
. воспитание интереса к истории родного села и района;
. знакомство с первичными навыками исследовательских и научных работ;
. развитие навыков сотрудничества с историческими и этнографическими музеями района и республики.
Задачи этнографического уголка:
-развивать навыки работы с этнографическими материалами, экспонатами;
-стимулировать развитие творческих способностей;
-способствовать развитию социальной активности путем постоянной работы школьников в контактах с населением села, района;
-стимулировать формирование у школьников этических норм культуры, поведения, профессиональными требованиями, предъявляемыми к этнографу во время экспедиционной работы.
С целью сбора предметов старины были организованы этнографические поездки в некоторые села и деревни района, в ходе которых были найдены экспонаты. Сталкиваясь со всевозможными трудностями, мы искали и находили пути их преодоления. В фонде уголка насчитывается более 70 подлинных предметов старины. Здесь собран достаточно богатый и разнообразный этнографический материал, составляющий основной фонд уголка. Экспонаты школьного этнографического уголка используются на школьных, районных творческих конкурсах. На базе школьного этнографического уголка проводятся районные республиканские семинары учителей чувашского языка и литературы.
Этнографические материалы широко используются в учебно-воспитательном процессе. Бесценно значение музейных экспонатов в создании особого микроклимата на уроке, доброго настроя в душах воспитанников. Использование богатого этнографического материала способствует повышению эффективности и результативности учебного процесса по чувашскому языку и литературе. Мы применяем разные методы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.
Этнографический уголок способствует формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Со дня открытия уголка проводится просветительская, поисково-исследовательская работа. В ходе урочных и внеурочных занятий мы выявляем творческих и целеустремленных детей и стараемся активно вовлекать в проектную и исследовательскую деятельности по изучению истории и культуры чувашского народа. Темы последних исследований учащихся: «Имена в «Старинные меры длины и веса», «Вера Кузьмина- гордость нашего района», «Улянкă ялĕн хушма ячĕсем» и другие. Стараемся учить детей самостоятельно пользоваться различными источниками информации, развивать творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей, стремление работать.
Этнографический уголок в учебном процессе делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в уголке. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать свою сопричастность с прошлым. Экспонат может вызвать эмоциональный всплеск, ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события.
В этнографическом уголке дети знакомятся с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда), с ткачеством и вышивкой в быту, орнаментальным искусством, украшением изделий вышивкой, изготовлением женских головных уборов. Приобщение к народной культуре во всех её проявлениях (устройство крестьянской избы, домашняя утварь, одежда, рукотворное творчество) способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к эстетической деятельности.
В этнографическом уголке имеются украшенные вышивкой полотенца, сурбаны, масмаки, платки, фартуки… Красоту вышивкам придают не только оригинальные и талантливо выполненные рисунки, но и богатая расцветка, характерная для национальной вышивки. Это можно использовать при изучении чувашской вышивки. Использование материалов уголка на уроках и внеклассных занятиях состоит и в работе с вещественными и письменными источниками непосредственно через анализ источников и игровую деятельность. Игровые формы используются в основном в начальном и среднем звене. Например, для учащихся 5-ых классов провели праздник «Улах ларни», «Асанне арчи» – изучение содержимого сундука, предназначения каждой вещи. Именно на основе непосредственного восприятия предметов у учащихся и формируются образные представления и понятия о прошлом.
С 2013 года в школе начал работать кружок «Эхо старины». Недели чувашского языка и литературы проходят в этнографическом уголке. И, вообще, ни одно мероприятие школьного методического объединения учителей чувашского языка и литературы не обходится без привлечений материалов и экспонатов с этнографического уголка.
Этнографический уголок наглядно демонстрирует молодому поколению «дела давно минувших дней», быт и занятия предков. Учащиеся школы уверены в том, что без знания прошлого нет будущего. Именно использование материалов школьного этнографического уголка на уроках и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, желание глубоко почитать своих предков, знать об их обычаях и обрядах. Такая работа помогает воспитывать уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.
Г.А. Степанова, И.Н. Николаева
учителя чувашского языка и литературы МБОУ
«Янтиковская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза П.Х.Бухтулова»